Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Богородично-Рождественская девичья пустынь

Официальный сайт Калужской епархии



 Поиск 


 События 
Великий Пост
Вечная память
Вси святии, молите Бога о нас!
Знаменательные даты
Повседневная жизнь
Праздники
События в РПЦ
События в России
События в мире
Цветная триодь


 ФОТО 


 Рубрики 


  
Начало раздела > Подвижники благочестия

Кто ны разлучит от любве Божия (Рим.8,35-39)

Икона новомучеников Российских

Можно нескончаемо рассматривать икону собора Новомучеников и исповедников Российских, за Христа пострадавших, явленных и неявленных. Так и хочется заглянуть внутрь, еще дальше, еще глубже, чтобы увидеть всех святых. Ведь это только центр, предстоящие Престолу, покрытому в красное пасхальное облачение. Всех невозможно поместить, их великий сонм.

Какой дорогой ценой достался нам, последующим поколениям, этот образец веры и назидательный пример подвига! Оскудение веры и любви, происшедшее в России к началу ХХ века, всеобщее помрачение и богоотступничество. За что Божиему Промыслу было угодно именно путем мученичества привести людей в Свое Царство Небесное. Святейший Патриарх Тихон чувствовал, предполагал, что убийства невинных жертв ведут к «очищению от грехов России». Кровью новомучеников, как водою, угасил Господь в Российской земле пламень нечестия и развращения.

Когда размышляешь о страданиях новомучеников, потрясает их вера, дающая силы терпеть мучения, независимо от того, какой была кончина человека. Одинаково невыносимую боль испытывал и умирающий в тюремной больнице от сыпного тифа архиепископ Иларион (Троицкий), и повешенный на Царских вратах Благовещенского собора Воронежа архиепископ Тихон (Никаноров), и убитый выстрелом в затылок митрополит Серафим (Чичагов). Епископ Белгородский Никодим (Кононов) заколот железными прутьями. Священномученик Уар (Шмарин), епископ Липецкий, заключенный в Карагандинском лагере, был убит уголовниками. С чем можно сравнить их боль и скорбь.

«В период гонений епископ обыкновенно первая жертва…» - сказал митрополит Одесский Анатолий (Грисюк) перед хиротонией еще до Октябрьского переворота, предвидя свою судьбу. Позже изможденный трудами, истерзанный побоями владыка в исправительном лагере в Коми неподвижно лежал на нарах. Истязатели отобрали у него самое дорогое – Святое Евангелие, но нательный крест сорвать не смогли. «Жить я больше не хочу, меня Господь к Себе призывает» – написал карандашом на стене перед смертью в Голгофо-Распятском скиту в 1929 г. архиепископ Петр (Зверев).

«Трудно, тяжело страдать, – писал из камеры смертников митрополит Петроградский Вениамин (Казанский), – но по мере наших страданий избыточествует и утешение от Бога». Священномученик Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский, в тюрьме на Лубянке, когда «валялся яко скот, на нарах, в грязи, табачном дыму», увидел Христа «в белом-белом одеянии, якоже белильник не может выбелить на земле». После 15 лет ссылок, он произнес: «Легче успокоиться навеки, чем так скитаться». Но это был не ропот, а лишь смиренное принятие воли Божией и благодарение. Тобольский владыка Гермоген (Долганев), утопленный в реке с огромным камнем на шее в 1918 г., писал незадолго из Екатеринбургской тюрьмы: «Это мое училище духовное. От этих потрясений (между жизнью и смертью) усиливается и утверждается в душе спасительный страх Божий». Епископ Курский Онуфрий (Гагалюк) в 1924 г. утешал в письме друга: «Для Церкви Христовой не новость гонения и кровь. Все это было. И все это вело не к уничтожению Церкви Православной, а к ее прославлению и распространению… Святые примеры всегда зовут к подражанию».

Не устрашился принять архиерейский сан в разгар обновленчества в 1923 г. архиепископ Калужский Августин (Беляев). На последующие аресты и высылки он реагировал спокойно и благодушно: «Что же тут удивительного, это наш путь. Господь об этом предупреждал, а иначе никогда не будешь со Христом». И зная, что его ждет от воинствующих безбожников, серьезно готовился к предстоящим страданиям уже в 1937-м. Безбоязненно противостоял «живоцерковникам», захватившим кафедральный собор в Харькове, архиепископ Александр (Петровский). Он не отрицал своей непримиримой вражды к советской власти. Это еще больше разозлило чекистов, тогда 88-летний владыка был обвинен в шпионаже и приговорен к высшей мере наказания.

В лагерях и ссылках провел 17 лет, затем был расстрелян митрополит Казанский Кирилл (Смирнов). По воспоминаниям очевидца, «он нес свое величие и светлость по всем тюрьмам и этапам России, как в роскошном архиерейском доме чувствовал себя в клопиной камере вятской тюрьмы; без облачений, перед голой стеной совершал торжественное богослужение». Архиерей символически носит образ Христа, поэтому святители хорошо понимали, что только на Голгофе можно соединиться с Ним во всей полноте.
Самое главное: они ни во что ставили свое терпение мучений, ни каким образом не думали о героизме. Священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, проведший около 30 лет в темницах, узах и горьких работах, никогда не жаловался, писал и говорил, что его везде окружали только прекрасные добрые люди. Перед своей блаженной кончиной в 1962 г. он со слезами вопрошал: «…первым мученикам гвозди в пятки вбивали, а они стойко шли за Христом. Где же мы теперь, почему не умеем так стоять за Церковь Христову?»

Здесь в образе Церкви Торжествующей, Церкви мучеников на небесах после архиереев большая часть простых священнослужителей. Пастыри, настоящие воины Христовы, совершали Таинства в лесах, оврагах, подземельях. Коммунисты создавали специальные карательные отряды, которые глумились над святынями, сжигали храмы, истребляли священников. Одним из первых был арестован и осужден на смертную казнь протоиерей Константин (Голубев). В 1918 г. в подмосковном Богородске, где прослужил более двадцати лет, изуверы закопали его в землю живым. Когда люди в форме вошли в дом протоиерея Тихона (Архангельского) в Воронежской области, они спросили: «Оружие есть?» «Есть! – ответил отец Тихон, –  Крест и молитва!» Перед расстрелом еще раз потребовали отречься от Бога, но священник не отрекся. Его супруга Хиония, оставшись с малолетними детьми, также подвергалась арестам и была осуждена на восемь лет лагерей как «соучастница в преступлениях».

Священник Константин (Некрасов) в 1929 г. в один из праздников призывал верующих «держаться религии и не слушать слуг антихристовых». Село Алексино, где находился его Покровский храм, считалось реакционным. С трудом организованный колхоз развалился благодаря его проповедям. После нескольких лет ссылки, власти не оставили в покое отца Константина, при обыске у него нашли портрет товарища Сталина, измазанный чернилами. Этого было достаточно для смертного приговора. «Всякая власть должна быть от Бога, а большевики самовольно захватили власть» – дерзнул сказать вслух в 1938 г. смиренный протоирей Василий (Смирнов), настоятель нескольких московских храмов. И еще он заявил, что Бог наказал Ленина, и Сталин также своей смертью не умрет. Теперь останки батюшки покоятся в безвестной могиле на Бутовском полигоне, где все тела сбрасывали в один ров и присыпали тонким слоем земли.

Сколько нужно было стойкости и мужества, чтобы выдержать изнуряющие допросы, клевету лжесвидетелей, предательство, угрозы, поругания, унижения. Не признать себя виновным, не соблазниться льстивыми обещаниями. До безумия могли довести «конвейер» допросов, сменяющиеся следователи, которые задавали одни и те же провокационные вопросы, ведь были и такие, кто сломался. Иерей Владимир (Амбарцумов), призванный на служение в единодесятый час, в 1927 г. рукоположенный, а через 10 лет принявший мученический венец, не выдал безбожным гонителям своих знакомых, друзей и братьев во Христе.

На Москву – сердце России особенно обрушились удары борьбы с Церковью. Иерей Петр (Петриков) за свою короткую (34 года), но пламенную в ревностном служении Господу жизнь, прошел Бутырскую тюрьму, несколько концлагерей. «Церковь – «не от мира сего». Мои интересы чисто духовные: получение благодати и приобретение совершенств, которыми обладает Бог, в Которого верю», – бесстрашно отвечал он на вопросы следствия, за что и был приговорен к расстрелу тройкой НКВД. Мученичество – итог их глубокого покаяния, стремления соединиться со Христом в вечной жизни, приобщение к Чаше Его страданий и Воскресению.

Активная благотворительная деятельность Татианы (Гримблит) сильно раздражала сотрудников органов, шесть раз ее арестовывали. Но она продолжала самоотверженно помогать заключенным в тюрьмах и лагерях. «За Бога не только в тюрьму, хоть в могилу пойду с радостью, а за носимый мною на шее крест я отдам свою голову, и пока я жива, с меня его никто не снимет…», - говорила Татиана. Осенью 1937 г. и ее призвал Господь к самому высшему подвигу, потому что и смерть не возможет отлучить от любви Божией. Мученик Иоанн (Малышев) трудился электриком на заводе «Серп и Молот», а все свободное время отдавал храму. Скромный незаметный рабочий был осужден за то, что хранил и проигрывал граммофонные пластинки с церковными песнопениями и государственным гимном «Боже, Царя храни». Его крестный путь закончился в нечеловеческих условиях на Колыме.

Это лишь некоторые, всех не упомянуть. На иконе изображен мир горний, а в книгах о святых подвижниках, в многотомном издании «Житий новомучеников и исповедников» помещены их фотографии. Какие светлые глаза на изможденных лицах! Люди, уже «готовые разрешитися и со Христом быти». Все они нашли в себе силы «пред гибнущим миром исповедать Христа». Настоятели храмов, диаконы, псаломщики, старосты, монашествующие, всех именовали церковниками – опасный и чуждый советскому обществу элемент. А также и миряне: рабочие, крестьяне, интеллигенция. Их лишали жизни за контрреволюционную деятельность и антисоветскую агитацию по клеветническому обвинению. Но главной их виной было исповедание веры и верность Господу и Его Церкви, а никак не антигосударственная деятельность. «За то, что устраивали религиозные обряды», «за внедрение религии в массы» –  такие были формулировки. Как и в первые века христианства, человек, был поставлен перед выбором: если со Христом – смерть, отречься от Христа – остаться жить.

Но была еще одна особенность. В найденных рукописях новомученицы Анны (Зерцаловой) есть такие слова: «Наступили времена мученичества, гонений; времена еще более тяжкие, чем в первые века Христианства: теперь христиан не ведут на открытые пытки и мучения, а тайно подвергают преследованиям и истязаниям». «Мучители опытно чувствовали опасность проливать кровь христианскую, ибо она может быть семенем для рождения новых во Христе спасаемых душ, –  сказал Святейший Патриарх Кирилл во время Божественной Литургии на полигоне в Бутово (2009 г), –  и поэтому мучения происходили втайне. Мученики ХХ века погибали за Христа, но им не давали даже этого права. Их томили в одиночестве, в замкнутом пространстве, в отлучении от мира. И многие, конечно, никогда не думали, что их подвиг, даже поименный, станет известен людям. Но замысел мучителей не оправдался, потому что со святыми мучениками был Сам Господь».

Известно более 30 тысяч человек, но уничтожены были миллионы. Сколько безымянных могил на одних только Соловках, а по всей России их не счесть. Еще с 1970-х г. путешествовали по стране добровольцы в поисках мест захоронений жертв репрессий, собирали факты, устные свидетельства, проводили раскопки. Русская земля сплошь полита кровью страдальцев. Повсюду известны как отдельные случаи мученической кончины, так и места массовых казней. Не сосчитать тех, кто «многовидными муками умерщвляеми яко агнцы незлобивии, смерть прияша». Их же имена Ты Сам веси, Господи.

О многих убиенных в те страшные годы до сих пор нет никаких сведений, только имя, пара страниц безграмотно нацарапанного «дела», черно-белая фотография, сделанная уже в тюрьме, накануне казни, чтобы палачи не обознались. Или просто, как рассказывала одна знакомая в российской глубинке: дед мой, Павел, верующий был, ходил тайком в часовню, молился – за это и расстреляли. Другая знакомая москвичка обыкновенно поведала, что ее прадед протоиерей Георгий Воздвиженский был в ссылке на севере пять лет, скончался в 1953 г, а его сын Евгений расстрелян в 1937 г. Родственники не придают значения сбору материалов для канонизации, важнее, что все известны там, у Бога. И сколько таких неявленных святых, которые, возможно, не хотят своего официального прославления. Потому и недостаточно известно о человеке, не найдены документы, места погребения, не явлены мощи. Как и наши местные подвижники – иеромонах Илия (Гиравко), сосланный в 1932 году в республику Коми, архимандрит Евфросин (Фомин), Андрей Анохин, расстрелянные в 1938 г. в Медыни, староста храма Елена Кондратьева, осужденная на 10 лет лагерей. Все предстоят Богу в белых ризах и с ангелами воспевают Ему победную песнь.
Нет в мире такой силы, которая могла бы одержать победу над Божией Правдой, нет такой злобы, которая могла бы противостоять Божией Любви. Возникает вопрос, кто они были, богоборцы? Такие же люди, соседи, соотечественники. Их впоследствии постигала весьма плачевная участь, насильственная смерть от своих же собратьев или самоубийство. Гонитель всегда самый главный один – диавол, восставший на Бога, на Его служителей и верных чад. А люди лишь несчастные орудия в его руках. Он, самый изощренный лжец, многие десятилетия устами стоящих у власти лгал, что в СССР нет никаких гонений на религию и духовенство. Большевики хотели искоренить православную веру, а на самом деле посеяли и взрастили великое и славное воинство новых мучеников. Трагедия России ХХ века принесла ей непревзойденную славу.

В наше время распространено столько лжеучений и псевдо-христианских течений. Люди, считающие себя православными, стремятся оказаться на могилке какого-то не канонизированного старца (или старицы), прожившего 150 лет, непременно набрать земельки – очень сильная святыня. Эти «святые» сию минуту могут сотворить невиданные чудеса, исцелить, изгнать бесов. Раздают ксерокопии молитв, акафистов царям и князьям, не подозревая, что это плоды популярных в последние десятилетия ересей. Святейший Патриарх Кирилл в своих докладах отмечает, что «одним из недугов нашего времени стало умножение почитания лиц, канонизация которых невозможна».

Не менее ужасающее явление: в многотысячной очереди к мощам блаж. Матроны, где стоят круглосуточно, можно услышать вопросы: «Она мне через какое время поможет, если сейчас попрошу? А кто это Матрена, она живая или мертвая? Сколько надо заплатить, чтобы пройти к мощам? И правда что ли, помогает?» Даже не о духовном невежестве русского народа идет речь, а о жутком массовом магизме, о стремлении получить от Церкви сразу все материальные блага. Но получить без Христа Спасителя, без покаяния. «У меня поезд через 8 часов, успею попасть к Матроне? – Да мы на той неделе всего часов 6 стояли!» Почему только сюда стремятся попасть все приезжающие в столицу? Не к святителю Тихону в Донской монастырь, не в храм на Маросейке к мощам праведного Алексия (Мечева), не к священномученику Илариону в Сретенский монастырь. Потому что святых выбирают, чтобы были попроще, такие удобные, универсальные, полезные в земной жизни. И все, верующие и неверующие, крещеные и некрещеные идут просить о своих нуждах, но не о вере, не о покаянии, не о любви Христовой.

К счастью, святые не обижаются ни друг на друга, тем более, на нас, живущих во плоти. В любви Христовой все едины, и Небесная Церковь и земная. А новомученики, какие же они близкие, они рядом с нами. Святые сродники наши. И такие же чудотворцы. Каждая епархия, каждый город и село имеют своих небесных заступников, «кровьми Истину соблюдших». Священники неоднократно проповедуют с амвона, что только лишь по молитвам новомучеников до сих пор стоит наш мир, терпит еще Господь все грехи и беззакония человечества. Опасность впасть в заблуждение, отпасть от Истины всегда велика. Современные слуги диавола считают, что Церковь слишком навязывает себя обществу. Враги Православия есть и сейчас, когда мы беспрепятственно можем молиться в храмах, исповедовать свою веру. Еще бы научиться у новомучеников так же твердо стоять в вере. А если скоро и на нас найдет час испытания?

Новомученики не дают покоя. Вспоминать и думать об их страданиях за Господа, конечно, больно. Как раз, таким образом, они заставляют бодрствовать духовно. Ведь все земные проблемы, несчастья, всякие неурядицы – такая ничтожная мелочь в сравнении с их мучениями. Они помогают выжить, когда подступает окаменение сердца и ума, они спасают и защищают от сил зла. Как говорит автор обширного агиографического труда «Житий новомучеников и исповедников Российских ХХ века» игумен Дамаскин (Орловский), мы должны неустанно осмысливать их подвиг.

Прошедший пленум комиссии Межсоборного присутствия разработал документ «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно пострадавших в годы гонений», где сказано: «Духовные плоды их подвига должны быть усвоены нашим обществом. Церковь призывает умножить усилия для распространения в народе почитания святых новомучеников и исповедников… Собор выражает уверенность в том, что совместные действия Церкви, государства и общества, направленные на увековечение памяти жертв гонений на веру, помогут изменить к лучшему нравственное состояние людей». Будем верить и надеяться, что со временем все это осуществится.

Дата: Четверг, 17 Февраль 2011
Прочитана: 17273 раза

Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • Иеромонах Илия (Гиравко)
  • Жизнеописание архимандрита Евфросина (Фомина)
  • Жизнеописание Андрея Анохина
  • Елена Васильевна Кондратьева
  • Вопросы остаются
  • Тесен Божий мир…
  • Свято-Николаевский женский монастырь: история, старцы и судьбы сестёр.
    Вернуться назад


  •  english 


     Архив событий 
    «« Октябрь 2017 »»
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1
    2 3 4 5 6 7 8
    9 10 11 12 13 14 15
    16 17 18 19 20 21 22
    23 24 25 26 27 28 29
    30 31
    18.10.2017


      



     Контакты 
      приёмная:
      +7 920 881 33 33
      +7 920 883 55 55

      благочинная:
      +7 920 889 57 82

      факс:
      +7 (495) 660 62 77
     
    добавочный 955627

      e-mail:
      baryatino1@yandex.ru


     Информация 
    Адрес
    Расчетный счет
    Пожертвование
    Паломникам


     Эконом на связи 




     Котята В КОНТАКТЕ 
     Страничка про наших котят В Контакте


     Наши ссылки 
    Сайт храма Святых Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове: списки жертв репрессий на Бутовском полигоне НКВД, жизнеописания пострадавших, воспоминания современников, исторические материалы.


     СМИ о нас 
    В. Залотуха "Просьба с объяснениями"
     "Монастырь без секретов""Семь закатов в Барятино"
    А. Ливанская "Деревня Барятино"
      

    Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (32)