Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Богородично-Рождественская девичья пустынь

Официальный сайт Калужской епархии



 Поиск 


 События 
Великий Пост
Вечная память
Вси святии, молите Бога о нас!
Знаменательные даты
Повседневная жизнь
Праздники
События в РПЦ
События в России
События в мире
Цветная триодь


 ФОТО 


 Рубрики 


  
Начало раздела > Монашество

Самое острое жало

Получила благословение пожить в монастыре и остаться, если смогу. Расскажите, а что может помешать прижиться в обители? Надежда, Москва.

 


 

Вспомним евангельскую притчу о юноше, который спросил, как спастись. Наиболее трудноисполнимым оказалось расставание с имением. Ну, в современные монастыри богатые практически не приходят; самым ценным, с чем приходилось расставаться в 90-е годы, была квартира с дешевой мебелишкой, и то не совсем своя; поэтому забудем о имуществе материальном; есть имение, которое хочешь - не хочешь придется взять с собой, это наше Я с полученными от Бога какими-то способностями или даже талантами, приобретенными полезными и бесполезными знаниями, пристрастиями, привязанностями, привычками, грехами.

Называются они по-разному, но суть наиболее зловредных сводится к  обожанию самого себя с присущим такому обожанию бережным отношением ко всему накопленному: память не желает стирать картинки былых успехов, живуча привычка сравнивать себя с другими, по-прежнему хочется быть любимым.

Тут впору вспомнить миф о Нарциссе, совершенном красавце, увидевшем в воде свое отражение и влюбившемся в него. В психоанализе есть термин – нарциссизм, обозначающий уже не индивидуальные особенности личности, но диагноз болезни, распространяющейся пропорционально дегенерации[1] человечества. В христианстве синоним ей – гордость.

Ее симптомы – эмоциональная непроницаемость, равнодушие, слишком высокое самомнение и всепоглощающая потребность, чтоб любили. Я ЕСТЬ, Я ОСОБЕННЫЙ – сосредоточенность только на этом и сопутствующие тревога и тоска, как только истощается источник, подпитывающий самооценку. Окружающим невероятно трудно с такими особами, которые постоянно что-то рассказывают о себе, своих родственниках, знакомых, коллегах и одноклассниках. Они чрезвычайно строги к другим, требуют идеальности, ищут, из кого можно вытянуть жалость, помощь, похвалу, внимание; все остальные – враги, могут напасть, заставить подчиняться, будут ругать. Такой человек способен к плодотворной работе , но только если им будут восхищаться; без похвалы наступает уныние, а критические замечания он воспринимает с гипертрофированной враждебностью. Он живет в вымышленном мире, где его личность безупречна и грандиозна.

Каждый раз перед исповедью мы вглядываемся в себя и находим те или иные признаки присутствия матери всех пороков. Например, зависть к тем, кто якобы обладает чем-то, чего у меня нет, или к тем, кто доволен жизнью. Следствие неудовлетворенных амбиций – обида, гнев, частые депрессии вплоть до попыток суицида. Внешне такие люди ведут себя, возвышаясь над собеседником, будто им известно что-то, чего не знают окружающие. Но внутри – все для них плохие и все плохо; они страдают, изнемогают в добровольной изоляции.

На самом деле человек любит не себя, а идеал, нечто прекрасное и эфемерное, которое проецирует на себя, завидует этому прекрасному, идеальному, а себя реального ненавидит, не принимает себя и свой образ жизни и потому лишен душевного тепла. Случается, верх берут фантазии стать лучше всех во всем, за что берется; стать вторым – не устраивает, тогда ничего не нужно, «ничего никогда не будет хорошего для меня, все только для других». Наступает психический паралич: чего я заслуживаю – все равно не могу достичь, не стоит и пытаться.   

Среди «беглянок» практически все в какой-то степени недугуют этой страшной болезнью. Среди живущих в обители тоже есть такие, кто не преодолел страх открыться, довериться, кто боится увидеть себя как есть. В конце концов, всё дело в искренней, глубокой исповеди; после нее Божественный свет высветит истинную личность, тогда и начнется исцеление.

Почему монах дает обет послушания, который подразумевает отсечение своей воли? Почему Господь «послушлив был даже до смерти»? Потому что таково христианство: оно ЖЕРТВЕННО: выбирая христианство, мы делаем выбор жить для других. Но нашей воле свойственно уклоняться в сторону ЭГО, нашего себялюбивого Я, ради своего удовольствия, престижа, легкости бытия, бес это знает и использует.

Оптинские старцы советовали: всякую боль, которая колет гордое сердце, надо потерпеть. И ждать день и ночь милости от Бога. Кто так ждет, непременно получит. Эта-то боль, это-то самое острое горькое жало и есть настоящий источник милостей Божиих. А не совладаешь с собою, то нужно зазирать себя и каяться. Страсти истребить сама не сможешь, проси Бога, и Он истребит, если это тебе полезно. Смири себя! А то от тебя пахнет гордынею! «Меня начальница и все сестры презирают!»; «Да есть ли за что тебя почитать? А нет, так смирись и спасешься!».

 



[1] Под дегенерацией мы понимаем отступление от христианства, торжество гуманизма.


Дата: Среда, 27 Август 2008
Прочитана: 16499 раз

Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • Монашество: священная традиция
  • Контрольная работа
  • О цели монашества
  • Трудна работа Господня. Еще о цели монашества.
  • Militem Christi . Монашеский постриг
  • Между нами, неофитами…
  • О «типах монастырей»
  • Смиряние или смирение?
  • Комментарий игумении
  • Записки новоначальной послушницы
  • Записки новоначальной – 2
  • Близкие враги
  • Благое иго Христово
  • Записки новоначальной - 3
  • Страсти по монашеству. 1.
  • Страсти по монашеству. 2.
  • Страсти по монашеству. 3.
  • Есть ли у нас будущее?
  • Монашество: традиции и современность. СПЕЦНАЗ ДОЛЖЕН БЫТЬ ОБУЧЕН.
  • Мой первый Новый год
    Вернуться назад


  •  english 


     Архив событий 
    «« Октябрь 2017 »»
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1
    2 3 4 5 6 7 8
    9 10 11 12 13 14 15
    16 17 18 19 20 21 22
    23 24 25 26 27 28 29
    30 31
    18.10.2017


      



     Контакты 
      приёмная:
      +7 920 881 33 33
      +7 920 883 55 55

      благочинная:
      +7 920 889 57 82

      факс:
      +7 (495) 660 62 77
     
    добавочный 955627

      e-mail:
      baryatino1@yandex.ru


     Информация 
    Адрес
    Расчетный счет
    Пожертвование
    Паломникам


     Эконом на связи 




     Котята В КОНТАКТЕ 
     Страничка про наших котят В Контакте


     Наши ссылки 
    ЛОГОС - Молодежная православная газета Якутии


     СМИ о нас 
    В. Залотуха "Просьба с объяснениями"
     "Монастырь без секретов""Семь закатов в Барятино"
    А. Ливанская "Деревня Барятино"
      

    Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (15)