Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Богородично-Рождественская девичья пустынь

Официальный сайт Калужской епархии



 Поиск 


 События 
Великий Пост
Вечная память
Вси святии, молите Бога о нас!
Знаменательные даты
Повседневная жизнь
Праздники
События в РПЦ
События в России
События в мире
Цветная триодь


 РУБРИКИ 
"Ломовская"
Монашество
Храм и святыни
Монастырь
Подвижники благочестия
Наши гости
Читаем, смотрим, обсуждаем
Наши питомцы
Откровение помыслов
Письма в монастырь
Знаменитые соседи
ВИДЕО
Святые земли Калужской
Жертва Богу
Бессмертный полк
Паломничество


 ФОТО 


 Рубрики 

События в РПЦ МЕЖДУНАРОДНАЯ БОГОСЛОВСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «МОНАШЕСТВО СВЯТОЙ РУСИ: ОТ ИСТОКОВ К СОВРЕМЕННОСТИ»
Среда, 30 Сентябрь 2015


23-24 сентября в Покровском ставропигиальном женском монастыре Москвы в рамках празднования 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира прошла международная богословская научно-практическая конференция «Монашество Святой Руси: от истоков к современности», организованная Синодальным отделом по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви. Участие в форуме приняли игумены и игуменьи монастырей множества российских и зарубежных епархий Русской Православной Церкви, Украины, Белоруссии, Молдавии, монастырей Греции и Кипра, была приглашена и наша игуменья, матушка Феофила.

Конференцию открыл Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност. Первый доклад  касался исторических истоков возникновения первых монашеских общин в Древнем Киеве, крупнейшей из которых являлась Киево-Печерская лавра. Епископ Боярский Феодосий (между прочим, бывший калужанин, насельник Боровского монастыря) говорил о роли Киево-Печерского монастыря в процессе формирования основ монашеской общинной жизни в Древней Руси. Докладчик подробно рассмотрел исторические свидетельства об основании монастыря преподобным  Антонием по афонскому образцу. В 60-е годы XI века в связи с ростом числа монашеского братства преподобный Феодосий Печерский ввел Студийский общежительный устав, что позволило сохранить и упорядочить жизнь иноческого общежития. С этого времени фундамент жизненного уклада обители зиждется на принципах строгого общего жития, отречения от собственности, полного равенства братии между собой, молитвы и труда.

Епископ Лидский и Сморгонский Порфирий (Белоруссия) в своем выступлении коснулся проблемы отсутствия монастырей в некоторых новых епархиях и возможных путей их организации. Наиболее сложной представляется задача возникновения монастырей в современных условиях вокруг духовно сильных наставников, примеры которых мы находим у истоков возникновения монашеских общин (обитель преподобного Сергия Радонежского и организация множества монастырей вокруг его духовных учеников). В XX веке примером личностей, сформировавших обширный круг последователей традиции, епископ назвал старца Иосифа Исихаста на Афоне и архимандрита Софрония (Сахарова), создавшего монашеское братство в Эссексе (Великобритания). К сожалению, современность редко одаривает нас личностями такого масштаба, и чаще всего монашеская община формируется, исходя из наличия «монастырских стен», нежели вокруг выдающегося духовного наставника.

Епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин (Белорусский экзархат) отметил, что в условиях возрождения старых и создания новых обителей с учетом многолетней оторванности от монашеской традиции необходимо воспитывать в насельниках стремление к жизни духовной, личной и уединенной, в непрестанном предстоянии перед Богом. Несмотря на изменения, происшедшие в мире, монах, как и прежде, призван служить миру своей жизнью и молитвой.

Настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального монастыря Москвы игумения Викторина (Перминова) рассказала о своем опыте принятия в монастырь новых насельников. Очень часто новоначальные, поступающие в современный монастырь, либо напичканы «теорией» и слабо представляют повседневную жизнь монастыря, готовы только «молиться» и «спасаться», но не работать, либо преследуют лишь практическую цель - получить от монастыря «социальный пакет» сытого существования.  В таких случаях задачей для игумена становится не столько понять причины пребывания насельника в монастыре, сколько раскрыть таковые ему самому. Неудачи в послушании у новоначальных часто связаны с тем, что они пытаются жить и действовать, руководствуясь привычными логическими принципами (сделать по-своему будет лучше, разумнее, результативнее, проще).

Доклад архимандрита Елисея, игумена монастыря Симонопетра (Святая гора Афон), посвященный проблеме игуменства как сочетания духовного водительства и административных функций, зачитал эконом монастыря Благовещения Пресвятой Богородицы в Ормилии архимандрит Серапион. Одной из важных проблем, встающих перед современным монастырем, становится сохранение традиций монашества на пути духовного и административного созидания монашеской общины в сегодняшних реалиях. Значение института настоятельства для Церкви не ограничивается его управленческими функциями, в теории настоятель должен являть собой образец монашеского жития. Старец Эмилиан так формулирует принципы «отстраненности», необходимой для настоятеля монастыря: «Настоятель отчужден от всего и чужд всему… Это некто, умерший для всех и для всего, но живой только для Бога и его чад. Если он не будет чужим и отчужденным, он будет во власти обстоятельств, впутанным в тысячи дел и не сможет быть настоящим отцом для своих детей… Он должен быть нерассеянным умом и непопечительным человеком». Несмотря на бремя административной ответственности первый и единственный ответ за братию настоятель держит перед Богом. Одновременно  он служит связующим звеном между монастырем и миром, выступает «главным администратором некоего сообщества со своими практическими нуждами, который испытывает давление, соприкасаясь с логикой этого мира». Не только повседневные практические потребности насельников монастыря, но даже рост его внешнего духовного и культурного значения становятся бременем для настоятеля и старшей братии. Как пример положительного опыта приводится схема управления монастырями, принятая на Афоне, предполагающая разделение административно-хозяйственных функций между игуменом-старцем и Собором Старцев (Герондией), которые берут на себя основные области управления (наместник, казначей, заведующий канцелярией и другие.). Часто в византийских монастырях главную административную функцию выполнял эконом, ведующий управлением и внешними сношениями, тогда как игумен имел попечение о молитве и духовном водительстве монахов и даже мог пребывать в затворе. Эта схема не закрепилась на Афоне и не вошла в употребление в других греческих монастырях. Как в Греции, так и на Руси обязанности управления монастырем разделились между игуменом, сосредоточенным на административных функциях, и избранным братией духовником. Игумен, имеющий силы сохранить состояние отрешенности и трезвения, несмотря на контакты с внешним миром, становится живым примером христианского монашеского служения для насельников своей обители.

Игумения Георгия, настоятельница Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря (Волгоградская митрополия) рассказала, что в своем духовном руководстве продолжает традицию игумении Арсении (Себряковой), при которой обитель пережила период расцвета (вторая половина XIX века). В докладе прозвучала тема свободы воли в духовном наставничестве. Как и прежде, многие насельники монастырей ищут в игумене «твердый жезл», твердую человеческую волю, а не «трость, ветром колеблемую, часто приклоняющуюся к земле и почти сокрушенную», не понимая, что в каждой отдельной духовной жизни опорой может быть только Бог и воля Божья. Наставник может лишь указать на нее, раскрыть ее смысл, но не может подменить ее своей неограниченной волей, действующей в рамках той самой понятной новоначальному человеческой логики.

24 октября после Божественной литургии конференция продолжила работу. Игумения Иулиания сообщила, что в секции «Жизнь монастыря в современном мире» темы докладов сформулированы на основании вопросов, поступивших из епархий в Синодальный отдел по монастырям и монашеству.

Весьма актуальной проблемой является в настоящее время присутствие в монастырях продуктов новейших технологий, прежде всего – современных средств связи. В докладе, посвященном вопросу соотношения современных технологий и отречения от мира, архиепископ Берлинский и Германский Марк обратил внимание на то, что  в наши дни многократно увеличивается опасность попасть в зависимость от технических средств, утратить душевный мир и молитвенный настрой. Однако  исполнять целый ряд послушаний сегодня невозможно, в частности, без компьютера, поэтому владыка Марк предложил ряд практических мер, ограничивающих его негативное влияние на жизнь иноков.

Игумен Петр (Мажетов), настоятель Свято-Косьминской мужской пустыни (Екатеринбургская епархия), осветил тему отношения монахов к родственникам, представив вниманию аудитории богословский, аскетический и экклесиологический аспекты понимания этой проблемы и возможные пути ее разрешения.

Архимандрит Порфирий (Шутов), наместник Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря, в докладе «Взаимоотношения между монастырями: значение и формы общения» напомнил собравшимся основы библейско-богословского учения об общении и классифицировал, какие формы общения необходимы монастырям в наше время, какие желательны и какие допустимы.

Игумения Феоксения, настоятельница монастыря иконы «Живоносный источник» Хрисопиги в Ханье (о. Крит, Греция) подготовила  доклад на тему «Исполнение обета отречения от мира в условиях взаимодействия с миром», предложив собравшимся святоотеческий взгляд на кажущееся противоречие, обозначенное в теме. Святые никогда не остаются безучастными к человеческой боли. «Удаляясь от мира, монах должен быть другом каждому человеку, сострадать беде каждого.  В этом тайна монашеской жизни», – отметила игумения Феоксения.

О том, как найти золотую середину в вопросе духовного образования и внутреннего делания монашествующих, рассказала собравшимся игумения София (Силина), настоятельница Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге. Она поделилась пониманием того, каким образом должен складываться процесс образования монашествующих. Подлинное постижение богословской науки монахом происходит в результате сочетания интеллектуальной деятельности с очищением сердца от страстей в послушании игумену, в смирении и кротости души. «Отвлеченное  рациональное знание, – считает игумения София, – лишается жизненной силы».

После обсуждения докладов работа продолжилась в формате круглых столов, организованных отдельно для игуменов и игумений монастырей, по теме «Отеческое (материнское) отношение к братии (сестрам) и управление монастырем».

Заседание круглого стола для игуменов монастырей возглавил епископ Борисовский и Марьингорский Вениамин.

Вначале был заслушан доклад наместника Псково-Печерского мужского монастыря архимандрита Тихона (Секретарева), посвященный святым обители и возможности прославления и канонизации старца, Печерского духовника архимандрита Иоанна (Крестьянкина).

Затем участники приступили к обсуждению актуальных вопросов современной монашеской жизни, важнейшими из которых являются: сочетание игуменом монастыря доверия к братии и контроля над ними; каким образом игумен может оценить свое управление монашеским братством.

Мнения заседавших разделились: некоторые игумены высказались за систематический контроль над насельниками монастыря в духе Евангельской любви со стороны благочинного обители и специально учиненных братий, поскольку наместник отвечает за вверенных ему чад пред Богом. Большинство же присутствующих считают, что само понятие «контроль» в узком его понимании как термина административного неприемлемо в данной ситуации: более уместно оперировать понятиями духовный надзор и духовное попечение, пастырское окормление и воспитание, которые предполагают взаимное духовное доверие братии и игумена обители,  в этом случае будет осуществляться духовное возрастание насельников и наместника обители. Личный пример игумена и его молитвенный настрой должны являться духовным ориентиром для братии.

В завершение участники обменялись впечатлениями и поддержали предложения, внесенные Председателем Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископом Сергиево-Посадским Феогностом, по совершенствованию проведения монашеских конференций.

Круглый стол для настоятельниц возглавила игумения Иулиания (Каледа). Участницы обсудили вопросы, связанные с необходимостью духовного единства, доверия и послушания насельниц игумениям; поделились опытом решения насущных проблем монастырской жизни.

Завершая работу, участники выразили глубокую благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за благословение провести данную конференцию. По результатам работы был принят итоговый документ.

Обширная географическая карта обителей, представленных участниками конференции, а также тематическое и историческое обилие озвученных вопросов свидетельствуют о повышенном интересе к современным проблемам монашеского общежития  в его повседневной, духовной и богословской жизни.

Некоторые выступления участников конференции полностью опубликованы на сайтах  www.monasterium.ru  и www.bogoslov.ru.


Автор: admin
Прочитали: 104 раза

Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное


Читайте так же:
  • Презентация Матушкиной книги "Плач третьей птицы"
  • Во внимание к ревностному служению и за труды.
  • Международная богословская научно-практическая конференция «Монастыри и монашество: традиции и современность»
  • Об избрании викарного епископа в Калужской епархии
  • Пленум Межсоборного присутствия
    Вернуться назад


  •  english 


     Архив событий 
    «« Ноябрь 2017 »»
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4 5
    6 7 8 9 10 11 12
    13 14 15 16 17 18 19
    20 21 22 23 24 25 26
    27 28 29 30
    24.11.2017


      



     Контакты 
      приёмная:
      +7 920 881 33 33
      +7 920 883 55 55

      благочинная:
      +7 920 889 57 82

      факс:
      +7 (495) 660 62 77
     
    добавочный 955627

      e-mail:
      baryatino1@yandex.ru


     Информация 
    Адрес
    Расчетный счет
    Пожертвование
    Паломникам


     Эконом на связи 




     Котята В КОНТАКТЕ 
     Страничка про наших котят В Контакте


     Наши ссылки 
    Сайт храма Святых Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове: списки жертв репрессий на Бутовском полигоне НКВД, жизнеописания пострадавших, воспоминания современников, исторические материалы.


     СМИ о нас 
    В. Залотуха "Просьба с объяснениями"
     "Монастырь без секретов""Семь закатов в Барятино"
    А. Ливанская "Деревня Барятино"
      

    Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (20)