Киновия -

http://www.feofila.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=236
Распечатать

«Это тебе не четку в тёплом углу тянуть»…


Фильм «Орда» очень зрелищный, эффектный, чувствуется, что авторы старались со всей возможной точностью воссоздать быт эпохи, включая одежду, утварь, интерьер и прочие реалии. Однако в век компьютерных технологий и голливудских блокбастеров искушенного кинозрителя спецэффектами не удивишь и, понятно, снимали не ради демонстрации ордынских коней и кровожадных нравов, тем более что продюсером выступает «Православная энциклопедия». В центре всего оказывается вопрос о силе христианской веры и действенности молитвы. Отметим, что один такой фильм уже был – «Царь» Павла Лунгина, где, вопреки названию, центральным персонажем выступает святитель Филипп в потрясающем исполнении артиста Янковского.
    


Так вот, в «Царе» и в «Орде» вольно или невольно исследуется природа святости, т.е. самая сущность православия. Оба святителя достигают вершины и, собственно, цели христианской веры ценой великих личных страданий; когда татары удивившись, обсуждают между собою, зачем митрополит Алексий, отпущенный на свободу, возвратился, один из них отвечает: «может, он решил пойти путем своего Бога»; здесь ключ к содержанию фильма, в котором иные увидели, увы, только изображение Орды как прообраза современного одичавшего общества.

К сожалению, привычка к благоденствию и комфорту изгоняет из наших представлений Крест Христов; сколь многие исправные церковные прихожане и молитвенники приходят в храм за утешением, сочувствием, психологической помощью и удовольствием от богослужения.  Неприятные мысли о Голгофе и страдании отторгаются, вытесняются акафистами и прошениями; даже болезнь, даже не смертельную, мало кто готов терпеть: отыскиваем врачей и целителей, горстями глотаем таблетки, тратим любые деньги – только бы не испытывать малейшей боли.

Митрополит Алексий отправляется в Орду не по своей воле: его вызывают как уже известного, несомненного чудотворца; в случае отказа  язычники угрожают разорить Москву, они полагают, что «колдуну» достаточно лишь захотеть и совершить определенные действия, чтобы Тайдула прозрела.  Но чуда не происходит; святителя изгоняют вон, поруганного, осмеянного, обнаженного, он скитается по пустыне, терпя голод и жажду, не дерзая возвратиться на Русь и смутить народ собственным бесславием. Бог указывает ему путь через встречу с русскими пленными, которых гонят в Орду, и святитель разделяет их судьбу, претерпевая немало испытаний: от татар физических – огнем и водой, а от соотечественников  нравственных – вероотступничеством и цинизмом.

В последнем изнеможении он вопит к Богу не о себе, а о предавшем его. Актер (Максим Суханов) играет эту роль крайне сдержанно, кажется, ничего не делает, говорит тихо, двигается будто с трудом, а в итоге создается впечатление той немощи, в которой «сила Божия совершается», предельной кротости и высочайшего смирения, отверзающего дверь Небесного милосердия.

«Орда» показывает, какой может стать сила собственного исповедания веры; она показывает, какой ценой достигается святость, и в этом смысле фильм был бы полезен для зрителя иных культур и конфессий. Как сказала одна сестра: «да – а… это тебе не четку в темном углу тянуть…».
                                                                                            Ю.
     
       

| 16.11.2012 09:54