Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Богородично-Рождественская девичья пустынь

Официальный сайт Калужской епархии



 Поиск 


 События 
Великий Пост
Вечная память
Вси святии, молите Бога о нас!
Знаменательные даты
Повседневная жизнь
Праздники
События в РПЦ
События в России
События в мире
Цветная триодь


 ФОТО 


 Рубрики 


  
Начало раздела > Откровение помыслов

Проблема: духовник в женском монастыре

старец Иоанн Крестьянкин

За  17 лет существования монастыря у нас сменилось несколько служащих священников, которые считались как бы и духовниками. Именно «как бы», потому что ни одного из них ни одна из нас в духовники бы не взяла – будь у нас выбор. Один игумен грамотно служил, читал нам лекцию, кажется, о Вселенских Соборах, но был он, как бы это выразить, человек холодный, к окружающим безразличный, веры больше «умственной», книжной. Иерей М. , образованный и светский, настроенный против монашества, тайком курил и, топая ногами, возмущался против длинных великопостных служб. А один кратковременный  монах, чрезмерно подозрительный, принуждал каяться в каких-то грязных грехах, которые всюду ему мерещились по ему одному ведомой причине.


Однако у нас есть сестры, прожившие по 8-10-15 и даже 17 лет. Думается, укрепиться в монастыре им удалось потому, что желали монашества из любви к Богу, а не к батюшке, им не мешал рюкзак личных отношений со священником. Духовника в монастырь назначает правящий архиерей, мы же обязаны оказывать должное уважение сану и снисходительно относиться к человеческим слабостям, если они не приносят вреда укладу монастырской жизни. Выбора у нас нет, подчиняемся церковной дисциплине, когда с радостью,  а когда и принуждая себя,  ведь мы же не слепые.

    Священник Сергий Рыбко, автор «Советов будущим духовникам женских монастырей»,  предупреждает, что их ожидают немалые скорби из-за страстности женской натуры, женской глупости и безрассудства, бесконечных проблем с игумениями и насельницами, все это утяжеляется плотской бранью. («Ни возраст, ни духовный опыт, ни какие бы то ни было меры предосторожности от браней не освободят. В лучшем случае, несколько ослабят их. Блудная брань, являющаяся вообще крестом любого инока, в женском монастыре будет присутствовать постоянно, в том или ином виде, примет особо изощренные формы. Для нападения на инока диавол особенно эффективно пользуется женской глупостью и безрассудством. "Женщина руководится чувствами падшего естества, а не благоразумием и духовным разумом, ей вполне чуждыми. У нее разум - служебное орудие чувств. Увлекшись чувствами, она весьма скоро заражается пристрастием не только к иноку юному и зрелых лет, но и к старцу,- делает его своим идолом, а впоследствии сама по большей части делается его идолом. В женщине преобладает кровь; в ней с особенною силою и утонченностью действуют все душевные страсти, преимущественно же тщеславие, сладострастие и лукавство. Последней прикрываются две первые
».)

Ну, эта популярная цитата из святителя Игнатия частенько заменяет представителям господствующего пола все аргументы и позволяет забыть, что мужчина тоже далеко не всегда руководствуется «благоразумием и духовным разумом».  Думается, подобные «старческие наставления», ориентирующие будущих духовников на «женскую глупость», «страстность» и безрассудство», как раз и порождают болезненные ситуации. Если клирик видит в женщине только пол, и притом низший, он никогда не избавится ни от «блудной брани», ни от вороха детских заблуждений, сформировавшихся вне Евангелия и Церкви. Глупость, как показывают наблюдения, свойственна отнюдь не только женщинам; у святителя Игнатия можно найти множество цитат и на этот счет.

 Отец  Сергий признает, что  полнота власти в женском монастыре принадлежит игумении, но похоже об этом сожалеет, т.к. убежден, что опытных игумений нынче не бывает; эти соображения, как и страшилки из жизни женских обителей (можно подумать, в мужских монастырях сплошь райские кущи!), которые о. Сергий приводит в одном и том же комплекте лет эдак пятнадцать, похоже, уже устарели, да и источник информации, как анонимный, доверия не вызывает. Чтобы выносить приговоры, надо иметь более подробные и разнообразные свидетельства.
В наше время, как известно, архиерею весьма трудно выбрать священника для женского монастыря, поэтому не стоит предъявлять слишком высоких требований к духовнику.  Однако некоторые пожелания попробуем высказать.

Очевидно, что он должен быть беспорочной жизни, отнюдь не молодого возраста, богословски образован, сведущ в духовных вопросах и умел бы судить о женщине без ветхозаветного высокомерия, видя в ней не  пол, а человека, равного перед Богом.

Поскольку вся ответственность за происходящее в монастыре лежит на игумении, священник в женском монастыре не вправе «благословлять», например, на поездки из монастыря, смену послушания и т.п.

Священнику следует относиться к сестрам ровно, обращаясь ко всем на «вы», не выделяя собственных «духовных чад» и не заводя никаких личных, тем более фамильярных отношений.

Духовник должен нести свое послушание с пониманием и смирением, всячески избегая конфликта и противостояния на почве самолюбия, подкрепляемого саном, помня, что от него во многом зависит духовное благосостояние обители.

Благоденственному и мирному житию монастырской семьи во многом способствует  возможность исповедоваться не только у служащего священника.  Подчас достаточно одной беседы, чтобы выплеснуть наболевшее и услышать разумный совет.  Надо учиться надеяться на Бога, а не на какого-то вычитанного идеального батюшку, который всё сделает за нас и на ручках отнесет в Царство Небесное. Нашим сестрам, имевшим духовников в миру, не возбраняется их посещать, а к некоторым отцы сами приезжают и, конечно, исповедуют своих чад.


(Фото заимствовано: http://pravblog.org.ua/)

Дата: Пятница, 28 Май 2010
Прочитана: 19442 раза

Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • Почитать бы Газету…
  • Национальная идея – преображение души
  • ... Преклоняю колена сердца
  • Не я ли, Господи?
  • Верными бывают только собаки?
  • Теплохладный мытарь гораздо хуже фарисея
  • Как научиться уступать – и не ненавидеть того, кому уступил?
  • Жажда Христа или…
  • Уходят...
  • Синдром ослика Иа
  • Письмо к сестре
  • Из больничного опыта.1.
  • Из больничного опыта. 2.
  • С кем не бывает?
  • Ничего не чувствую
  • Барятино & Гефсимания
    Вернуться назад


  •  english 


     Архив событий 
    «« Ноябрь 2017 »»
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4 5
    6 7 8 9 10 11 12
    13 14 15 16 17 18 19
    20 21 22 23 24 25 26
    27 28 29 30
    22.11.2017


      



     Контакты 
      приёмная:
      +7 920 881 33 33
      +7 920 883 55 55

      благочинная:
      +7 920 889 57 82

      факс:
      +7 (495) 660 62 77
     
    добавочный 955627

      e-mail:
      baryatino1@yandex.ru


     Информация 
    Адрес
    Расчетный счет
    Пожертвование
    Паломникам


     Эконом на связи 




     Котята В КОНТАКТЕ 
     Страничка про наших котят В Контакте


     Наши ссылки 
    Православный ресурс Земляки


     СМИ о нас 
    В. Залотуха "Просьба с объяснениями"
     "Монастырь без секретов""Семь закатов в Барятино"
    А. Ливанская "Деревня Барятино"
      

    Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (5)