Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Богородично-Рождественская девичья пустынь

Официальный сайт Калужской епархии



 Поиск 


 События 
Великий Пост
Вечная память
Вси святии, молите Бога о нас!
Знаменательные даты
Повседневная жизнь
Праздники
События в РПЦ
События в России
События в мире
Цветная триодь


 ФОТО 


 Рубрики 


  
Начало раздела > Монашество

Монашество: традиции и современность. СПЕЦНАЗ ДОЛЖЕН БЫТЬ ОБУЧЕН.

«Мы обязаны монахам нашей историей, следственно и  просвещением», – писал Пушкин. В самом деле, с самого начала русского монашества, от Киево-Печерской Лавры, утвердилась византийская традиция любомудрия: иноки переводили и переписывали аскетические творения Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и других святых отцов, писали и сами; сочинения Нестора-летописца, Кирилла Туровского, Авраамия Смоленского, Климента Смолятича способствовали не только христианскому просвещению, но и утверждению самосознания нашего народа.


 Монгольское завоевание остановило этот процесс; преподобный Сергий, чудесным образом в детстве получивший дарование способностей к книжному учению, вдохновил своих учеников к просветительскому служению в созидаемых ими  новых обителях; монастыри имели солидные библиотеки, духовные книги увлекали насельников к подвигу, стяжанию добродетелей и совершенству. Монахи знали труды Иосифа Волоцкого и Нила Сорского, борьба с ересями и прения с раскольниками велись богословски грамотными, образованными людьми. Наше монашество отвечало своему назначению как "спецназа христианства".

Даже петровско-екатерининские «преобразования», подорвавшие монастыри, не смогли уничтожить духовно-нравственную культуру иночества, благодаря которой началось возрождение обителей; выросшие из монахов митрополиты Димитрий (Сеченов), Гавриил (Петров), Платон (Левшин), святитель Тихон Задонский, талантливые проповедники и писатели, неустанно  заботились о духовном просвещении и несомненно способствовали расцвету монашества в конце XVIII века.

Особое место в церковной истории занимает преподобный Паисий Величковский; созданная им школа монашества имела образцом истоки Православия; как известно, он предпринял великие труды по разысканию, переводу и распространению отеческих творений, в поисках книг обойдя весь  Афон. Сам преподобный говорил, что учил братию не по своему единоличному знанию и рассуждению, а «принял за неколебимое основание Божественное Писание и его истинное толкование благодатию Святого Духа, т.е. учение богоносных отец наших».  В устроенных им обителях старец проводил беседы по аскетическим книгам, и занятия эти имели колоссальное воспитательное значение – когда они, за смертью старца, прекратились, жизнь обители стала приходить в упадок.

Вот традиция, которую в первую очередь следует возродить. Монастыри должны стать очагами богословско-аскетического просвещения; без христианской культуры целостная духовная жизнь невозможна. Святитель Филарет подчеркивал, что заповедь богомыслия дана всем, что совершенный человек формируется только в постижении и разумении истины – «богословие рассуждает». Он призывал, чтобы «никакую, даже в тайне сокровенную премудрость не почитали мы для нас чуждою и до нас не принадлежащею, но со смирением устремляли ум свой к божественному созерцанию».

Сегодня не приходится рассчитывать, что в монастырь придут христиански образованные  и ответственные люди; монашество, по выражению святителя Игнатия, всегда остается барометром, показывающим погоду на улице, т.е. отражает современное общество с его болезнями. Нынешняя молодежь приносит из мира устремление наслаждаться и развлекаться, ей чужды такие понятия, как повседневный труд, усилие воли, долг, постоянство; ей свойственно выбирать не полезное, а легкое и приятное; «свобода» отождествляется исключительно с удовольствием. Печальнее всего общая утрата навыка к чтению, обучению, книжному знанию.

Однако есть же и вера, хоть и весьма поверхностная, а значит, есть и надежда. Нужно учить, помня слова святителя Игнатия, вслед за святыми отцами объявлявшего неведение великим начальным злом, от которого «зло рождается в полноте обилия, поскольку неведение удовлетворено своим ведением и делает зло, не понимая того». Богословская темнота порождает все беды наших обителей: сектантский дух, жестокость начальствующих, своеволие насельников, разного рода протестные движения, процветание всяческих суеверий и сонмы ложных авторитетов. Мы не приучены к умственной дисциплине, мы не умеем вслушиваться в Слово Божие, которое, по замечанию митрополита Антония Сурожского, может менять человека, превратить его из грешника в христианина.

Конечно, старцев на всех не хватит и ожидать их умножения в обозримом будущем не приходится. Но мы имеем то, чего никто не отнимет – святоотеческое наследие, живой родник, открытый каждой христианской душе, однако познание должно быть преподано и усвоено. Кто же будет учить? Естественнее всего – настоятель/настоятельница; сейчас, слышно, новопоставляемых игуменов/игумений синодальный отдел направляет на стажировку в сложившиеся монастыри – так нельзя ли организовать какой-нибудь богословский ликбез, курсы, задать направление, составить программы, по которым они в дальнейшем станут заниматься с насельниками; да в конце концов, вероятно, в каждом монастыре найдется хоть одна мыслящая единица, способная и читать святых отцов, и передать свои знания другим. Главное, чтоб все мы сознавали: христианство не есть юродство или невежество, но Премудрость Божия!

Дата: Понедельник, 02 Сентябрь 2013
Прочитана: 4772 раза

Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • Монашество: священная традиция
  • Контрольная работа
  • О цели монашества
  • Трудна работа Господня. Еще о цели монашества.
  • Militem Christi . Монашеский постриг
  • Между нами, неофитами…
  • О «типах монастырей»
  • Смиряние или смирение?
  • Комментарий игумении
  • Самое острое жало
  • Записки новоначальной послушницы
  • Записки новоначальной – 2
  • Близкие враги
  • Благое иго Христово
  • Записки новоначальной - 3
  • Страсти по монашеству. 1.
  • Страсти по монашеству. 2.
  • Страсти по монашеству. 3.
  • Есть ли у нас будущее?
  • Мой первый Новый год
  • Устроение монашеской жизни в Калужской митрополии
    Вернуться назад


  •  english 


     Архив событий 
    «« Август 2018 »»
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4 5
    6 7 8 9 10 11 12
    13 14 15 16 17 18 19
    20 21 22 23 24 25 26
    27 28 29 30 31
    19.08.2018


      



     Контакты 
      приёмная:
      +7 920 881 33 33
      +7 920 883 55 55

      благочинная:
      +7 920 889 57 82

      факс:
      +7 (495) 660 62 77
     
    добавочный 955627

      e-mail:
      baryatino1@yandex.ru


     Информация 
    Адрес
    Расчетный счет
    Пожертвование
    Паломникам


     Эконом на связи 




     Котята В КОНТАКТЕ 
     Страничка про наших котят В Контакте


     Наши ссылки 
    Православный ресурс Земляки


     СМИ о нас 
    В. Залотуха "Просьба с объяснениями"
     "Монастырь без секретов""Семь закатов в Барятино"
    А. Ливанская "Деревня Барятино"
      

    Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (30)