Киновия -

http://www.feofila.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=161
Распечатать

Проблема: духовник в женском монастыре

старец Иоанн Крестьянкин

За  17 лет существования монастыря у нас сменилось несколько служащих священников, которые считались как бы и духовниками. Именно «как бы», потому что ни одного из них ни одна из нас в духовники бы не взяла – будь у нас выбор. Один игумен грамотно служил, читал нам лекцию, кажется, о Вселенских Соборах, но был он, как бы это выразить, человек холодный, к окружающим безразличный, веры больше «умственной», книжной. Иерей М. , образованный и светский, настроенный против монашества, тайком курил и, топая ногами, возмущался против длинных великопостных служб. А один кратковременный  монах, чрезмерно подозрительный, принуждал каяться в каких-то грязных грехах, которые всюду ему мерещились по ему одному ведомой причине.



Однако у нас есть сестры, прожившие по 8-10-15 и даже 17 лет. Думается, укрепиться в монастыре им удалось потому, что желали монашества из любви к Богу, а не к батюшке, им не мешал рюкзак личных отношений со священником. Духовника в монастырь назначает правящий архиерей, мы же обязаны оказывать должное уважение сану и снисходительно относиться к человеческим слабостям, если они не приносят вреда укладу монастырской жизни. Выбора у нас нет, подчиняемся церковной дисциплине, когда с радостью,  а когда и принуждая себя,  ведь мы же не слепые.

    Священник Сергий Рыбко, автор «Советов будущим духовникам женских монастырей»,  предупреждает, что их ожидают немалые скорби из-за страстности женской натуры, женской глупости и безрассудства, бесконечных проблем с игумениями и насельницами, все это утяжеляется плотской бранью. («Ни возраст, ни духовный опыт, ни какие бы то ни было меры предосторожности от браней не освободят. В лучшем случае, несколько ослабят их. Блудная брань, являющаяся вообще крестом любого инока, в женском монастыре будет присутствовать постоянно, в том или ином виде, примет особо изощренные формы. Для нападения на инока диавол особенно эффективно пользуется женской глупостью и безрассудством. "Женщина руководится чувствами падшего естества, а не благоразумием и духовным разумом, ей вполне чуждыми. У нее разум - служебное орудие чувств. Увлекшись чувствами, она весьма скоро заражается пристрастием не только к иноку юному и зрелых лет, но и к старцу,- делает его своим идолом, а впоследствии сама по большей части делается его идолом. В женщине преобладает кровь; в ней с особенною силою и утонченностью действуют все душевные страсти, преимущественно же тщеславие, сладострастие и лукавство. Последней прикрываются две первые
».)

Ну, эта популярная цитата из святителя Игнатия частенько заменяет представителям господствующего пола все аргументы и позволяет забыть, что мужчина тоже далеко не всегда руководствуется «благоразумием и духовным разумом».  Думается, подобные «старческие наставления», ориентирующие будущих духовников на «женскую глупость», «страстность» и безрассудство», как раз и порождают болезненные ситуации. Если клирик видит в женщине только пол, и притом низший, он никогда не избавится ни от «блудной брани», ни от вороха детских заблуждений, сформировавшихся вне Евангелия и Церкви. Глупость, как показывают наблюдения, свойственна отнюдь не только женщинам; у святителя Игнатия можно найти множество цитат и на этот счет.

 Отец  Сергий признает, что  полнота власти в женском монастыре принадлежит игумении, но похоже об этом сожалеет, т.к. убежден, что опытных игумений нынче не бывает; эти соображения, как и страшилки из жизни женских обителей (можно подумать, в мужских монастырях сплошь райские кущи!), которые о. Сергий приводит в одном и том же комплекте лет эдак пятнадцать, похоже, уже устарели, да и источник информации, как анонимный, доверия не вызывает. Чтобы выносить приговоры, надо иметь более подробные и разнообразные свидетельства.
В наше время, как известно, архиерею весьма трудно выбрать священника для женского монастыря, поэтому не стоит предъявлять слишком высоких требований к духовнику.  Однако некоторые пожелания попробуем высказать.

Очевидно, что он должен быть беспорочной жизни, отнюдь не молодого возраста, богословски образован, сведущ в духовных вопросах и умел бы судить о женщине без ветхозаветного высокомерия, видя в ней не  пол, а человека, равного перед Богом.

Поскольку вся ответственность за происходящее в монастыре лежит на игумении, священник в женском монастыре не вправе «благословлять», например, на поездки из монастыря, смену послушания и т.п.

Священнику следует относиться к сестрам ровно, обращаясь ко всем на «вы», не выделяя собственных «духовных чад» и не заводя никаких личных, тем более фамильярных отношений.

Духовник должен нести свое послушание с пониманием и смирением, всячески избегая конфликта и противостояния на почве самолюбия, подкрепляемого саном, помня, что от него во многом зависит духовное благосостояние обители.

Благоденственному и мирному житию монастырской семьи во многом способствует  возможность исповедоваться не только у служащего священника.  Подчас достаточно одной беседы, чтобы выплеснуть наболевшее и услышать разумный совет.  Надо учиться надеяться на Бога, а не на какого-то вычитанного идеального батюшку, который всё сделает за нас и на ручках отнесет в Царство Небесное. Нашим сестрам, имевшим духовников в миру, не возбраняется их посещать, а к некоторым отцы сами приезжают и, конечно, исповедуют своих чад.


(Фото заимствовано: http://pravblog.org.ua/)

| 28.05.2010 08:31