Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Богородично-Рождественская девичья пустынь

Официальный сайт Калужской епархии



 Поиск 


 События 
Великий Пост
Вечная память
Вси святии, молите Бога о нас!
Знаменательные даты
Повседневная жизнь
Праздники
События в РПЦ
События в России
События в мире
Цветная триодь


 ФОТО 


 Рубрики 


  
Начало раздела > Монашество

Благое иго Христово


Почему именно монашество является высшей ступенью христианского совершенствования? Обязан ли монах быть аскетом? Для чего уходят в монастырь? Чем монах отличается от христианина-мирянина? Почему монашество называют солью христианства? В чем суть монашеского делания? Какие недостатки имеет современное монашество? Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдете в выступлении Председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона на заседании круглого стола, проводимого в рамках VI Международной богословской конференции РПЦ «Жизнь во Христе: христианская нравственность, аскетическое предание Церкви и вызовы современной эпохи»
(Москва, 18 ноября 2010 года. Для публикации на сайте текст выступления несколько сокращен.)


Значение монашества
для современного православия

Великая христианская аскетическая традиция, давшая необъятный сонм святых, явилась плодом многовекового развития с дохристианских ветхозаветных времен. Это своего рода синтез различных аскетических традиций религиозно-философского происхождения, ставший возможным благодаря сближению библейского представления об образе Божием в человеке и идеи уподобления Богу, прозвучавшей еще у Платона. Аскетическое богословие возникло на стыке догматики и аскетической практики.

Всякое проявление аскезы подчинено цели приближения человека к Богу, богоуподобления, приучения нашего естества к добродетели. Это средство использовали бесчисленные поколения христиан, преображая благодатью Божией удобопреклонное ко злу человеческое естество, становясь благопотребными сосудами Слова. Аскеза является неотъемлемой частью духовной жизни, затрагивая равным образом телесную и душевную сферы. Жизнь по плоти подразумевает наложение ограничений и обставляется системой запретов (не убий, не прелюбы сотвори, не возжелай и т.д.), а жизнь по духу предполагает внутреннее настоятельное стремление к совершенствованию в Боге, движимое любовью к Нему. Аскетическое делание носит сугубо индивидуальный характер, определяющий меру подвига с учетом духовной потребности каждого человека на пути его возрастания в меру полного возраста Христова (Еф.4:13).

Но главным стержнем бытия единого церковного организма, остается  любовь. Любая аскетическая норма, будь то воздержание в различных его проявлениях, совершение молитвенного делания, как общественного, так и домашнего, те подвиги, которые отражены в монашеских обетах, имеют положительное значение только с усвоением главного закона христианской жизни – закона любви.

Монашество как высшая ступень христианского совершенствования подразумевает желание «быть совершенным» (Мф. 5:48). Хотя цель восхождения христианина одна – таинственная встреча с Богом, вступление в богообщение, к этой вершине ведут различные пути, как монашество, так и брак. Каждый призван к добродетельной жизни, но только монаху вменяется в обязанность безраздельное стремление к совершенству. Каждый христианин должен жить по Евангелию, но только монах воплощает евангельский идеал в жизнь, стремясь во всем подражать Христу. Каждый в Крещении дает обет верности Богу, но только монах обещает Богу следовать по пути полного нестяжания, целомудрия и послушания. Каждый христианин призван приносить покаяние, но только для монаха плач должен стать непрекращающимся и ежедневным подвигом. Если мирянину Господь повелевает не накапливать сокровища на земле, но прежде заботиться о Царствии Божием, то монах должен вообще отрешиться от всякого земного стяжания, не иметь ничего своего. Если семейному человеку Господь заповедует хранить целомудрие в браке и не смотреть на женщин с вожделением, то от монаха Он требует полного одиночества и полного воздержания от супружества.

Монашество предстает как наиболее радикальная форма следования призыву Христа к совершенству, самоотвержению и несению креста. Монашество есть благое иго Христово, добровольно возлагаемое иноком на себя. Оно есть наиболее полное подражание Тому, Кто кроток и смирен сердцем, ради Кого монах отрекается от родителей, сродников, всего мира. Принесение монашеских обетов знаменует собой вступление в новую жизнь, полную подвигов и борений.

Целомудрие, буквально «здравомыслие», включает хранение ума от помыслов и сердца от нечистых чувств. Нестяжание означает отказ от искания богатства, от стремления к земным благам, чтобы ум и сердце не прилеплялись ни к чему суетному и мирскому. Послушание же заключает в себе всю суть монашеского делания. Без него невозможно достигнуть чистоты ума. «Послушание есть гроб собственной воли и воскресение смирения,– говорит святой Иоанн Лествичник. – Послушный, как мертвый, не противоречит и не рассуждает, ни в добром, ни в том, что может показаться ему злым. Ибо за все несет ответственность тот, кто благочестиво умертвил его душу».

Постоянным и главнейшим занятием монаха является молитва, его духовное оружие. Подвиг покаяния он принимает на себя не потому, что более грешен, чем другие люди, а потому что избирает покаяние в качестве образа жизни. «Тот монах, кто пребывает вне мира и всегда молит Бога, чтобы получить ему будущие блага. Богатство монаха – утешение, находимое в плаче» (преп. Исаак Сирин). Утешение ниспосылается от Самого Бога. Монашество – удел избранных, в том смысле что они чувствуют призвание и вкус к одиночеству, способность раствориться в молитвенной стихии, углубиться в нее, приблизиться через молитву к Богу.
Любой путь, который избирает человек, если он стремится к Богу, – это путь трудный, это «тесные врата». Монашеская жизнь, как и жизнь в браке, дана человеку для того, чтобы он смог максимальным образом реализовать свой внутренний потенциал. Монах уходит не от мира как творения Божия, но от падшего греховного мира, погрязшего в пороках. Уходя в пустыню, отшельники приобретали «дух мирен», тот внутренний мир, которого не хватает живущим в миру. Достигнув святости, они стали ходатаями и заступниками за тысячи людей, которые были спасены их молитвами.

Таким образом созидается Тело Христово, не только таинствами и учениями, но примером всей жизни монаха, отдающего всего себя на служение Богу и людям. Посвящение в монашество есть благодатное и таинственное начало нового бытия человека и его служение всей Церкви. При пострижении прощаются все ранее совершенные грехи, монах отрекается от прежней жизни и произносит обеты верности Богу. Обычай изменения имени при пострижении в монашество очень древний, по своему смыслу он восходит к ветхозаветному обычаю перемены имени в знак послушания (4 Цар. 23:34; 24:17). Монах добровольно отсекается от своей воли, теперь его жизнь принадлежит Богу и Его Святой Церкви в лице общины.

Принимая монашество, человек берет на себя ответственность не только перед самим собой, но и перед людьми, которые будут взирать на него, пытаясь найти в нем духовную поддержку. Монах приносит пользу Церкви, если передает людям тот духовный опыт, который накопил в себе, либо накапливает в себе этот опыт, чтобы потом поделиться им с немощными членами Церкви, либо просто молится за людей. Монашеское послушание – это вслушивание в волю Божию, стремление человека максимально приблизить свою волю к воле Божией.

Избирая из среды христиан на это служение немногих и призывая их к особому житию, Господь через них и в них поддерживает Свою Церковь в святости, в трезвении, в кротости и любви. Монашество представляет собой ту соль христианства, ту квинтэссенцию Евангельского образа мысли, которая не позволяет православию разложиться и поддаться тлетворному воздействию окружающего мира.

В современном русском монашестве два серьезных недостатка: скороспелое принятие решения о постриге и отсутствие опытных наставников в духовном делании. На вступающих на этот путь лежит ответственность перед всей Церковью. Поистине блажен тот монах, который являет людям красоту и величие жизни во Христе; и горе тому монаху, чей образ жизни служит соблазном для верующих. Монашество не может состояться как таинство Церкви и как церковное служение, когда человек принимает постриг под влиянием настроения или энтузиазма, которые потом проходят. И тогда монах или возвращается в мир, или остается плохим монахом, не нарушая обетов, не испытывает ни радости, ни вдохновения, а «тянет лямку», кляня свою судьбу.

Решение о вступлении в монашество может быть принято только после того, как человек глубоко укрепился в своем убеждении, в призвании от Бога. Ошибка может иметь роковые последствия, так как если уже после пострига человек поймет, что монашество ему не по силам, он редко бывает способен к нормальной жизни, так и остается духовно травмированным, нравственно искалеченным.

Постриг должен стать не началом монашеского пути, а неким итогом долголетнего искуса: постриг должен подтверждать, что человек призван к монашеству, что его желание стать монахом не было поспешным. Монашество можно принимать только в том случае, если человек целиком ориентирован на Бога, готов отдать Ему свою жизнь, идти тесными вратами (Мф.7:13; Лк. 13:24). Это путь достижения внутренних высот, путь внутренних обретений – при внешних потерях.

Огромная ошибка -  принимать постриг ради церковной карьеры, это извращает самую суть монашества. Принятие монашества по послушанию, по принуждению другого лица также недопустимо. Все ответственные решения человек должен принимать сам, а у старцев следует только получать благословение на реализацию этих решений.

Приходские иеромонахи, преподаватели духовных школ, сотрудники епархиальных и синодальных учреждений  по роду деятельности живут вне монастырских стен. Их монашеский путь особенно труден: перед ними стоит задача превратить свое жилище в монашескую келью, а окружающий мир со всеми его соблазнами должен стать для них пустыней. Если они будут непрестанно взирать на лик Христов, использовать любые  возможности уединения и молитвы, питаться духовной трапезой святых отцов и учителей аскетики, они вполне могут состояться в монашестве.

Печальный факт нашего времени: в России число монастырей перевалило за 800, но далеко не в каждом из них есть опытный духовник. Учреждение монастыря должно зависеть от наличия духовно опытного руководителя: не так, когда монахиня имярек назначается исполняющей обязанности игуменьи «с возложением креста по должности», поскольку монастырь стоит, а возглавлять его некому, но монастырь следует открывать тогда, когда появился опытный духовник, вокруг которого собирается  братство.
Первые христианские мученики шли на смерть за Христа, желая подражать Ему во всем. Они – первые святые, которых Церковь почитает за бескомпромиссность и верность Спасителю. После окончания гонений такими ревностными исполнителями Евангелия стали бескровные мученики – отшельники, бежавшие из мира, чтобы безраздельно служить Богу.

Монашество призвано к особенному служению в Церкви, но это осуществимо при условии, когда монашество становится путем совершенствования и преображает всю жизнь человека. В подражании Христу монах идет по пути крайнего истощания, чтобы послужить ближнему, насколько это возможно, чтобы положить душу за други своя (Ин. 15:13), чтобы победить диавола в глубине своего сердца и явить всем реальность этой победы. Но истинным таинством Церкви монашество становится только в преодолении всех тех опасностей, которые его подстерегают в нынешнюю эпоху. Голос монашества только тогда может считаться голосом Церкви, когда он имеет бесспорное харизматическое основание, бесспорный духовный авторитет и когда он звучит в унисон с голосом священноначалия.

Сегодня христианство испытывает мощный натиск безбожного мира, сомнения обуревают юные души, не имеющие опоры в привитых с детства обычаях благочестия, поэтому святость и чистота монашеского жития должны стать тем маяком, к которому будут стремиться все плавающие в море житейском: и те, кто в Церкви, и те, кто только на подходе к ней. Главная задача монаха -  очистить свое сердце, чтобы услышать голос Божий, дать Христу возможность Самому действовать в нем, но прежде необходимо отдать всего себя безраздельно Богу, возненавидеть себя и полюбить врага своего.

Полностью доклад можно прочитать в журнале «Церковь и время», № 1 (54), 2011.

Дата: Воскресенье, 07 Август 2011
Прочитана: 10992 раза

Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • Монашество: священная традиция
  • Контрольная работа
  • О цели монашества
  • Трудна работа Господня. Еще о цели монашества.
  • Militem Christi . Монашеский постриг
  • Между нами, неофитами…
  • О «типах монастырей»
  • Смиряние или смирение?
  • Комментарий игумении
  • Самое острое жало
  • Записки новоначальной послушницы
  • Записки новоначальной – 2
  • Близкие враги
  • Записки новоначальной - 3
  • Страсти по монашеству. 1.
  • Страсти по монашеству. 2.
  • Страсти по монашеству. 3.
  • Есть ли у нас будущее?
  • Монашество: традиции и современность. СПЕЦНАЗ ДОЛЖЕН БЫТЬ ОБУЧЕН.
  • Мой первый Новый год
  • Устроение монашеской жизни в Калужской митрополии
    Вернуться назад


  •  english 


     Архив событий 
    «« Октябрь 2018 »»
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5 6 7
    8 9 10 11 12 13 14
    15 16 17 18 19 20 21
    22 23 24 25 26 27 28
    29 30 31
    24.10.2018


      



     Контакты 
      приёмная:
      +7 920 881 33 33
      +7 920 883 55 55

      благочинная:
      +7 920 889 57 82

      факс:
      +7 (495) 660 62 77
     
    добавочный 955627

      e-mail:
      baryatino1@yandex.ru


     Информация 
    Адрес
    Расчетный счет
    Пожертвование
    Паломникам


     Эконом на связи 




     Котята В КОНТАКТЕ 
     Страничка про наших котят В Контакте


     Наши ссылки 
    Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви


     СМИ о нас 
    В. Залотуха "Просьба с объяснениями"
     "Монастырь без секретов""Семь закатов в Барятино"
    А. Ливанская "Деревня Барятино"
      

    Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (17)