Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Богородично-Рождественская девичья пустынь

Официальный сайт Калужской епархии



 Поиск 


 События 
Великий Пост
Вечная память
Вси святии, молите Бога о нас!
Знаменательные даты
Повседневная жизнь
Праздники
События в РПЦ
События в России
События в мире
Цветная триодь


 ФОТО 


 Рубрики 


  
Начало раздела > Читаем, смотрим, обсуждаем > Что читают в нашем монастыре

«Дон-Кихот русского монашества» сборник статей о жизни игумена Антония (в миру Алексея Поликарповича Бочкова, 1803-1872).

«Дон-Кихот русского монашества»
     Это был человек необычный, судьба его интересна и загадочна, литературное и эпистолярное наследие забыты и неизвестны.
    
Исследователь жизни и творчества игумена Антония С.Г.Исаков сообщает читателю о том, что родился наш герой в Санкт-Петербурге 14марта 1803г. в семье богатого купца, получил очень хорошее образование, с юности превосходно рисовал и имел дар легко сочинять стихи. Он сочувствовал декабристам, был знаком с ними и их произведениями, сам писал романтические повести под разными псевдонимами и анонимно, приобрел известность в литературных кругах. После смерти в 1827 году любимой жены Алексей Поликарпович долго болел и тосковал; очевидно, поэтому решил пойти в монашество при малолетнем сыне,  из-за чего, находясь в монастыре, мучился и терзался.

     Вследствие идеальных представлений о монашеской жизни он никак не мог найти место для постоянного пребывания и повсюду чувствовал себя гостем и богомольцем. Наконец в 1837 г. Бог привел его в Троице-Сергиеву пустынь близ Петергофа, где наместником тогда был архимандрит Игнатий Брянчанинов (1802-1867). Бочков высоко ценил богословские и аскетические труды святителя Игнатия, считал его духовным отцом и первым наставником в монашеской жизни, но не принимал некоторые черты его личности, упрекал за неумение и нежелание навести во вверенном  ему монастыре порядок.

    В Оптиной пустыни А.П.Бочков стал учеником о. Леонида, трудился и на общих послушаниях; в июне 1839 г. со старцем иеросхимонахом Львом приехал в Калужскую Тихонову пустынь, где и остался на жительство. После смерти о. Леонида игумен Антоний составил его жизнеописание. Позднее он возвращался в Троице-Сергиеву пустынь, навещал Оптину. Побывав более чем в сорока монастырях, он высказывался: «мы переживаем последние времена монашества, которое падает из-за тех же причин, что и Римская Империя – из-за роскоши, изнеженности и человекоугодия».

      В 1844 г. Бочков по собственному желанию был переведен в Полтавскую епархию, где Преосвященным Гедеоном был пострижен в монахи, рукоположен в диакона и священника. Он жил также в Старо-Ладожском Никольском монастыре, Тихвинском Успенском, совершил паломничества в  Святую Землю и на Афон, посещал Валаам. Все поездки и поиски заканчивались новыми разочарованиями и убеждением, что «в России нигде нет места монаху», «монастыри и монашество исчерпали себя и движутся к неминуемой гибели».

     В 1861 г. его возвели в сан игумена, со следующего года он – настоятель Череменецкого монастыря до 1868 г., потом на покое. Архимандрит Пимен (Мясников) вспоминал о нем как о человеке тихого и кроткого нрава, любящем монашество, но желающем невозможного и не умеющем пользоваться существующим в действительности.

   После долгого перерыва игумен Антоний вновь начал писать. Позднее его творчество можно разделить на две группы: первая включает в себя произведения, рисующие лучшие стороны духовной жизни: поэмы на евангельские сюжеты, переложения древних житий святых, стихотворные повествования о современных автору подвижниках благочестия, также стихи о природе, переложения псалмов и пр. Ко второй группе относятся стихи сатирические и юмористические, обличающие негативные стороны жизни.

   Как автор игумен Антоний судил себя строго, считал, что «трудно поэзию заманивать в монашескую келью: «Страшно становится за себя и за ответственность перед Судиею, а удержаться не могу: сатира так и каплет с пера…». Святитель Игнатий писал к нему 11августа 1864 г.:  «Дар слова, несомненно, принадлежит к высочайшим дарам. Им уподобляется человек Богу, имеющему Свое Слово…  В воображении моем уже рисуется книга стихотворений Ваших, Ваших песнопений, достойно именуемых и священными и изящными…». Высокое поэтическое мастерство   игумена Антония несомненно: рифмы точные и богатые, изумительная напевность, богатство языка, разнообразие ритма; однако чем благочестивее его произведения, тем они многословнее, перегружены второстепенными деталями. Там же, где автор дает свободно излиться своему тонкому осознанию всеобщей, и своей собственной, погибели – стихи легки, изящны, точны, выразительны.

   «Обладая уникальной разносторонностью: талантами духовника, литератора, педагога, церковного администратора он, прежде всего, сумел дать оценку, даже диагноз духовному состоянию русского общества позднесинодального периода. Глубокие характеристики о. Антонием тех отрицательных сторон церковной жизни, которые иной раз неожиданно воскресают и в современном бытии нашей Церкви, представляются как нельзя более актуальными» - пишет священник Александр Берташ.  

     В апреле 1871 года Бочков переходит на жительство в Николаевский Угрешский монастырь, подходит к трагическому финалу его жизненная судьба. Во время эпидемии тифа, в Москве, в январе 1872г. одним из первых священников иг. Антоний добровольно отправляется в отделение для чернорабочих Старой Екатерининской больницы; он ежедневно, еженощно, почти ежечасно совершает духовные требы, напутствуя больных и умирающих, читает больным духовные книги, наставляет их на путь истины. Он говорил, что «во всю свою жизнь никогда не пользовался таким здоровьем и не был так покоен духом, как в это время». Не имея ни минуты покоя, он истомился, ослабел, заразился и слег в постель. Игумен Антоний скончался в больнице 5 апреля 1872 года, пожертвовав «собою и своею жизнию на благо страдавшей и умиравшей меньшей братии своей». Похоронили его в скиту Николо-Угрешского монастыря, который так пришелся ему по сердцу.

    Можно бесконечно восхищаться незаурядной личностью игумена Антония, читать, цитировать его тексты и слова о нем. Книга, безусловно, интересна каждому верующему, ищущему, думающему; но монастырских насельников хочется призвать к осторожности: вместе с несбыточной мечтой об идеальном монастыре, о граде Китеже лукавая душа может усмотреть в книге весьма изящное, чарующее оправдание своему вечному недовольству, пессимизму  и бесплодным поискам рая на земле.

Дата: Среда, 07 Апрель 2010
Прочитана: 13845 раз

Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • «Записки старицы, получившей много милостей от Бога». Монахиня Амвросия (Оберучева) Новоспасский монастырь, 2009.
  • «Покаяние Агасфера». Станислав Сенькин. Афонские рассказы. М., Артос- Медиа, 2008.
  • Записки монахини Олимпиады. М., Сибирская Благозвонница. 2007
  • Суд без милости. Архимандрит Рафаил (Карелин). "О вечном и преходящем"
  • Протоиерей Вячеслав Тулупов. История апостольского века. М., Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008
  • Дервас Читти. "Град пустыня"
  • "Русь уходящая" Рассказы митрополита Питирима. составители: Т. Л. Александрова, Т. В. Суздальцева
  • О страхе
  • Алексей Федорович Лосев. М., 2007
  • Георгий Свиридов в воспоминаниях современников. Молодая гвардия, М., 2006
  • Учит ли нас история? Развенчание мифа о героических катакомбах
  • «Блаженны чистые сердцем». Валентина Бриллиантова. Издательство «Фридгельм» в Калуге. 2008 г.
  • Истории, рассказанные Христом. Как понимать евангельские притчи. Свящ. Владимир Хулап. М.: Эксмо, 2008. – 320 с. – (Моя религия. Все, что нужно знать).
  • Приношение монашеству
  • Протоиерей Георгий Митрофанов. Трагедия России. Запретные темы истории ХХ века. СПб., 2009.
  • Протоиерей Георгий Митрофанов. Трагедия России. Запретные темы истории ХХ века. СПб., 2009 2 часть
  • «Вся моя жизнь – чудо…»: Воспоминания и проповеди. Прот. Борис Старк. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2009.
  • «Правда о генерале Власове». – Сборник статей. СПб: Издательский дом «Русский остров», 2009. – 224 с.
  • Прот. Николай Голубцов. «Беседы перед исповедью» Изд-во Московского подворья Св-Троице Сергиевой лавры, М. 2009
  • Священник Дионисий Тацис «Паломничество в монастырь». Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Москва, 2009.
  • С.Н. Дурылин «Колокола» - М. Изд-во журнала «Москва», 2009
  • Косма Этолийский. Слова. – М.: Святая Гора, 2009.
  • Иеромонах Хрисанф, скит Святой Анны, Гора Афон «Сыны Света» Воспоминания о старцах Афона. Сибирская Благозвонница, 2009.
  • Елена Метальникова «Молитвами хранимый». – Калуга: Издательство «Фридгельм», 2010.
  • Прот. Геннадий Фаст, «Кто она для нас?» Изд-во «Никея», 2010
  • Благодарение, молитва, покаяние
  • Вера в эпоху гламура
  • «Кем мы будем – это зависит от нас»
  • Благолюбие
  • Протоиерей Александр Геронимус. Беседы на Великий пост. – М.: Издательство Московской Патриархии, 2010.
    Вернуться назад


  •  english 


     Архив событий 
    «« Июнь 2018 »»
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
    4 5 6 7 8 9 10
    11 12 13 14 15 16 17
    18 19 20 21 22 23 24
    25 26 27 28 29 30
    21.06.2018


      



     Контакты 
      приёмная:
      +7 920 881 33 33
      +7 920 883 55 55

      благочинная:
      +7 920 889 57 82

      факс:
      +7 (495) 660 62 77
     
    добавочный 955627

      e-mail:
      baryatino1@yandex.ru


     Информация 
    Адрес
    Расчетный счет
    Пожертвование
    Паломникам


     Эконом на связи 




     Котята В КОНТАКТЕ 
     Страничка про наших котят В Контакте


     Наши ссылки 
    Православный ресурс Земляки


     СМИ о нас 
    В. Залотуха "Просьба с объяснениями"
     "Монастырь без секретов""Семь закатов в Барятино"
    А. Ливанская "Деревня Барятино"
      

    Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (24)