Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Богородично-Рождественская девичья пустынь

Официальный сайт Калужской епархии



 Поиск 


 События 
Великий Пост
Вечная память
Вси святии, молите Бога о нас!
Знаменательные даты
Повседневная жизнь
Праздники
События в РПЦ
События в России
События в мире
Цветная триодь


 ФОТО 


 Рубрики 


  
Начало раздела > Откровение помыслов

Синдром ослика Иа


Захотелось написать о распространенной привычке брюзжать, плакаться, изъявлять по всякому поводу неудовольствие; негативное мироощущение, когда окружающее представляется большей частью в темных, мрачных тонах, стало, можно сказать, нашей повальной болезнью. Конечно, есть люди, желающие изменить мир или по крайней мере то, что им не нравится; они готовы служить, жертвовать собой, работать на износ, рисковать здоровьем; но ведь куда безопаснее и проще сердито выступать из теплого угла, жаловаться на жизнь, ворчать, негодовать на тех, кто пытается: «Все же не могут. А некоторым и не приходится. Тут ничего не попишешь» – вздыхает печальный ослик Иа.

Яд недовольства постоянно отравляет душу. Но кроме того оно является тяжким грехом, поскольку представляет собой ропот на Бога: вместо того, чтобы ценить Его дары и благодарить – благодарное сердце, по словам святителя Иоанна Златоуста,  никогда ни в чем не нуждается – мы вечно дуемся и даже в минуты высшей радости печалимся о ее краткости и нестойкости. Знаю человека, который, получив благодать от Бога, мучается мыслью, что милость Божия сегодня – это предвестник тяжелой скорби завтра, утешение пред испытанием.

Особо следует сказать о такой специфике нашего менталитета, как обычай, встретившись за столом, критиковать начальство, какое есть: начальника, настоятеля,  архиерея, губернатора, премьера, президента, словом, власть, церковную или нецерковную. Осуждать, понятно, грех, мы, само собой, исповедуемся, сознавая пагубность этой  страсти; но русская национальная забава ругать и обвинять барина, говорят, свойственная нам генетически, вроде и грехом не считается, к тому же очень сближает, поскольку совместное поливание кого-то грязью доставляет, увы, неизъяснимое наслаждение.
«Ни тени ума нет у некоторых!» – возмущается незабвенный ослик Иа. С советских времен демонстрировать оппозицию власти, хотя бы пересказывая анекдоты, считается хорошим тоном и верным признаком интеллигентности. «Душераздирающее зрелище – вот как это называется!» – говорит ослик Иа – «Всем наплевать. Никому нет  дела. Не способны думать. Вот в чем их беда». B сущности, мы никому не доверяем; но в таком случае на что надеемся и чего ждем от людей, которых с радостью готовы в чем угодно обвинять, на лету подхватывая любую клевету? Как точно заметил Блок: Народ роптал, вожди лишились сил.

Эта статья остается незаконченной,  потому что все идеи носятся в воздухе: в Сети появился материал на ту же тему, в котором тезисы нашей темы выражены гораздо ярче и талантливей.

Соколов-Митрич «На носу горячий блин»:

Уважаемые граждане России! Вы мне уже всю душу выморозили своим нытьём! Сил уже нет слушать, читать, кивать. Дома ноют, на работе ноют, по телевизору ноют, в интернете ноют, выходишь на улицу — там тоже ноют: в маршрутке ноют, в кафе ноют, на лавочках сидят и ноют, по тротуарам идут и ноют, даже если молчат — по глазам видно, что все равно ноют. Люди добрые, у вас ведь уже лица серые от нытья, мешки под глазами себе наныли! Вам не надоело?!

Что, жизнь плохая? Да идите вы в жопу с такими заявлениями!

Вот мой приятель, фотограф Юра Чичков, только что вернулся из США, полгода жил и работал в Нью-Йорке, в фотостудии Мартина Шоллера. Прилетел в Москву на позитиве: Родина, мама, друзья. Первую неделю его просто корежило от этих предынфарктных организмов вокруг и около. Потом привык, но не смирился. — На самом деле, жизнь в Нью-Йорке адски тяжёлая, — рассказывает Юра. — Если хочешь не просто до старости топтаться на месте, а чего-то добиться — работаешь по 12-14 часов в день. Все по уши в кредитах, причем не на квартиру и машину, а на образование. Люди спят по 6 часов в сутки, метро ходит кое-как, личной жизни никакой. И при этом — никто не ноет. Вот этот вот наш жест, — Юра хватает правой ладонью лицо и начинает его мять, начиная со лба и заканчивая подбородком, — это что-то неприличное. Быть смурным вообще не круто. Круто быть бодрым и веселым.

Россия, конечно, не самая сладкая страна, но и не самая горькая. Крепкий середнячок. Безработица низкая, соотношение доходов и цен приемлемое, большинство людей живут в собственных квартирах, дача — не роскошь, а от родителей досталась, образование — кто хочет, тот добьется, деньги — кто ищет, тот всегда найдёт. Проблем, конечно, тоже хватает: жирные пробки, неровные дороги, гастарбайтеры, рецессия, неэффективная власть, хищный бизнес, но главная проблема России все-таки другая. Главная проблема — это, конечно, нытики.

Эстер Дайсон — предприниматель, инвестор, публицист, общественный деятель. Родилась в Швейцарии, живет в Америке, в российском IT-бизнесе — с начала 90-х, отлично говорит по-русски. Я спросил её, чего больше всего не хватает России для развития высокотехнологичной экономики. И ожидал услышать в ответ всё, что угодно, только не это:

— Оптимизма.

— Оптимизма?!

— Да, оптимизма. Хорошая экономика и новые технологии развиваются только там, где в обществе есть критическая масса оптимистов. Пессимисты не умеют создавать новые технологии.

— Почему?!

— Ну а как они могут их создавать? Ведь технологии — это инструмент преобразования хорошей жизни в ещё более лучшую. А если люди не верят в лучшую жизнь, зачем им технологии? Если всё плохо, все ужасно, — Эстер пытается сделать типичное русское лицо, но у неё не получается, — если этот мир катится ко всем чертям, то зачем тогда что-то менять, ради чего придумывать новые производства, новые бизнесы, новые идеи? Главный ресурс Америки — это оптимизм. Это гораздо более ценный ресурс, чем нефть, газ или алмазы. Потому что он позволяет активизировать главный актив планеты — человека.

Обозреватель журнала «Эксперт» Сергей Сумленный, который много лет живёт в Германии, в своей книге «Немецкая система» очень точно охарактеризовал немцев как «нацию романтичных зануд». Развивая этот образный ряд, я бы назвал граждан России в их нынешнем состоянии — циничными нытиками. Не всех, конечно, но тех, кто задаёт тон в публичном пространстве. От просто циников они отличаются тем, что даже такой метод сотворения собственной жизни им не доступен. А от просто нытиков — тем, что под высоконравственный вой о всеобщей гибели человечества или хотя бы собственного государства, они всегда готовы втихую совершить какую-нибудь мелку пакость в свою пользу.

— Ну что вы ко мне всё время ходите, что вы всё время тут ноете!!! — не выдержала одна моя коллега, не скажу из какого издания, когда её вконец достал регулярный посетитель из породы супернытиков.

— Ну я же вам рассказываю, что происходит: вот я, с двумя высшими образованиями... — дальше последовала типичная песня неудачника о том, какой он умный и как никто этого не ценит.

— Да идите уже на большую дорогу и убейте кого-нибудь со своими двумя высшими образованиями! Только не нойте!

Коллега, конечно, не призывала дядечку совершать особо тяжкое преступление. Это была вовремя данная пощечина, прекратившая затянувшуюся на многие годы истерику. Не знаю, надолго ли, но помогло. По крайней мере, в тот день разговор сразу перешёл в конструктивное русло.

Поколение циничных нытиков сегодня проедает, пропивает и просиживает в фейсбуке то, что было создано точно такими же русскими людьми, но на волне оптимизма шестидесятых годов. И не надо мне говорить, что тогда государство создавало условия для пробуждения, а сегодня, сука, не создаёт. Тогда тоже времена были ещё те. Очень многое делалось не благодаря, а вопреки, но все-таки делалось. Люди рисковали, люди недоедали, люди пропадали. Люди даже ныли. Но не так много и не так громко.

Кому тут не нравится страна? Тебе?! Иди, делай революцию! Рискуй своими и чужими жизнями. Умирай за идеи и ценности — настоящие и иллюзорные. К тебе будут по-разному относиться, но, по крайней мере, тебя будут уважать. Не хочешь делать революцию? Тогда иди по пути небольших преобразований — соверши что-нибудь крутое в бизнесе, искусстве, медицине, правозащитном движении, государственном управлении. Не можешь? Ну тогда просто как-нибудь зарабатывай, живи по средствам, воспитывай хороших детей. Но ведь нет — тебе не нужно ни то, ни другое, ни третье. Ты хочешь просто ныть. Ты думаешь, что если все мы будем ныть погромче, то наноем себе новую страну. Странный ты человек. Слава Богу, у России все-таки и другие люди имеются.

Сергей Худиев "О ярости и плаче"

картина Ильи Репина «Плач пророка Иеремии на развалинах Иерусалима», 1870 г.Вновь и вновь можно видеть, как люди в сети - в том числе, православные люди, исполняются ярости. На плохих людей, Вы можете не сомневаться. Иногда на развратников, иногда на злодеев посерьезнее, на убийц, и, конечно, на политиков, действия которых являются причиной великих бедствий. Это настолько естественная реакция на всех этих отвратительных типов, что кажется странным, почему Писание ее не поощряет. А оно не поощряет — в Библии много предостережений против ярости и гнева.  “Перестань гневаться и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло, ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю.” (Пс.36:8,9)

Какова же правильная реакция на чужой грех? Мы можем видеть ее у Пророка, который отнюдь не исходит яростью на грешников - он оплакивает их. “Если же вы не послушаете сего, то душа моя в сокровенных местах будет оплакивать гордость вашу, будет плакать горько, и глаза мои будут изливаться в слезах; потому что стадо Господне отведено будет в плен. (Иер.13:17)” Подобно этому поступает и Апостол; призывая коринфян избегать греха, он говорит: “чтобы... не оплакивать мне многих, которые согрешили прежде и не покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, какое делали. (2Кор.12:21)”

Это реакция кажется странной и даже неприемлемой - мачо не плачут, они топают ногами, колотят кулаком по коврику для мышки и брызгают слюной на монитор. Ярость и гнев - дешевый и эффективный способ почувствовать себя сильным и, что гораздо интереснее, правым. Почему же Пророк и Апостол плачут?

Потому что они видят реальную картину мира - они видят, что подлинное несчастье, бедствие, худшее всех бедствий - это грех. Поистине глупо злиться и желать каких-то бед тому, кто и так находится в наихудшей беде.

Жизнь проходит быстро. Когда человеку двадцать, ему кажется, что ему никогда не будет сорок, но когда ему сорок, он понимает, что шестьдесят - уже не за горами. Это если дожить. А каждый день, заходя в интернет, мы видим сообщения о чьей-то смерти - автокатастрофа, онкология, сердце, преступность... И только сетевые дневники остаются памятником человеку, его слова, которые он сказал когда был жив, еще доступны.

И языческая, и (особенно) христианская мудрость побуждает помнить о смерти - что в современной культуре звучит дико. С одной стороны, смерти очень много, на всех экранах - и настоящей, в репортажах из мест катастроф и войн, и бутафорской, в кино и компьютерных играх, но вот серьезное, спокойное размышление о смерти не принято. Между тем помнить о смерти важно - это это необходимо для правильного отношения к жизни. Поступок, который я совершу сегодня по отношению к другому человеку, может оказаться последним - для него или для меня. Комментарий, который я написал в чьем-то блоге, может оказаться последним, что я смог сказать ему сказать.

Перед лицом этой реальности - мы все умрем - можно вести себя по разному, и глупее всего ее игнорировать. Можно считать, что смерть просто означает конец личного бытия, обнуление всего, даже не тьму, не мрак, вообще ничего. Эта точка зрения не слишком характерна для человечества вообще - в большинстве культур мира есть те или иные представления о посмертии - но в Европе, особенно постсоциалистической, вера в “закопают - лопух вырастет” довольно распространена.

Даже обратившись к Богу, мы все еще находимся под ее влиянием. Так бывает - человек может быть вполне искренним и убежденным атеистом, и сохранять в своем даже не мировоззрении, а скорее, практическом отношении к жизни, элементы, которые восприняты им от христианской традиции и в атеистической картине мира теряют всякую опору - например, веру в объективный нравственный закон, человеческое достоинство и предназначение. Бывает и так, что человек вполне искренне и убежденно верит в Бога - вот только в его отношении к жизни и к людям еще много атеизма.

Поэтому нам нужно тщательно продумывать - во что мы верим и что из этого следует, и как это должно отражаться на том, как мы видим мир, ближних и самих себя. И начать, наверное, стоит с того, как мы видим свой и чужой грех. Господь уже давно дал ответ тем, кто желает до суда Божия самостоятельно вырывать плевелы: “нет, - чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою. (Матф.13:29,30)”

Мы все умрем, предстанем перед судом Божиим и узнаем о себе правду - кто-то из нас войдет в бесконечную любовь, радость, мир и свободу рая; для кого-то дверь, в которую он отказывался войти всю жизнь, закроется навсегда. Не потому, что Бог его не любит - а потому, что все, что любовь может сделать по отношению к тем, кто закоснел во зле - это положить злу предел, который самими злыми будет переживаться как мука вечная.

И Господь, и Апостолы учили, что можно закоснеть во грехе и погибнуть. Это ужасно? Это гораздо ужаснее, чем Вы думаете. Человеку, который исходит яростью на грешников, стоит вздрогнуть от этой мысли — геенна реальна, и мы оба - я и грешник, на которого я так негодую, находимся на пути туда. Вернее, с тем гадом еще не очень ясно - чаще всего это образ, составленный из сообщений в интернете, мы не знаем, что это за человек да и вообще чужая душа потемки. А вот это клокочущая ярость и ненависть, которая хочет убить, но не может добраться и поэтому исходит злыми словами - это уже отчетливый звонок из ада.

А если тот, на кого я негодую, действительно человек злой и преступный - он движется навстречу участи настолько непередаваемо ужасной, что единственно правильная реакция на это - это оплакивание.

А как же тогда противостоять злу? Не сказал ли поэт, “из гранатомета - шлеп его, козла/стало быть, добро-то - посильнее зла”? Давайте подумаем, много ли зла было искоренено путем кипячения в сети? И вообще - мы верим в победу Бога над злом, в Его правый Суд? Может стоит подумать о том, как исполнить те обязанности - в отношении семьи, работы и ближайшего окружения - которые Бог возлагает именно на меня?
Мы все умрем - я, Вы, грешники, которые нас так сильно раздражают, и все мы придем на Суд. Если мы научимся жить в постоянном сознании этого, наша жизнь станет гораздо более мирной, спокойной, и даже счастливой. Да, именно счастливой - человек, который плачет, счастливее того, который злобствует.

Сергей Худиев "Болезнь обличительства"

Я знал одного человека, который очень боролся за правду и “обличал непотребства” (его выражение). Он был православным, потом католиком, потом мигрировал между различными протестантскими общинами, и везде ситуация развивалась по той же схеме, или, как говорят психологи, паттерну. Сначала был медовый месяц - ему все нравились, он всем нравился, такой открытый, щедрый, ревностный христианин, пламенеющий для Господа, потом человек обнаруживал “непотребства” и начинал их “обличать”. Другие члены общины сначала приходили в недоумение - чего это он? Потом, как добрые христиане, в раздумия о своих грехах - может, и правда мы в чем-то не правы, человек-то раньше хорошо себя показывал? Потом нарастающие обличения непотребств принимали уже явно неадекватный характер, и, с большой нервотрепкой и скандалом, борец удалялся, чтобы появиться где-то еще, и начать все сначала. Это было каким-то явным душевным расстройством, но когда человеку пытались объяснить, что проблема не в “непотребствах” окружающих, а в нем самом, он яростно отвергал такую возможность. Во всех конфликтах, которые неизбежно возникали у него со всеми, он был полностью прав и чист - борец за правду, страдающий от притеснений со стороны лицемеров и негодяев.

Он не один такой - я наблюдал и другие подобные случаи, хотя не так близко; когда человек охвачен страстью к обличительству, к тому, чтобы указывать ближним на их пороки и недостатки, в религиозной среде он приобретает словарь и массу полезных библейских (и отеческих) цитат для сокрушения зубов грешников. Это определенного рода нездоровье — и у психиатров есть для этого специальный термин. Но главная проблема тут в том, что человек в упор не видит своей проблемы — хотя он явно в гораздо более бедственном состоянии чем все, кого он обличает.

Это — патология. Но где начинается патология не вполне ясно; устойчивая дурная привычка может возникать и у людей вполне здоровых психически, и даже у определенных социальных групп. Одна из таких привычек — как раз страсть тыкать ближних носом в их предполагаемые или реальные грехи.

Эта страсть существует в двух изданиях — светской, в глянцевой обложке, и в церковной, в строгом коричневом переплете. Светские издания обожают скандалы — особенно, с участием религиозников. Нет ничего упоительнее греха ближнего, особенно если ближний на что-то такое высоконравственное претендовал. Но в религиозной среде еще хуже. Упоение грехами ближнего (причем иногда непроверенными сообщениями о грехах ближнего) поставляется в заслугу — как же, я обличаю зло! А Вы меня не одобряете, значит, продались злу!

Давайте подумаем, что такое обличение. Обличение отличается от радостного пинания своих ближних как своими целями, так и своими методами. Цель обличения — примирение, восстановление отношений человека с Богом и ближними. Подлинный обличитель хочет не затоптать, не уничтожить, не заклеймить, он ищет восстановить и уврачевать то, что было повреждено грехом. Как говорит Господь: “Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего”. Цель — приобрести согрешившего брата, и первое, о чем стоит подумать, это с какой целью я обличаю, чего я хочу этим добиться. Другая особенность подлинного обличения - это его методы. Обличение - это что-то, что Вы высказываете виновному лично.  Это то, что требует личной встречи. Потом, в случае неудачи, надо обращаться к “двум или трем братиям”, потом — к Церкви.

То есть Вам следует лично поговорить с Вашим ближним, и сказать ему: “Вася, ты вчера выпил лишнего и публично проповедовал ересь нечестивого Евтихия, осужденного отцами Ефесского Собора, отцов же хулил как невежд, несведущих в Писании, чем привел в большое смущение остальных посетителей ресторана. Подумай о душе своей, брат!”  Если Вася упрется в своем злочестии, следует призвать двух или трех братьев, затем — обратиться к Церкви.

Не следует распространять в социальных  сетях рассказы о том, что Вася — злейший еретик, а тем более выкладывать записи его еретических речей.

Иначе получается что-то совсем другое, служащее не к приобретению братьев, а к  разрыву отношений, не к созиданию, а к разорению. Всякий раз, когда Вы захотите публично обличить в сетях грехи Ваших братьев — подумайте, а обличение ли это вообще.




Дата: Понедельник, 21 Октябрь 2013
Прочитана: 5411 раз

Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • Почитать бы Газету…
  • Национальная идея – преображение души
  • Проблема: духовник в женском монастыре
  • ... Преклоняю колена сердца
  • Не я ли, Господи?
  • Верными бывают только собаки?
  • Теплохладный мытарь гораздо хуже фарисея
  • Как научиться уступать – и не ненавидеть того, кому уступил?
  • Жажда Христа или…
  • Уходят...
  • Письмо к сестре
  • Из больничного опыта.1.
  • Из больничного опыта. 2.
  • С кем не бывает?
  • Ничего не чувствую
  • Барятино & Гефсимания
    Вернуться назад


  •  Контакты 
      приёмная:
      +7 920 881 33 33
      +7 920 883 55 55

      благочинная:
      +7 920 889 57 82

      факс:
      +7 (495) 660 62 77
     
    добавочный 955627

      e-mail:
      baryatino1@yandex.ru


     Информация 
    Адрес
    Расчетный счет
    Пожертвование
    Паломникам


     Эконом на связи 




     Котята В КОНТАКТЕ 
     Страничка про наших котят В Контакте


     СМИ о нас 
    В. Залотуха "Просьба с объяснениями"
     "Монастырь без секретов""Семь закатов в Барятино"
    А. Ливанская "Деревня Барятино"
      

    Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (26)