Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Богородично-Рождественская девичья пустынь

Официальный сайт Калужской епархии



 Поиск 


 События 
Великий Пост
Вечная память
Вси святии, молите Бога о нас!
Знаменательные даты
Повседневная жизнь
Праздники
События в РПЦ
События в России
События в мире
Цветная триодь


 ФОТО 


 Рубрики 


  
Начало раздела > Откровение помыслов

Из больничного опыта.1.


Что мы, православные,  делаем, когда заболеваем? Ну, перво-наперво просим всех знакомых молиться, потом лечимся, принимаем таблетки, уколы, микстуры, прогревания, компрессы, народные средства, кто что посоветует. Иногда помогает, иногда нет, особенно теперь, когда  первоисточником чаще всего оказывается вирус, от которого, из-за колоссального многообразия этой пакости, спасенья нет.

Что мы делаем, когда исцеление задерживается? Тщательно исследуем  грехи свои, наказываемся же «по грехам», верно? Мучительно размышляем, почему приключилась напасть, за что? Исповедуемся, причащаемся, ждем результата.

Что мы делаем, если болезнь продолжается, температура держится, улучшения нет ни через неделю, ни через две? Бывает, начинаем унывать: «яко реша врази мои мне «Бог оставил есть его, пожените и имите его, яко несть избавляяй» (Пс. 70, 10 – 11). Терзания от самогрызения, высокоумствования могут до отчаяния довести.

Кроме как «по грехам» болезнь случается, говорят,  для испытания, будто Господь имеет целью прижать тебя покруче и проверить, с верою ли  ты извиваешься. Ну не ересь ли представлять Господа этаким хладнокровным экспериментатором, чуть ли не жестоким палачом, равнодушным наблюдателем наших мук? Есть еще версия о спасительности болезни, как страдания; однако болеют все, а все ли спасаются?

На самом деле нам ведь хорошо известно: бренная плоть чуть ли не с рождения пребывает в процессе тления, с момента грехопадения все мы, без исключения, обречены смерти, а тропа к ней прокладывается как раз болезнями, телесными скорбями. Таков всеобщий закон, с ним следует смириться и по мере возможности лечить пораженное болезнью тело. Хворь напоминает о финале, о самом, в сущности, главном; пока здоровы, мы склонны увлекаться пустяками, словно никогда не умрем.
 
Те, кто здоров, те, кто во цвете лет,
По простоте своей считать готовы,
Что в этом мире смерти вовсе нет,
Что все сильны на свете и здоровы.
Расул Гамзатов.

Так что больничный опыт весьма важен в свете укрепления памяти смертной. Конечно, мы, как советуют подвижнические книги, ходим на кладбище, в курсе, что все там будем, но в воображении упускаем промежуточный этап: обязательную, как правило, предсмертную болезнь; впрочем, всякая болезнь, даже зубная боль, особенно в определенном возрасте, может оказаться предсмертной. Поэтому чрезвычайно полезно ощутить абсолютную зависимость от Промысла, предать себя в Его руки – увы, через посредство больничных врачей.

Почему «увы»?

Потому что прогресс почти окончательно лишил нас «человеческой» медицины; сегодня медикам в общем-то не надобны никакие таланты, умения и даже знания, достаточно набора практических навыков: диагноз определяется через рентген, компьютерную томографию, анализы крови, мочи, мокроты, еще чего-нибудь, техника не ошибается, лечение назначается всем одинаково, исключая разве что аллергиков. Формула «лечить не болезнь, а больного» с прогрессом не совмещается; я еще помню, как лет сорок назад скоропомощной фельшер, по-видимому очень хороший специалист,  диагностировал пневмонию древним способом выстукивания лёгких. Даже пятнадцать лет назад терапевт мог выявить ту же пневмонию, расслышав через трубку хрипы. А сегодня, говорят, ни один доктор не обнаружит воспаления лёгких без рентгена или КТ.

Доктора хорошие, старательные, да и весь персонал вполне квалифицированный; одно несколько задевает: никто ничего не объясняет. Вот в Америке, рассказывают, есть писаный закон – врач обязан всё рассказать пациенту о его недуге и перспективах лечения, о побочных действиях применяемых лекарств, о предписываемых процедурах и возможных после них осложнениях. У нас такие вещи не приняты, разве что сам больной полюбопытствует: зачем укол в живот? что содержит капельница? почему от нее болит сердце? нужен ли пробиотик?

К слову сказать, мне пришлось встретиться с лечебным арсеналом впервые – на восьмом десятке! Последний раз находилась в больнице около суток в связи с операцией сломанной ноги, а до того организм сбоев не давал. Пользуясь здоровьем, с некоторым презрением относишься к молитвам о нем и особенно к мантре «главное – здоровье», которую привычно повторяют те, кто хорошо знаком с немощью и устал от нее. Серьезное, длительное недомогание научает ценить крепость сил, успешно врачует наше высокомерие, надменную уверенность: «больница – никогда!», она «все равно что тюрьма» и т.п.

Больница отнюдь не тюрьма, она, несмотря на повсеместное падение нравов, остается  богоугодным заведением. Конечно, в прежние времена с этим понятием связывали проявления милосердия, внимания, заботы; теперь больные, похоже, все без исключения принимают качественное лечение вкупе с добрым отношением как должное, заслуженное и обязательное; шоколадки сестрам, конечно, норовят сунуть, но вряд ли из признательности, просто вроде так полагается. А сестры, представьте, иногда отказываются наотрез, а уж если соглашаются взять (например, пакетик монастырского печенья), то благодарят куда активнее пациентов.

Видно, нужно иногда быть исторгнуту из монастырского рая, чтобы понять, что Господь с нами и в больнице, и Дух дышит где хочет. Вспоминалось мне там полузабытое стихотворение, так близкое к ситуации:

    
Стояли как перед витриной,

Почти запрудив тротуар.

Носилки втолкнули в машину.

В кабину вскочил санитар.



И скорая помощь, минуя

Панели, подъезды, зевак,

Сумятицу улиц ночную,

Нырнула огнями во мрак.



Милиция, улицы, лица

Мелькали в свету фонаря.

Покачивалась фельдшерица

Со склянкою нашатыря.



Шёл дождь, и в приёмном покое

Уныло шумел водосток,

Меж тем как строка за строкою

Марали опросный листок.



Его положили у входа.

Всё в корпусе было полно.

Разило парами иода,

И с улицы дуло в окно.



Окно обнимало квадратом

Часть сада и неба клочок.

К палатам, полам и халатам

Присматривался новичок.



Как вдруг из расспросов сиделки,

Покачивавшей головой,

Он понял, что из переделки

Едва ли он выйдет живой.



Тогда он взглянул благодарно

В окно, за которым стена

Была точно и́скрой пожарной

Из города озарена.



Там в зареве рдела застава,

И, в отсвете города, клён

Отвешивал веткой корявой

Больному прощальный поклон.


«О Господи, как совершенны
Дела твои,— думал больной,— 
Постели, и люди, и стены, 
Ночь смерти и город ночной.
 
Я принял снотворного дозу
И плачу, платок теребя. 
О боже, волнения слезы 
Мешают мне видеть тебя.
 
Мне сладко при свете неярком,
Чуть падающем на кровать, 
Себя и свой жребий подарком 
Бесценным твоим сознавать.
 
Кончаясь в больничной постели, 
Я чувствую рук твоих жар. 
Ты держишь меня, как изделье, 
И прячешь, как перстень, в футляр».
Б. Пастернак.


Дата: Суббота, 08 Февраль 2014
Прочитана: 5300 раз

Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • Почитать бы Газету…
  • Национальная идея – преображение души
  • Проблема: духовник в женском монастыре
  • ... Преклоняю колена сердца
  • Не я ли, Господи?
  • Верными бывают только собаки?
  • Теплохладный мытарь гораздо хуже фарисея
  • Как научиться уступать – и не ненавидеть того, кому уступил?
  • Жажда Христа или…
  • Уходят...
  • Синдром ослика Иа
  • Письмо к сестре
  • Из больничного опыта. 2.
  • С кем не бывает?
  • Ничего не чувствую
  • Барятино & Гефсимания
    Вернуться назад


  •  Контакты 
      приёмная:
      +7 920 881 33 33
      +7 920 883 55 55

      благочинная:
      +7 920 889 57 82

      факс:
      +7 (495) 660 62 77
     
    добавочный 955627

      e-mail:
      baryatino1@yandex.ru


     Информация 
    Адрес
    Расчетный счет
    Пожертвование
    Паломникам


     Эконом на связи 




     Котята В КОНТАКТЕ 
     Страничка про наших котят В Контакте


     СМИ о нас 
    В. Залотуха "Просьба с объяснениями"
     "Монастырь без секретов""Семь закатов в Барятино"
    А. Ливанская "Деревня Барятино"
      

    Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (20)