Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Богородично-Рождественская девичья пустынь

Официальный сайт Калужской епархии



 Поиск 


 События 
Великий Пост
Вечная память
Вси святии, молите Бога о нас!
Знаменательные даты
Повседневная жизнь
Праздники
События в РПЦ
События в России
События в мире
Цветная триодь


 ФОТО 


 Рубрики 


  
Начало раздела > Подвижники благочестия

Тесен Божий мир…

Епископ Стефан (Никитин)

По материалам "Епископ Стефан (Никитин)": Жизнеописание, документы, воспоминания/ диак. Д. Пономаренко, - М.: Изд-во ПСТГУ, 2010

15/28 апреля 1963 года в Свято-Георгиевском соборе г. Калуги преставился ко Господу епископ Стефан (Никитин). Слово в Неделю Жен-Мироносиц было  последним. Всю свою жизнь он служил Богу и людям с величайшим милосердием, и об этом была его последняя мысль, как посмертное завещание своей пастве.



«В третью Неделю по Пасхе Церковь празднует память святых Жен-Мироносиц, которые во время земной жизни Спасителя нашего Господа Иисуса Христа вместе с Его учениками-апостолами всюду следовали за Ним, служили Ему и были ревностнейшими Его последовательницами и ученицами.

… Во время крестных страданий Христа Спасителя многие из женщин с великим состраданием следовали за Ним на Голгофу к месту казни. При Кресте стояли Его Пречистая Матерь, Мария Магдалина и только один ученик Христа – Иоанн Богослов; остальные же ученики Его в страхе бежали.

… Женское сердце по природе своей нежнее и горячее, чем мужское, оно более восприимчиво и отзывчиво, оно сильнее, тоньше и острее чувствует, чем мужское.

…Господь не оставил без вознаграждения их горячую любовь: по Своем Воскресении Он явился первой Марии Магдалине.

… Мы все должны подражать женам-мироносицам. Во-первых, служить Ему искренней молитвой, исполнением заповедей, любить друг друга. Если мы ученицы Христовы, то мы должны благовестить своей жизнью, своими добрыми делами, исполнять на деле то, чему учит Господь.

…Во-вторых, мы должны благодарить Господа за принесённую Жертву, принося Ему искренне покаяние в своих грехах.

…В-третьих, каждому человеку-христианину даётся крест – одному большой, другому меньший, в зависимости от того, кому сколько дано сил понести. Если мы терпеливо, благодушно, безропотно, с благодарением будем нести свой крест, мы тем самым сострадаем Христу.

… Четвертое: Жены-Мироносицы служили Христу из своих имений. как мы можем подражать им? По силе возможности будем милосердны и будем щедро давать мил…
»


На этих словах окончилась земная жизнь епископа Стефана. Это произошло 15/28 апреля 1963 года в Свято-Георгиевском соборе г. Калуги. Всю свою жизнь он служил Богу и людям с величайшим милосердием, и об этом была его последняя мысль, как посмертное завещание своей пастве.


Епископ-исповедник Стефан, в миру Сергей Алексеевич
Никитин,  врач‑невролог, служил Богу и людям в годы гонения на Церковь в ХХ веке.

Удивительно, как много известных имен вошло в его жизнь, как его судьба тесно переплетена со многими святыми, ныне прославленными, а также не прославленными подвижниками благочестия и другими известными церковными деятелями своего века.

Его дед со стороны матери Алексей Сергеевич Вознесенский был священником, а овдовев, принял в Даниловом монастыре монашество с именем Сергия, в 1901 году рукоположен во епископа Угличского.

Еще на заре своей врачебной деятельности, Сергей Алексеевич решил обратиться за советом относительно научной работы к оптинскому старцу Нектарию. Увидев старца впервые, его ковыляющую походку, врач автоматически поставил ему диагноз: общий атеросклероз, склероз сосудов головного мозга с нарастающим старческим слабоумием и подумал: «что я могу от него получить? Он же совершенный рамольник (ramolli – фр. страдающий разжижением мозга), напрасно я приехал». После службы старец говорил о современном положении церкви и сравнивал ее с Ноевым ковчегом, и обратился к Сергею Алексеевичу со следующими словами: «А знаете, господин доктор, когда Ной ковчег-то строил что люди говорили? Умные всё были люди, образованные. Они говорили: «И что это за старикашка ковыляет? У него, наверно, атеросклероз, склероз сосудов головного мозга, старческое слабоумие. И как это ещё по-вашему, по-научному? Да он совершенный рамольник!»

В первой половине 1920-х годов его духовным отцом был епископ Николай (Никольский), который «обжигал своей любовью, охватывал пламенем любви всякого приходившего к нему, и каждый чувствовал всю полноту его любви именно к нему», он-то помог Сергею Алексеевичу воцерковиться.

После скоропостижной смерти Владыки Николая в 1928 году, духовником Сергия Алексеевича стал священник Сергий Мечёв, ныне прославленный священномученик.

Священномученики Василий Надеждин и Владимир Амбарцумов были его друзьями. После их мученической смерти, первого в 1930 и второго в 1937 году, он взял на себя заботу об осиротевших семьях своих друзей.

С. А. Никитин был арестован в 1931 году за «причастность к Маросейской группировке и активную контрреволюционную деятельность». На допросах достаточно чётко  выражал своё отношение к советской власти: «Соввласть послана нам Богом за наши грехи, и мы все должны терпеть до конца или, во всяком случае, до того времени, когда соввласть убедится, что церковники не являются политическими деятелями». И на другом допросе: «Мои убеждения расходятся с соввластью по вопросам религии, я считаю неправильным гонение соввласти на религию, … и являюсь противником этого».

В ссылке он, как квалифицированный врач, был назначен в приёмный пункт лагеря. В его обязанности входило медицинское освидетельствование прибывающих с этапа заключённых для установления степени их работоспособности. Оказавшись на такой работе, Сергей Алексеевич молился, чтобы Господь дал ему возможность облегчать участь священнослужителей. С уголовниками у доктора Никитина сложились неплохие отношения, поскольку он мог изредка давать им освобождение от работы по причине болезни, иногда и мнимой. В ответ уголовники, по каким-то своим каналам имевшие доступ к информации о составе приходящих в лагерь этапов, давали ему знать, имеются ли среди вновь прибывающих священники или епископы и в каком количестве.

В том же лагере под начальством С. А. Никитина работал санитаром протоиерей Илия Четверухин, священномученик.

Стремление облегчать участь заключенных, особенно духовенства, стало известно лагерному начальству. Никитину грозило увеличение срока на 10 лагерных лет. Помогавшая Сергею Алексеевичу медсестра рассказала о блаженной праведнице, которая имеет особую силу молитвы и может слышать просьбы обращенные к ней издалека. Однажды в одиночестве на открытом месте, он прокричал в небо: «Матрёнушка, помоги мне, я в беде!». Потом сменилось лагерное начальство, вопрос о продлении срока как-то заглох сам собой, а за ударный труд его пребывание в заключении даже сократилось на полгода. Верный своему обещанию, после освобождения, он без труда нашёл Матрёшу. Когда он вошёл в её жилище, она приветствовала его: «Владыко» и назвала по имени, тут же пояснила, что в будущем ему предстоит епископство, и уж конечно же она знакома с ним, поскольку он сам обращался к ней из лагеря за помощью. Так Владыка Стефан познакомился с ныне прославленной во святых блаженной Матроной Анемнясевской.

В 1920-х годах епископ Афанасий (Сахаров), священноисповедник, рукоположил Сергея Алексеевича Никитина во священника. Иерей Сергий служил тайно, для большинства же окружающих он был заведующим неврологическим отделением городской больницы в  городе Струнино Владимирской области.

Владыка Афанасий был для отца Сергия другом и сотаинником и до самой его кончины он писал письма, в которых просил совета у своего духовного отца, делился с ним радостью и хлопотами.

После смерти Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра владыка Афанасий разъяснял своей «непоминающей» пастве, в том числе и «мечёвцам», о недопустимости дальнейшего пребывания в подполье и настоял на воссоединении с Московской Патриархией.

Оставив врачебную практику, священник Сергий Никитин вышел на открытое служение в 1950 году. Свою пастырскую службу он начал в Средней Азии, в Курган-Тюбе. И уже в 1952 году был возведён епископом Гурием (Егоровым) в сан протоиерея. Потом продолжил службу в Ленинабаде, Самарканде, Ташкенте. Здесь же приблизительно в 1955 году произошло знакомство будущего епископа Стефана с Борисом Иосифовичем Златолинским, нынешним архиепископом Запорожским и Мелитопольским Василием. Борис служил алтарником в Успенском соборе. Получив от строгого протоиерея Сергия нагоняй за потухшее кадило, после службы был приглашен к батюшке в гости. С этого дня и на всю жизнь он стал духовным сыном будущего епископа Стефана.

Позднее он писал своим духовным чадам: «Правда, тесен Божий мир…», потому что не раз ему встречались люди, которых он лечил в этих краях во время прохождения врачебной практики. И благодарные пациенты хорошо помнили своего доктора, а теперь еще и пастыря.

В следующем месте его служения, в Днепропетровске, архиерей назначил протоиерея Сергия духовником духовенства города Днепропетровска и района, а также председателем экзаменационной комиссии по испытанию лиц, желающих получить духовный сан, но не имеющих семинарского образования.

В 1958 году владыка Гурий предложил отцу Сергию постриг, но даже будучи тяжело болен, он желал испросить благословение еще одного владыки – епископа Афанасия (Сахарова). Только через год протоиерей Сергий принял монашество и был наречён Стефаном в честь преподобного Стефана Махрищского. После пострига последовало чудесное исцеление, о котором он свидетельствовал как опытный врач.

Год спустя иеромонах Стефан уже сам постригал инокинь как старший священник Свято-Тихвинского Днепропетровского женского монастыря. Еще через год состоялось его наречение во епископа Можайского, викария Московской епархии.

Летом 1962 года епископ Стефан назначен управляющим Калужской епархией. Здесь он пытался поддерживать приходящие в упадок общины. Приглашал знакомых ему священников из епархий, где он ранее служил, занять вакантные места в храмах Калуги. Владыка служил в Георгиевском кафедральном соборе на первом этаже, так как не мог подняться на второй этаж по состоянию здоровья.

Клирик Московской Патриархии протоиерей Валериан Кречетов вспоминает знакомство с епископом Стефаном, характеризуя его как очень простого в обращении.  Перед принятием священства он обращался к владыке за советом. «Изучайте богослужение – там всё богословие. Там найдёте ответы на всё». Отцу Валериану посчастливилось сопровождать Владыку в Калугу и быть свидетелем последних дней его жизни.

В октябре 28 числа 1962 года скончался епископ Афанасий (Сахаров);  епископ Стефан пережил своего духовного отца ровно на полгода. 28 апреля 1963 года, в Неделю Жен-Мироносиц, во время произнесения проповеди он преставился ко Господу.

 Владыка Стефан стал отцом и духовным наставником для многих известных нам священников, среди них архиепископ Иоанн (Вендланд), протоиерей Николай Голубцов, священник Сергий Дурылин, протоиерей Владимир Воробьёв…

Книга довольно объемная, в ней использованы как опубликованные, так и неопубликованные материалы, в которых упоминается о владыке Стефане.

Дата: Суббота, 07 Май 2011
Прочитана: 14248 раз

Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • Иеромонах Илия (Гиравко)
  • Жизнеописание архимандрита Евфросина (Фомина)
  • Жизнеописание Андрея Анохина
  • Елена Васильевна Кондратьева
  • Вопросы остаются
  • Кто ны разлучит от любве Божия (Рим.8,35-39)
  • Свято-Николаевский женский монастырь: история, старцы и судьбы сестёр.
    Вернуться назад


  •  english 


     Архив событий 
    «« Декабрь 2017 »»
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
    4 5 6 7 8 9 10
    11 12 13 14 15 16 17
    18 19 20 21 22 23 24
    25 26 27 28 29 30 31
    14.12.2017


      



     Контакты 
      приёмная:
      +7 920 881 33 33
      +7 920 883 55 55

      благочинная:
      +7 920 889 57 82

      факс:
      +7 (495) 660 62 77
     
    добавочный 955627

      e-mail:
      baryatino1@yandex.ru


     Информация 
    Адрес
    Расчетный счет
    Пожертвование
    Паломникам


     Эконом на связи 




     Котята В КОНТАКТЕ 
     Страничка про наших котят В Контакте


     Наши ссылки 
    Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви


     СМИ о нас 
    В. Залотуха "Просьба с объяснениями"
     "Монастырь без секретов""Семь закатов в Барятино"
    А. Ливанская "Деревня Барятино"
      

    Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (17)