Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Богородично-Рождественская девичья пустынь

Официальный сайт Калужской епархии



 Поиск 


 События 
Великий Пост
Вечная память
Вси святии, молите Бога о нас!
Знаменательные даты
Повседневная жизнь
Праздники
События в РПЦ
События в России
События в мире
Цветная триодь


 ФОТО 


 Рубрики 


  
Начало раздела > Читаем, смотрим, обсуждаем > Что читают в нашем монастыре

Протоиерей Георгий Митрофанов. Трагедия России. Запретные темы истории ХХ века. СПб., 2009.

Прот. Георгий Митрофанов "Трагедия России

   


Прежде всего, появление такой книги чрезвычайно знаменательно и радостно, потому что свидетельствует о напряженном поиске и ставит мучительные вопросы нашей национальной духовной идентичности. Несомненно, мысли и заключения автора вызовут жаркие споры, и слава Богу, может быть, в этих спорах когда-нибудь родится истина.

 



    1.

     Прежде всего хочется возразить утверждению о. Георгия о религиозном характере Белого движения. О, если бы это было так!  Если бы «белые» действительно оказались носителями духовно-исторической трезвости и нравственной самоотверженности, если б жажде разрушения, владевшей сознанием «красных», действительно противостояли одни высокие стремленья! Тогда история свершилась бы иначе и мы сегодня не плакали  бы на реках вавилонских о трагедии России.

    Несомненно, большевизм ставил целью вкоренить в народное сознание обезбоженную псевдоцерковь, но этот факт отнюдь не может служить основанием для приписывания Белому движению религиозности, притом независимо от личной воцерковленности его участников.  Белое движение и большевизм видятся о. Георгию как две парадигмы русского национального характера: с одной стороны бескорыстие и жертвенность, отразившиеся в борьбе  прекрасных белых рыцарей, а с другой – грубая корысть экспроприаторов чужого, безответственных разрушителей государственной, национальной, религиозной традиции,   воплотивших отрицательные черты народной души; исход Гражданской войны решила, подчеркивает автор, именно обращенность большевизма к низменным чаяниям народа, легкость и ненаказуемость греха. Далее следует призыв к нам, современникам, осознать себя продолжателями белого дела, которое, потерпев военно-политическое поражение в 1920 году, якобы одержало духовно-историческую победу, она-то и должна лечь в основу нынешнего возрождения России.

     Вырисовывается привлекательная концепция, подозрительная в своей четкости и простоте. Однако в той же статье чуть ниже автор упрекает «белых» в народопоклонничестве[1], печальной, вследствие расцерковленности образованного класса, ошибке мировоззрения, то есть, по-видимому, хваленая духовно-историческая трезвенность белого движения имела весьма существенный изъян. Любой школьник знает, что именно представители образованного класса десятилетиями активно революционерствовали, расшатывая те самые священные традиции, за которые впоследствии сражались, именно они подавали неученым массам пример безверия, нравственной распущенности и расцерковленности (см. хотя бы «Окаянные дни» Бунина).

     Пусть, пусть народ, в силу склонности ко греху, присущей большинству людей, оказывается в дураках, а правоту, бывает, несет в себе меньшинство, но все-таки почему большевизм привлек на свою сторону столь многих? Не потому ли, что семена агитации, которую вели «образованные», падали на почву, веками удобренную обидой, рабством, унижениями, обделенностью? На стр. 77 приводятся ужасные слова А.В. Карташева: «Свят всегда подвиг борьбы с рабством. Свят меч белых воинов. Свята рука террористов, к какому бы лагерю они ни принадлежали… борцов увенчает своим благословением потомство и причтет их имена к сонму героев-освободителей. Ибо они казнили злодеев»… Заменив «белых» на «красных», получим большевистские лозунги, тоже сочиненные, конечно, «образованными»: «мы пойдем к нашим страждущим братьям /мы к голодному люду пойдем, /с ним пошлем мы злодеям проклятье… и т.д.».

     О да, они, белая кость, голубая кровь, из поколения в поколение наживали ту самую пленяющую не только о. Георгия благородную утонченность, «многомерность» и «сложность» мироощущения, а  кормили их, содержали и обеспечивали творческую праздность примитивные, безвольные, бесхарактерные мужики, навсегда обреченные этому освященному традицией порядку. «Белые» ничего не обещали народу, автор и тут прав, но вряд ли честность объяснялась нравственной ответственностью; зачем обещать, если  их этот порядок устраивал и они ничего не нуждались менять. А «красные» да, обещали, чтобы привлечь на свою сторону: «кто был ничем, тот станет всем», не так уж и соврали.

     И неправда, далеко не все шли единственно чтобы грабить хозяйское барахло: как известно, барские дома и усадьбы иногда просто громили без всякой пользы, сжигали дотла, предавали уничтожению, давая выход многовековому гневу, кипящему разуму возмущенному, какая корысть! Жаждали вожделенной СПРАВЕДЛИВОСТИ, жаждали равных возможностей, жаждали университетов для своих детей и шли умирать за сказочное светлое царство социализма, до которого сами не надеялись дожить.

     Идея справедливости сколь заманчива и соблазнительна, столь же и утопична, да ведь  «красные» в гимназиях не обучались, что с них взять! Зато они демонстрировали готовность к любым испытаниям и жертвам, потому что у них идея была, а у «белых» –разве что причитания о гибели матушки России, ненависть к взбунтовавшемуся хаму да расплывчатые понятия чести, долга, присяги, которым следовали единицы. Невозможно всерьез говорить о какой-то стройной идеологии, выработанной Белым движением (см. например «На рубеже двух эпох» владыки Вениамин Федченкова, непосредственного свидетеля событий).

          Я пишу эти строки на семидесятом году жизни, мое отвращение к большевизму сформировалось лет с шестнадцати; с тех пор хватило времени преодолеть и романтику «белой стаи», не такой уж стерильной, вопреки известным красивым стихам, и очарованность эмиграцией, которая, увы, прославилась непроходящими, очень русскими, сварами и склоками, опять-таки из-за отсутствия единой идеологии. Более или менее согласны между собой они бывали, осуждая из «свободного мира» наших архиереев, недостаточно, по их мнению, героично пребывавших на кресте вместе с распятой Родиной.

     Нельзя, говорит о. Георгий, ощущать себя одновременно продолжателями и «белых», и «красных», как нельзя согласиться с дьяволом и примириться со злом.  Однако не странно ли допустить, чтоб мы, в большинстве потомки бедняков, даже не обязательно убежденных «красных», наследовали сейчас какую-то мифическую правду белогвардейцев, сытые отпрыски которых давно забыли язык своего Отечества, не говоря уж о его духовной традиции. Главная трагедия нашей истории в том, что и «белые», и «красные» потеряли себя и свою душу, утратив веру. Нам следует искать собственную дорогу, руководствуясь лишь христианскими, евангельскими критериями. В конце концов, из всех идеологий, из всех традиций прежней России милостью Божией уцелела лишь одна, самая жизнеспособная и несомненная – Православие.



[1] Это самое народопоклонничество носило лицемерный, спесивый, надменный характер, т.к. отдельных представителей обожаемого народа господа не видели в упор. Вот читаю в мемуарах одной положительной, мыслящей дамы, не аристократки и даже не дворянки (начало ХХ века): «Вторую горничную рассчитала, надеясь обойтись в Париже только одной горничной, кухаркой и няней».


Дата: Среда, 23 Сентябрь 2009
Прочитана: 15196 раз

Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • «Записки старицы, получившей много милостей от Бога». Монахиня Амвросия (Оберучева) Новоспасский монастырь, 2009.
  • «Покаяние Агасфера». Станислав Сенькин. Афонские рассказы. М., Артос- Медиа, 2008.
  • Записки монахини Олимпиады. М., Сибирская Благозвонница. 2007
  • Суд без милости. Архимандрит Рафаил (Карелин). "О вечном и преходящем"
  • Протоиерей Вячеслав Тулупов. История апостольского века. М., Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008
  • Дервас Читти. "Град пустыня"
  • "Русь уходящая" Рассказы митрополита Питирима. составители: Т. Л. Александрова, Т. В. Суздальцева
  • О страхе
  • Алексей Федорович Лосев. М., 2007
  • Георгий Свиридов в воспоминаниях современников. Молодая гвардия, М., 2006
  • Учит ли нас история? Развенчание мифа о героических катакомбах
  • «Блаженны чистые сердцем». Валентина Бриллиантова. Издательство «Фридгельм» в Калуге. 2008 г.
  • Истории, рассказанные Христом. Как понимать евангельские притчи. Свящ. Владимир Хулап. М.: Эксмо, 2008. – 320 с. – (Моя религия. Все, что нужно знать).
  • Приношение монашеству
  • Протоиерей Георгий Митрофанов. Трагедия России. Запретные темы истории ХХ века. СПб., 2009 2 часть
  • «Вся моя жизнь – чудо…»: Воспоминания и проповеди. Прот. Борис Старк. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2009.
  • «Правда о генерале Власове». – Сборник статей. СПб: Издательский дом «Русский остров», 2009. – 224 с.
  • Прот. Николай Голубцов. «Беседы перед исповедью» Изд-во Московского подворья Св-Троице Сергиевой лавры, М. 2009
  • Священник Дионисий Тацис «Паломничество в монастырь». Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Москва, 2009.
  • «Дон-Кихот русского монашества» сборник статей о жизни игумена Антония (в миру Алексея Поликарповича Бочкова, 1803-1872).
  • С.Н. Дурылин «Колокола» - М. Изд-во журнала «Москва», 2009
  • Косма Этолийский. Слова. – М.: Святая Гора, 2009.
  • Иеромонах Хрисанф, скит Святой Анны, Гора Афон «Сыны Света» Воспоминания о старцах Афона. Сибирская Благозвонница, 2009.
  • Елена Метальникова «Молитвами хранимый». – Калуга: Издательство «Фридгельм», 2010.
  • Прот. Геннадий Фаст, «Кто она для нас?» Изд-во «Никея», 2010
  • Благодарение, молитва, покаяние
  • Вера в эпоху гламура
  • «Кем мы будем – это зависит от нас»
  • Благолюбие
  • Протоиерей Александр Геронимус. Беседы на Великий пост. – М.: Издательство Московской Патриархии, 2010.
    Вернуться назад


  •  english 


     Архив событий 
    «« Апрель 2018 »»
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1
    2 3 4 5 6 7 8
    9 10 11 12 13 14 15
    16 17 18 19 20 21 22
    23 24 25 26 27 28 29
    30
    22.04.2018


      



     Контакты 
      приёмная:
      +7 920 881 33 33
      +7 920 883 55 55

      благочинная:
      +7 920 889 57 82

      факс:
      +7 (495) 660 62 77
     
    добавочный 955627

      e-mail:
      baryatino1@yandex.ru


     Информация 
    Адрес
    Расчетный счет
    Пожертвование
    Паломникам


     Эконом на связи 




     Котята В КОНТАКТЕ 
     Страничка про наших котят В Контакте


     Наши ссылки 
    Сайт храма Святых Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове: списки жертв репрессий на Бутовском полигоне НКВД, жизнеописания пострадавших, воспоминания современников, исторические материалы.


     СМИ о нас 
    В. Залотуха "Просьба с объяснениями"
     "Монастырь без секретов""Семь закатов в Барятино"
    А. Ливанская "Деревня Барятино"
      

    Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (25)