Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Богородично-Рождественская девичья пустынь

Официальный сайт Калужской епархии



 Поиск 


 События 
Великий Пост
Вечная память
Вси святии, молите Бога о нас!
Знаменательные даты
Повседневная жизнь
Праздники
События в РПЦ
События в России
События в мире
Цветная триодь


 РУБРИКИ 
"Ломовская"
Монашество
Храм и святыни
Монастырь
Подвижники благочестия
Наши гости
Читаем, смотрим, обсуждаем
Наши питомцы
Откровение помыслов
Письма в монастырь
Знаменитые соседи
ВИДЕО
Святые земли Калужской
Жертва Богу
Бессмертный полк
Паломничество


 ФОТО 


 Рубрики 

Знаменательные даты Уроки Герцена
Воскресенье, 08 Апрель 2012

портрет Герцена
Его юбилей, как всякий юбилей, исполнен славословий и похвал: мыслитель, философ, революционер, гениальный писатель и т.п.  Между тем Герцена мало кто сейчас читает, разве историки, к тому же он скомпрометирован мифотворческой статьей В.И. Ленина, которую, впрочем, тоже уже никто не помнит.

В советское время автор «Былого и дум» пользовался чрезвычайной популярностью, но не как писатель, а как последовательный борец с царским режимом, автор боевых прокламаций, неустанно призывавший «к топору», правда, «с того берега». Автобиографическая книга его «Былое и думы» прекрасна и полезна на любом отрезке истории, поскольку представляет собой яркую историю становления и, увы, крушения незаурядной личности, достойной лучшего применения.

Путь Герцена чрезвычайно трагичен и потому поучителен. Он родился, жил и умер романтиком, как в хорошем, так и дурном смысле этого слова. С детства вглядываясь в себя с удивлением и восторгом, в юности ощущая избыток сил  и потребность кипучей деятельности, он всегда ощущал себя «избранным сосудом», предназначенным к чему-то великому; взять хоть знаменитую совместную с Огаревым клятву на Воробьевых горах: «… со слезами бросились друг другу на шею и перед природой и солнцем поклялись всю жизнь посвятить на борьбу с неправдой и пороками…» ; а следом признание: «прошло несколько лет, мы ушли вперед и иначе поняли жизнь».

Вольтерьянец, затем гегельянец, сенсимонист, преданный социализму, который он почему-то называл наукой, от шумных попоек и интеллектуальных споров Герцен был неожиданно препровожден в ссылку, но и в захолустной Вятке романтическое восприятие ему не изменило: «я провел много чудных, святых минут, встретил много горячих сердец и дружеских рук». Любовь и брак с Натальей Захарьиной, само собой, тоже возносятся на неземную высоту:   «Натали значит Родина, Александр – мужественная защита, это перст Его, это иероглиф с высоким смыслом». По истечении ссылки пребывание в Петербурге: «я недолго служил, всячески лынял от дела»; и снова ссылка, на этот раз в Новгород. «Поймут ли, оценят ли грядущие люди весь ужас, всю трагическую сторону нашего существования, – а между тем наши страдания – почка, из которой разовьется их счастие» – так он осмысливал события того периода. В советские времена те самые «грядущие люди», попавшие в свой час на Колыму,  посмеивались над «страданиями» борцов с «николаевским тиранством».

Как революционер Герцен остыл после парижских баррикад 1848 года. Как западник отрезвел, поселившись в эмиграции: чего стоят желчные замечания в «Былом и думах» о немцах, французах, британцах и прочих «европейских басурманах», «стертых, дюжинных» рабах собственности, привыкших «всё сводить к лавочной номенклатуре». Но романтике он не изменил, только теперь восторженно уповал на русскую крестьянскую общину, из которой непременно должен развиться социализм. Цепь политических неудач и скорбных семейных обстоятельств приводит Герцена на грань отчаяния; но он уговаривает себя, что полезен России, как поставщик «вольного слова», хотя на закате жизни ощущает себя разочарованным, погасшим, бездомным и не видит в будущем ни одной светлой черточки; по выражению Грановского, «на чужой почве» Герцен потерял все, «что было живого и симпатического в его таланте»; сам он признавался, что «вошел в свою зиму в праздном отчаянии и лютом одиночестве».

Мировоззрение Герцена многократно трансформировалось в зависимости от обстоятельств, неизменным оставалось одно: он не имел живой веры, испытывая к христианству  почтительно-отстраненное отношение. Отсюда философская путаница, подверженность политиканству и множеству самых противоречивых идей, отсюда и губительная нравственная широта, сломавшая жизнь нескольким близким ему людям. Бедный, бедный Герцен.

Автор: admin
Прочитали: 323 раза

Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное


Читайте так же:
  • Освящение храма в честь преподобного Сергия Радонежского
  • С Богом ничего не бойтесь...
  • Клеветникам России
  • ПОЗДРАВИЛИ ВЛАДЫКУ МИТРОПОЛИТА КЛИМЕНТА
  • Поздравляем Алексея Ильича Осипова с 75-летием
    Вернуться назад


  •  english 


     Архив событий 
    «« Ноябрь 2017 »»
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4 5
    6 7 8 9 10 11 12
    13 14 15 16 17 18 19
    20 21 22 23 24 25 26
    27 28 29 30
    24.11.2017


      



     Контакты 
      приёмная:
      +7 920 881 33 33
      +7 920 883 55 55

      благочинная:
      +7 920 889 57 82

      факс:
      +7 (495) 660 62 77
     
    добавочный 955627

      e-mail:
      baryatino1@yandex.ru


     Информация 
    Адрес
    Расчетный счет
    Пожертвование
    Паломникам


     Эконом на связи 




     Котята В КОНТАКТЕ 
     Страничка про наших котят В Контакте


     Наши ссылки 
    Богослов.ру


     СМИ о нас 
    В. Залотуха "Просьба с объяснениями"
     "Монастырь без секретов""Семь закатов в Барятино"
    А. Ливанская "Деревня Барятино"
      

    Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (11)