Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Богородично-Рождественская девичья пустынь

Официальный сайт Калужской епархии



 Поиск 


 События 
Великий Пост
Вечная память
Вси святии, молите Бога о нас!
Знаменательные даты
Повседневная жизнь
Праздники
События в РПЦ
События в России
События в мире
Цветная триодь


 РУБРИКИ 
"Ломовская"
Монашество
Храм и святыни
Монастырь
Подвижники благочестия
Наши гости
Читаем, смотрим, обсуждаем
Наши питомцы
Откровение помыслов
Письма в монастырь
Знаменитые соседи
ВИДЕО
Святые земли Калужской
Жертва Богу
Бессмертный полк
Паломничество


 ФОТО 


 Рубрики 

Великий Пост Монахов правило кротчайшее…
Суббота, 13 Март 2010

Икона "Лествица"

В Евангелии, читаемом в 4 Неделю, Церковь благовествует, что и дух злобы изгоняется из человека только молитвою и постом, и вместе предвозвещает приближающуюся радость воскресения Христова.


Из всего сонма святых Православной Церкви именно Иоанн Лествичник выбран Церковью как пример для подражания. И его учение как руководство к духовной жизни особенно пригодно для чтения в период Великого поста. В богослужебных текстах Иоанн назван «лествицею добродетелей» и человеком, который взошел к высоте боговидения. «Законоположителя обучения, и монахов правило кротчайшее, яко Моисеа тя и Давида воистину, стяжавше отче, ублажаем.» (Песнь 4 канона)

Этот Угодник Божий жил в VI веке, родом сирианин, по своему сочинению названный Лествичником. В 17 лет принял иночество, в 40 удалился в Синайскую пустыню Фола.

Хотя преподобный не уклонялся от пищи, невозбраненной уставом во время поста, дабы тем сокрушить, как сам говорил, рог гордыни; но принимал ее столь мало, что казался более отведывающим, нежели вкушающим; зато от всякой страсти  воздерживался он решительно, повелительно говоря  к ней: молчи, онемей! Покаяние его было соединено с глубоким сокрушением сердца и слезами.

Поставленный игуменом в возрасте 75-ти лет, после сорокалетнего подвижничества в уединении, преподобный начал путь нового восхождения к Богу и большего приближения к Небу. Около четырех лет управлял преподобный Иоанн Лествичник святой обителью Синая, восходя далее по степеням духовных совершенств, и с большею ревностию, нежели до принятия начальства над братией.  

Зная о мудрости и духовных дарованиях преподобного, Раифский игумен от лица всех иноков своей обители просил написать для них "истинное руководство для последующих неуклонно, и как бы лествицу утверждену, которая желающих возводит до Небесных врат..." Преподобный Иоанн назвал свое творение - "Лествица", объясняя название следующим образом: "Соорудил я лествицу восхождения... от земного во святая... во образ тридцати лет Господня совершеннолетия, знаменательно соорудил лествицу из 30 степеней, по которой, достигнув Господня возраста, окажемся праведными и безопасными от падения". И в 27 слове: «Каждый сам да рассмотрит себя, на какой он стоит степени.

Хотя книга была написана для иноков, любой христианин, живущий в миру, получает в ней надежного путеводителя для восхождения к Богу, и столпы духовной жизни - преподобный Феодор Студит, Сергий Радонежский, Иосиф Волоколамский и другие - ссылались в своих наставлениях на "Лествицу" как на лучшую книгу для спасительного руководства.

Сначала Иоанн описывает первый этап монашеской жизни, который состоит в удалении от мира и от всего, что напоминает мир, «отчуждение» (гл. 1-3, где описывается отречение, разрыв и изгнание). Затем описывается борьба подвижника между добродетелями и пороками, чередующимися друг с другом: печаль, послушание, покаяние, памятование о смерти, очистительный плач, негневливость, памятозлобие, злословие, молчание и прочие (гл. 4-26). Заключительные главы выделяются в особую группу, в них повествуется о совершенстве в любви, безмолвии, внутренней молитве (гл. 27-30).

Содержание одной из степеней "Лествицы" (22-я) раскрывает подвиг истребления тщеславия. Преподобный Иоанн пишет: "Тщеславие высказывается при каждой добродетели. Когда, например, храню пост - тщеславлюсь, и когда, скрывая пост от других, разрешаю на пищу, опять тщеславлюсь - благоразумием. Одевшись в светлую одежду, побеждаюсь любочестием и, переодевшись в худую, тщеславлюсь. Говорить ли стану - попадаю во власть тщеславия. Молчать ли захочу, опять предаюсь ему. Куда ни поверни это терние, оно всё станет спицами кверху. Тщеславный... на взгляд чтит Бога, а на деле более старается угодить людям, чем Богу... Люди высокого духа сносят обиду благодушно и охотно, а слушать похвалы и не ощущать никакой приятности могут только святые и непорочные... Когда услышишь, что ближний или друг твой в глаза или за глаза злословит тебя, похвали и полюби его... Не тот показывает смирение, кто сам себя бранит: как быть несносным самому себе? Но кто, обесчещенный другим, не уменьшает своей любви к нему... Кто превозносится природными дарованиями - счастливым умом, высокой образованностью, чтением, приятным произношением и другими подобными качествами, которые легко приобретаются, тот никогда не приобретает даров сверхъестественных. Ибо кто в малом не верен, тот и во многом будет не верен и тщеславен. Часто случается, что Сам Бог смиряет тщеславных, насылая неожиданное бесчестие... Если молитва не истребит тщеславного помысла, приведем на мысль исход души из этой жизни. Если и это не поможет, устрашим его позором Страшного суда. "Возносяйся смирится" даже здесь, прежде будущего века. Когда хвалители, или лучше - льстецы, начнут хвалить нас, тотчас приведем себе на память все беззакония свои и найдем, что вовсе не стоим мы того, что нам приписывают".
 
«Лествица» была широко переведена на все древние языки христианства: латинский, сирийский, армянский, грузинский, арабский, эфиопский и многократно на славянский (из славянских переводов «Лествицы» наиболее известен список, выполненный в 1387 г. св. митрополитом всея Руси Киприаном в Студийском монастыре и в 1390 г. привезенный им же на Русь), а также и на многие новые.

«Лествица» прп. Иоанна стала любимейшим чтением на монастырских трапезах, как видно помимо прочего и из множества рукописей, которые ее содержат. Согласно указаниям типикона она должна читаться в течение Великого Поста — с понедельника по четверг на утрени и на 3, 6 и 9 часах, а по пятницам — на 3 и 9 часе. 


Автор: admin
Прочитали: 279 раз

Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Новости по теме:
  • Почему Великопостные службы такие длинные
  • Возсия весна постная
  • Аксиос!
  • Смысл нашего служения
  • Кто хочет идти за Мною…

    Читайте так же:
  • Во дни печальные Великого Поста
  • Пятая неделя Великого поста. Мария Египетская.
  • 4 Неделя Великого поста преподобного Иоанна Лествичника
  • Сила жизни от древа Крестного
  • Жизнь во Христе согласно учению святителя Григория Паламы
    Вернуться назад


  •  Контакты 
      приёмная:
      +7 920 881 33 33
      +7 920 883 55 55

      благочинная:
      +7 920 889 57 82

      факс:
      +7 (495) 660 62 77
     
    добавочный 955627

      e-mail:
      baryatino1@yandex.ru


     Информация 
    Адрес
    Расчетный счет
    Пожертвование
    Паломникам


     Эконом на связи 




     Котята В КОНТАКТЕ 
     Страничка про наших котят В Контакте


     СМИ о нас 
    В. Залотуха "Просьба с объяснениями"
     "Монастырь без секретов""Семь закатов в Барятино"
    А. Ливанская "Деревня Барятино"
      

    Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (25)