Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Богородично-Рождественская девичья пустынь

Официальный сайт Калужской епархии



 Поиск 


 События 
Великий Пост
Вечная память
Вси святии, молите Бога о нас!
Знаменательные даты
Повседневная жизнь
Праздники
События в РПЦ
События в России
События в мире
Цветная триодь


 ФОТО 


 Рубрики 


  
Начало раздела > Читаем, смотрим, обсуждаем

ВЕЛЕНЬЮ БОЖИЮ, О МУЗА, БУДЬ ПОСЛУШНА…

Памятник А. С. Пушкину

Наш любимый Пушкин родился в Москве в 1799 году, мая 26-го, в четверг, в праздник Вознесения Господня. Младенца Александра крестили в соборе Богоявления в Елохове. Лицеистом он посещал богослужения в Знаменской церкви Царского Села. Венчался в церкви Большого Вознесения Господня в Москве. В усадьбе Гончаровых Полотняный Завод Пушкин встретил свой 31-й день рождения и, смеем предположить, молился в храме Преображения Господня, построенном прапрадедом его жены. Отпевали поэта в храме Спаса Нерукотворного образа в Санкт-Петербурге, похоронили у алтаря древнего Свято-Успенского собора в Святогорском монастыре.  




С детства его окружали верующие люди. Среди домашних учителей были не только иностранцы, детей учили Закону Божьему,  русскому языку и арифметике два русских священника. «Ах! умолчу ль о мамушке моей, О прелести таинственных ночей, Когда в чепце, в старинном одеянье, Она, духов молитвой уклоня, С усердием перекрестит меня…»  эти строки о бабушке Марии Алексеевне Ганнибал внук написал в 16 лет. Живая закваска веры принесла свою пользу. Однако  бытует мнение,  что поэт якобы  не верил в Бога или был верующим лишь формально, на уровне быта, как свойственно большинству. «Пушкин был атеистом», – сообщила, к нашему возмущению, экскурсовод в музее-усадьбе «Полотняный завод»; впрочем, то были отзвуки советского пушкиноведения, теперь вроде уже так не говорят.

«Как Пушкин созрел и как развилось его религиозное чувство! Он несравненно более верующий, чем я», — утверждал В.А. Жуковский. А.О. Смирнова-Россет вспоминала ответ поэта на предложение Плетнева что-то прочесть для души: «Вот уже год, любезный друг, что я кроме Евангелия ничего не читаю».

«Религия, — говорил сам Пушкин, — создала искусство и литературу, — все, что было великого с самой глубокой древности; все находится в зависимости от религиозного чувства... Без него не было бы ни философии, ни поэзии, ни нравственности».

В нашей библиотеке сочинения Пушкина и о Пушкине занимают отдельный не маленький шкаф. Книги не стоят недвижимы, сестры в любое время могут взять их в кельи и, прочитав, вернуть на место. На полках тесновато, однако продолжаем приобретать новинки, ищем в Интернете издания прошлых лет. Так недавно  выписали  «Этюды о Пушкине» С.Л. Франка.

Сборник составлен из статей, написанных в период с 1933 по 1949 год на Западе, и впервые издан в России в 1998 году. Читается на одном дыхании. Смеем предположить, что именно Пушкин помогал опальному философу жить в изгнании. Когда кругом звучит чужая речь, что другое может утешить, утолить тоску по России как не сочинения  величайшего русского поэта и «умнейшего человека России», по выражению императора Николая I? Первой в  сборнике поставлена  статья «Религиозность Пушкина», глубоко раскрывающая вынесенную в заглавие тему. Процитируем основные мысли автора.

«…Поэтический дух Пушкина всецело стоит под знаком религиозного начала преображения и притом в типично русской его форме, сочетающей религиозное просвещение с простотой, трезвостью, смиренным и любовным благоволением ко всему живому как творению и образу Божию».

Исследуя религиозную мысль или религиозное содержание духовной жизни и творчества поэта, Франк называет его великим русским мудрецом: «…ум проницательный, трезвый и свежий, как бы его «прозаическое сознание», присущее ему наряду с сознанием «поэтическим». Эти трезвые прозаические мысли, этот запас «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет» Пушкин вносит в свою поэзию, которая насыщена мыслями,  вопреки его собственному утверждению, что «поэзия должна быть  глуповатой». Эти мысли образуют то, что можно назвать духовным содержанием творчества Пушкина в узком смысле слова; и в этом духовном содержании мы находим богатые данные для познания религиозности Пушкина».

            «Пушкин был истинно русской «широкой натурой» в том смысле, что в нем уживались две крайности: едва ли не до самого конца жизни он сочетал в себе буйность, разгул, неистовство с умудренностью и просветленностью. В эпоху «безумных лет» первой юности (1817 – 1820) мы имеем автобиографические признания в стихотворениях «Деревня» и «Возрождение», говорящие об освобождении от «суетных оков», о «творческих думах», зреющих в «душевной глубине», о чистых «видениях», скрытых под «заблуждением измученной души». …И в самые последние дни своей жизни, в состоянии бешенства и исступления от оскорбления, нанесенного его чести, Пушкин, по свидетельству Плетнева, был в «каком-то высокорелигиозном настроении»: он говорил о судьбах Промысла, выше всего ставил в человеке качество «благоволения ко всем». Он жаждал убить своего обидчика Дантеса, ставил условием дуэли «чем кровавее, тем лучше», но на смертном одре примирился с ним, требовал от Данзаса отказаться от мщения и умер в состоянии духовного просветления, потрясшего всех очевидцев.

      Но мало того, что в Пушкине уживались эти две крайности. В нем был какой-то чисто русский задор цинизма, типично русская форма целомудрия и духовной стыдливости, скрывающая чистейшие и глубочайшие переживания под маской напускного озорства. Биограф Бартенев свидетельствует, что Пушкин не только не заботился о том, чтобы устранить противоречие между низшим и высшим началами своей души, но «напротив, прикидывался буяном, развратником, каким-то яростным вольнодумцем» и называет это состояние души «юродством поэта» ( выражением этого юродства являются и многочисленные кощунства поэта, в том числе и пресловутая «Гавриилиада», после 1825 года они прекращаются.) …В известной мере кощунства молодого Пушкина были протестом правдивой, душевно трезвой души против поверхностной и лицемерной моды на мистицизм высших кругов того времени».

Его юношеское безверие («ум ищет Божества, а сердце не находит») – скорее настроение, чем убеждение; поэт призывает не укорять, а пожалеть несчастного неверующего. Франк замечает, что свое безверие Пушкин преодолел, как это ни парадоксально, на чисто интеллектуальном пути: он усмотрел глупость, умственную поверхностность обычного «просветительного» отрицания. В рукописях 1827-28 гг. есть следующая запись: «Не допускать существования Бога – значит быть еще более глупым, чем те народы, которые думают, что мир покоится на носороге». В одном из ранних стихотворений мысль о небытии после смерти, «ничтожестве», есть для Пушкина «призрак пустой, сердцу непонятный мрак», о котором говорится: «ты чуждо мысли человека, тебя страшится гордый ум».

К эпохе молодости Пушкина относятся такие малоизвестные и недооцененные, по мнению Франка, «перлы религиозной поэзии, как отрывок «Вечерня отошла давно» (1821), стихотворение «Люблю ваш сумрак неизвестный» (1822), отрывок «На тихих берегах Москвы» (1822).  …Религиозные мотивы – в эту эпоху скорее все же мимолетные – находят свое завершение в классических творениях религиозно-поэтического вдохновения: в образах Пимена и патриарха в «Борисе Годунове» и в особенности в «Пророке» – бесспорно величайшем творении русской религиозной лирики, которое, по авторитетному свидетельству Мицкевича, выросло у Пушкина из основного его жизнепонимания, из веры в собственное религиозное призвание как поэта». 

С коКабинет А. С. Пушкина в музеенца 20-х годов и до конца жизни в Пушкине непрерывно зреет и углубляется духовная умудренность и вместе с тем углубляется религиозное сознание. Об этом свидетельствуют и поэтические его творения, и прозаические работы, и автобиографические записи; поистине нужна исключительная слепота или тенденциозность многих современных пушкиноведов, чтобы отрицать этот совершенно бесспорный факт. Из поэтических творений достаточно отметить такие стихи, как «Ангел» («В дверях Эдема…») (1827), «Эпитафия сыну декабриста С. Волконского» (1827),  «Воспоминание» (1828), «Монастырь на Казбеке» (1829), «Еще одной великой важной песни» (1829), «Воспоминания в Царском Селе» (1829), «Стансы митрополиту Филарету» (1830), «Мадонна» (1830), «Заклинание» (1830), «Для берегов отчизны дальней» (1830), «Юдифь» (1832), «Напрасно я бегу к сионским высотам» (1833), «Странник (из Буньяна)» (1834), «Когда великое свершилось торжество» (1836), «Молитва» («Отцы-пустынники») (1836). К концу жизни поэта этот процесс духовного созревания выразился в глубоком христиански-религиозном настроении поэта, которое лучше всего жизненно засвидетельствовано потрясающим по своему величию последним просветлением на смертном одре.

«Еще один мотив самобытной религиозности Пушкина – связь нравственного сознания и нравственного очищения души с сознанием религиозным – чрезвычайно богатая тема пушкинского творчества. Это есть мотив, связанный с одним из центральных мотивов духовной жизни Пушкина вообще – с мотивом духовного преображения личности. Пушкин на основании внутреннего опыта приходит прежде всего к своеобразному аскетизму: он хочет «жить, чтоб мыслить и страдать», он требует от себя, чтобы его душа была «чиста, печальна и покойна». Но этот аскетизм, по крайней мере на высшей своей ступени ( у Пушкина можно проследить целый ряд его ступеней и форм), не содержит в себе ничего мрачного и ожесточенного: он означает, напротив, просветление души, победу высших духовных сил благоговения, любви и благоволения к людям и миру над мятежными страстями».

Прослеживая  духовный путь поэта, Франк приходит к выводу, что его религиозная самобытность достигает высот христианской веры – смирения и любви. Языческий, мятежный, чувственный и героический Пушкин (как определяет К. Леонтьев) в конце этого пути предстает перед нами одним из глубочайших гениев русского христианского духа.

Далее автор с болью пишет о том, что несмотря на всеобщее признание Пушкина величайшим, несравненным русским гением, в русском сознании господствует какое-то равнодушное, пренебрежительное к нему отношение: «Настоящие ценители Пушкина, люди, постоянно перечитывающие его творения, знающие его письма и дошедшие до нас суждения, – люди, для которых Пушкин есть – употребляя термин Мережковского – «вечный спутник», источник жизненной мудрости – суть в русском обществе доселе лишь какие-то чудаки и одиночки. Все охотно готовы нести дешевую, условную дань уважения гениальности Пушкина как «чистого поэта» и этим откупаются от необходимости познавать его и интересоваться им. Пушкин полушутя, полусерьезно сам предсказывал эту свою будущую судьбу:

Быть может (лестная надежда!),

Укажет будущий невежда

На мой прославленный портрет

И  молвит: то-то был поэт.

Он иронически благодарит будущего читателя, «чья благосклонная рука потреплет лавры старика».

 

Дата: Суббота, 05 Июнь 2010
Прочитана: 20306 раз

Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • Плач третьей птицы
  • роман «Иоанн Дамаскин»
  • ЧИТАЙТЕ «ЛОГОС»!
  • О земле Калужской
  • «Православие – это не идеология, это жизнь»
  • Христианская православная газета Севера России «ВЕРА»
  • Дерзай, дщерь!
  • Богословие нового поколения
  • «Реквием по душе…»: Дмитрий Доморацкий (1979-2010), Москва, 2011.
  • Рифмуется с радостью. Размышления о старости.
  • Чтоб моя страна была самая-самая…
  • Ослик-шалун
  • «Это тебе не четку в тёплом углу тянуть»…
  • Страдания Оскара Уайльда
  • Поздравляем!
  • Первая ночь поста . Рассказ Рэя Брэдбери
 Переводчик: Е. Доброхотова-Майкова
  • «Русскому репортёру» – многая лета!
  • Новое поступление в библиотеку
  • Пушкин тоже любил кошек!
  • «Олеся». Составители: Г. М. Запальский и Г. А. Анищенко.
  • Монах Власий Святогорец «Невидимые пустынники Афона. Тайна Афонской пустыни», Святая гора Афон, «Символик», Москва, 2017.
  • Подарок от режиссёра
  • Сестрам, с любовью
    Вернуться назад


  •  english 


     Архив событий 
    «« Ноябрь 2017 »»
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4 5
    6 7 8 9 10 11 12
    13 14 15 16 17 18 19
    20 21 22 23 24 25 26
    27 28 29 30
    24.11.2017


      



     Контакты 
      приёмная:
      +7 920 881 33 33
      +7 920 883 55 55

      благочинная:
      +7 920 889 57 82

      факс:
      +7 (495) 660 62 77
     
    добавочный 955627

      e-mail:
      baryatino1@yandex.ru


     Информация 
    Адрес
    Расчетный счет
    Пожертвование
    Паломникам


     Эконом на связи 




     Котята В КОНТАКТЕ 
     Страничка про наших котят В Контакте


     Наши ссылки 
    ЛОГОС - Молодежная православная газета Якутии


     СМИ о нас 
    В. Залотуха "Просьба с объяснениями"
     "Монастырь без секретов""Семь закатов в Барятино"
    А. Ливанская "Деревня Барятино"
      

    Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (20)