Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Богородично-Рождественская девичья пустынь

Официальный сайт Калужской епархии



 Поиск 


 События 
Великий Пост
Вечная память
Вси святии, молите Бога о нас!
Знаменательные даты
Повседневная жизнь
Праздники
События в РПЦ
События в России
События в мире
Цветная триодь


 ФОТО 


 Рубрики 


  
Начало раздела > Читаем, смотрим, обсуждаем > Что читают в нашем монастыре

Учит ли нас история? Развенчание мифа о героических катакомбах


В поисках безгрешных катакомб 

Алексей Беглов. В поисках «безгрешных катакомб». Церковное подполье в СССР. Издательский Совет Русской Православной Церкви. М., 2008.

 


Как показывает история, христиане никогда не могут позволить себе благоденствовать в  уверенности, что гонения закончились навеки и нынешнему поколению уже не придется дать ответ о нашем уповании перед лицом смерти. Поэтому Церковь во все времена тщательно собирала и сохраняла мученические акты и жития за Христа пострадавших, не только ради свидетельства, но и в назидание потомкам.




 

     Советские гонения – все еще малоисследованная страница, и любое произведение на эту тему становится важным событием. Тем более, что книга Алексея Беглова строго документальна и уже в силу этого достоинства чрезвычайно поучительна. Автор широко пользовался материалами Государственного архива РФ, воспоминаниями непосредственных участников событий тех лет: митрополита Иоанна (Вендланда), протоиерея Глеба Каледы, В.Я. Василевской, монахини Игнатии (Пузик) и др.

     Вероятно, обитатели разогнанных монастырей и прочие желающие монашествовать предпочли бы в те годы лучше преселиться к Господу, чем скитаться, голодать, томиться в тюрьмах и лагерях, не имея утешения в церковных Таинствах и в общении с единомысленными; но жить или умереть не от нас зависит. Однако выбор земного пути всегда остается за человеком; в каком-то смысле всяк и вправду хозяин своей судьбы.

     К концу 20-х годов религиозная жизнь в легальных формах стала практически невозможна; в то же время с церковными нелегалами власти расправлялись немедленно и беспощадно; тем не менее аскетическая традиция не прекратилась: монашество продолжалось, только «без стен и одежды». Иноки, как полагается, несли послушания, трудились – в государственных учреждениях, в научно-исследовательских институтах, на производстве и в кооперативах, старались восстановиться в правах, не брезговали общественными нагрузками (например, будущий митрополит Иоанн (Вендланд) руководил кружком юных натуралистов в Доме пионеров); добросовестная работа и активно-гражданская позиция не вредили глубокой покаянной духовной жизни, лишенной внешних атрибутов: подрясников, апостольников, четок, даже монашеского имени. Такие тайные общины не проявляли враждебности к Патриаршей Церкви и, как только появлялась возможность, выходили на открытое служение.

     Таким образом, монашество в миру, продолжая жить, смирялось с окружающей средой, разделяло социальную и культурную реальность, какой она была для большинства, не считая себя выше и достойнее остального населения, терпевшего советскую власть, подобно святым, считавшим себя хуже всякой твари и даже бесов. С другой стороны, эти люди, соблюдая тайну о своей иной, главной жизни, несомненно оказывали благотворное влияние на тех, с кем общались, давая пример высокой нравственности, абсолютной порядочности и ответственности.

      Были и другие  подпольщики. Они связали переворот 1917 года с наступлением конца света и во всем высматривали признаки пришествия антихриста, не признавали советскую власть, не платили налогов, не участвовали в переписях населения и в выборах, уклонялись от службы в армии, отказывались от документов, селились в домах с замурованными окнами, не отдавали детей в школу и объявляли, что подчиняются одному Богу. Они горделиво считали себя героями, чистыми, не запятнанными происками антихриста, истинно православными, агитировали против открытых храмов, т.к. «советская Церковь – красная, а храм православный – бездушные кирпичи», поэтому лучше молиться самим, без священника. Здесь много было внешнего, декоративного, отличающего от прочих, грешников: длинные бороды, стрижка в кружок, кресты на одежде.

     Изоляционисты быстро деградировали, утрачивая церковную культуру и извращая сами понятия о святыне. Службы и требы у них, за неимением священников, совершали бывшие не шибко грамотные певчие, псаломщики, сторожа, монахини, а то и самозванцы, объявлявшие себя священниками. Богослужение ограничивалось чтением Евангелия, акафиста, Псалтири; приобщались, например, водой, взятой из святого источника. Одной тайной общиной в Рязанской области руководила женщина, которая «причащала» прихожан собственной кровью, извлеченной из большого пальца ноги.

     Мы видим, что вне Церкви сознание людей, мало сведущих в богословии, очень быстро захватывается стихией так называемой народной религиозности и сползает к печально известным христовщине, скопчеству, хлыстовству и т.п. Утрачивается представление об апостольском преемстве, обладатели которого только и могут совершать Таинства; понятие об иерархическом принципе в жизни Церкви заменяется убеждением, что носителями благодати являются не епископы, а отдельные харизматические личности, появляются секты, полагающие во главу угла особую духовную одаренность своего лидера: иоанниты, федоровцы, ильинцы, стефановцы, иннокентьевцы,  николаевцы и т.д. 

     Только Московская Патриархия, несмотря на все попытки ее полного уничтожения, сохраняла догматическую чистоту и каноническую правильность, законное преемство высшей церковной власти и порядок. Но учит ли нас история? И сегодня появляются прорицатели, назначающие дату конца света, опять отказываются от паспортов, опять призывают бежать от государства, поклоняются проходимцам-«харизматикам» опять – без всяких гонений! – лезут  в катакомбы и сами не зная во имя чего идут на смерть.

     Автору этих строк в конце 70-х годов пришлось увидеть двоих членов ИПЦ, «истинно православной церкви» на одном подмосковном приходе; кстати, священники «безблагодатной», по мнению нелегалов, Московской Патриархии, с любовью принимали «подпольщиков», и оказывали всякую помощь, а те держались с большим достоинством и даже некоторой требовательностью, ну как положено героям среди ничем не примечательных «простых людей».

     Тогда показалось ужасно романтичным принадлежать к жестоко гонимым, скрываться, пребывать в опасности и скудости, уподобляясь обитателям тех, древних, первохристианских катакомб. Заметим, что всякая оппозиционность чрезвычайно привлекательна, поскольку бороться, протестовать, обличать куда увлекательнее, чем жить в повседневности и согласии, просто трудиться и молиться. Так вот, духовник разрушил всю романтику простым вопросом: «Интересно, куда б ты, уверовав, пришла, если б Церковь ушла в катакомбы?!». Господь наш пришел на землю не только ради личного спасения каждого верующего; он основал Церковь, как общественный институт, как светильник, долженствующий светить всем в нашем земном доме.

     Работа А. Беглова явственно показывает, как ветви, откалывающиеся от могучего ствола Матери-Церкви, какими бы пышными названиями себя не именовали, иссыхают, лишившись благодати Божией. Хотелось бы порекомендовать сомневающимся в этом новое исследование о церковном подполье, но, увы, кажется, они не читают книжек.

 

 


Дата: Понедельник, 21 Июль 2008
Прочитана: 14307 раз

Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • «Записки старицы, получившей много милостей от Бога». Монахиня Амвросия (Оберучева) Новоспасский монастырь, 2009.
  • «Покаяние Агасфера». Станислав Сенькин. Афонские рассказы. М., Артос- Медиа, 2008.
  • Записки монахини Олимпиады. М., Сибирская Благозвонница. 2007
  • Суд без милости. Архимандрит Рафаил (Карелин). "О вечном и преходящем"
  • Протоиерей Вячеслав Тулупов. История апостольского века. М., Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008
  • Дервас Читти. "Град пустыня"
  • "Русь уходящая" Рассказы митрополита Питирима. составители: Т. Л. Александрова, Т. В. Суздальцева
  • О страхе
  • Алексей Федорович Лосев. М., 2007
  • Георгий Свиридов в воспоминаниях современников. Молодая гвардия, М., 2006
  • «Блаженны чистые сердцем». Валентина Бриллиантова. Издательство «Фридгельм» в Калуге. 2008 г.
  • Истории, рассказанные Христом. Как понимать евангельские притчи. Свящ. Владимир Хулап. М.: Эксмо, 2008. – 320 с. – (Моя религия. Все, что нужно знать).
  • Приношение монашеству
  • Протоиерей Георгий Митрофанов. Трагедия России. Запретные темы истории ХХ века. СПб., 2009.
  • Протоиерей Георгий Митрофанов. Трагедия России. Запретные темы истории ХХ века. СПб., 2009 2 часть
  • «Вся моя жизнь – чудо…»: Воспоминания и проповеди. Прот. Борис Старк. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2009.
  • «Правда о генерале Власове». – Сборник статей. СПб: Издательский дом «Русский остров», 2009. – 224 с.
  • Прот. Николай Голубцов. «Беседы перед исповедью» Изд-во Московского подворья Св-Троице Сергиевой лавры, М. 2009
  • Священник Дионисий Тацис «Паломничество в монастырь». Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Москва, 2009.
  • «Дон-Кихот русского монашества» сборник статей о жизни игумена Антония (в миру Алексея Поликарповича Бочкова, 1803-1872).
  • С.Н. Дурылин «Колокола» - М. Изд-во журнала «Москва», 2009
  • Косма Этолийский. Слова. – М.: Святая Гора, 2009.
  • Иеромонах Хрисанф, скит Святой Анны, Гора Афон «Сыны Света» Воспоминания о старцах Афона. Сибирская Благозвонница, 2009.
  • Елена Метальникова «Молитвами хранимый». – Калуга: Издательство «Фридгельм», 2010.
  • Прот. Геннадий Фаст, «Кто она для нас?» Изд-во «Никея», 2010
  • Благодарение, молитва, покаяние
  • Вера в эпоху гламура
  • «Кем мы будем – это зависит от нас»
  • Благолюбие
  • Протоиерей Александр Геронимус. Беседы на Великий пост. – М.: Издательство Московской Патриархии, 2010.
    Вернуться назад


  •  english 


     Архив событий 
    «« Октябрь 2018 »»
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5 6 7
    8 9 10 11 12 13 14
    15 16 17 18 19 20 21
    22 23 24 25 26 27 28
    29 30 31
    24.10.2018


      



     Контакты 
      приёмная:
      +7 920 881 33 33
      +7 920 883 55 55

      благочинная:
      +7 920 889 57 82

      факс:
      +7 (495) 660 62 77
     
    добавочный 955627

      e-mail:
      baryatino1@yandex.ru


     Информация 
    Адрес
    Расчетный счет
    Пожертвование
    Паломникам


     Эконом на связи 




     Котята В КОНТАКТЕ 
     Страничка про наших котят В Контакте


     Наши ссылки 
    Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви


     СМИ о нас 
    В. Залотуха "Просьба с объяснениями"
     "Монастырь без секретов""Семь закатов в Барятино"
    А. Ливанская "Деревня Барятино"
      

    Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (31)