Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Богородично-Рождественская девичья пустынь

Официальный сайт Калужской епархии



 Поиск 


 События 
Великий Пост
Вечная память
Вси святии, молите Бога о нас!
Знаменательные даты
Повседневная жизнь
Праздники
События в РПЦ
События в России
События в мире
Цветная триодь


 ФОТО 


 Рубрики 


  
Начало раздела > Святые земли Калужской

Первый Оптинский старец

икона прп. Льва (Наголкина), Оптинского старца

Преподобный Лев (в миру Лев Данилович Наголкин, память 11/24 октября) родился в 1768 году в городе Карачеве Орловской губернии. В молодости он служил у одного купца из города Болхова, объехал всю Россию. Имея прекрасную память, острый ум, наблюдательность, приобрел в поездках превосходное знание людей и житейскую опытность. Хозяин так полюбил молодого приказчика, что пожелал женить его на своей дочери, но получил отказ.

В 1797 году  Лев оставил мир и вступил в число братии Оптиной Пустыни. Очень сильный  физически, он не отказывался ни от какой работы. Однажды вместе с другим послушником за день соединил каналом два пруда, хотя на это послушание предполагалось направить 20 рабочих. Зато вечером два богатыря съели за ужином шесть килограммовых буханок хлеба.

Два года прожил Лев в Оптиной пустыни, непомерными трудами подорвал свое крепкое здоровье и 1799 году перешел в Белобережский монастырь в Орловской губернии, где настоятелем был иеромонах Василий (Кишкин), ученик преподобного старца Паисия (Величковского), подвижник высокой духовной жизни.

В 1801 году послушника Льва постригли в мантию с именем Леонид, в том же году 22 декабря рукоположили в иеродиакона, а 24 декабря в иеромонаха. Он проводил дни в трудах и молитве, подавая пример истинного послушания. В 1804 году братия Белобережской пустыни избрала преподобного Льва настоятелем. Но через два года он оставил должность и вместе с другим учеником преподобного Паисия старцем Феодором ушел в лес. К ним присоединился еще один любитель уединенных молитв – иеросхимонах Клеопа. Старец Феодор научил преподобного Льва высшему монашескому деланию –
«умной молитве». Здесь, в пустынном безмолвии, будущий старец и принял пострижение в великую схиму с прежним именем Лев.  Однако отшельничество  длилось недолго.  Драгоценную тишину брянских лесов нарушали посетители, шедшие за духовным советом к отцу Феодору, и  подвижники стали искать приют в менее доступном для гостей месте.

Шесть лет они прожили в одном из скитов Валаамского монастыря и перешли в Александро-Свирский монастырь под Петербургом, где с ними произошел такой случай. В 1820 году император Александр I, проезжая неподалеку от монастыря, неожиданно решил посетить обитель и познакомиться с отцами Львом и Феодором. Прозорливые старцы предупредили отца настоятеля о скором визите, и тот вышел встречать государя к святым вратам.

В 1822 году старец Феодор отошел ко Господу,  к тому времени отец Лев был уже не только его учеником, но и духовником (отец Клеопа скончался в 1816 году). Вскоре он получил приглашение калужского епископа Филарета (Амфитеатрова) перейти в Оптину пустынь и принял его с благодарностью. «Наши сердца, - писал он, - наклонность  туда имеют, поелику я там начало полагал и здоровье потерял. И наш прежний любитель и благодетель Пресвященный Филарет, яко монахолюбивая душа, того желает». Однако в Александро-Свирском монастыре преподобного Льва удерживали еще  пять лет, так любила его братия, и только в 1828 году беспрепятственно отпустили. Поклонившись святыням Киева, старец Лев по дороге посетил Площанскую пустынь, где познакомился с иеросхимонахом Макарием, будущим своим помощником в Оптинском скиту и впоследствии заместителем, и прожил там около полугода.

В 1828 году преподобный Лев с шестью учениками прибыл в Оптинский скит, поселился за его стенами в домике на выделенном под пасеку месте. Настоятель, преподобный Моисей, зная его духовную опытность, поручил ему окормлять братию и богомольцев. Вскоре в Оптину прибыл и иеросхимонах Макарий, перешедший под его духовное руководство еще в Свири. Он становится ближайшим учеником, сотаинником  и помощником в несении подвига старчества.

Старец Лев имел замечательную внешность: высокий рост, величественная осанка, грация и плавность в движениях несмотря на болезненную полноту. Он обладал исключительным умом и духовной прозорливостью. В душе старца жила великая любовь и жалость к человечеству. Но действия его иногда бывали резки и нелицеприятны. Он достиг той   высоты духа, когда подвижник принимает решения, повинуясь голосу Божию. Вместо долгих уговоров он подчас сразу выбивал у человека почву из-под ног, словно вскрывал гнойник, образовавшийся в огрубевшем сердце. В результате лились слезы покаяния.

Старец знал, каким способом достигнуть своей цели. Вот пример. Жил недалеко от Оптиной один барин, который хвастался, что как взглянет на отца Леонида, так его насквозь и увидит. Приезжает раз к старцу, когда там было много народу, и не успел переступить порог, как слышит: «Эка остолопина идет! Пришел чтобы насквозь увидеть грешного Льва, а сам, шельма, 17 лет не был у исповеди и Святого Причастия». Барин затрясся, как лист, и после каялся и плакал, что грешник неверующий и действительно 17 лет не исповедовался и не причащался святых Христовых Таин.

К преподобному Льву приводили многих бесноватых. Конечно, победить бесов мог только человек, умертвивший собственные страсти. Никто не видел старца в гневе или раздражении, спокойствие и христианская радость не оставляли его. Все время творил Иисусову молитву; внешне пребывая с людьми, он внутренне пребывал с Богом. На вопрос ученика о том, как приобрести такие духовные дарования, преподобный ответил:
«Живи проще, Бог и тебя не оставит и явит милость Свою».
 
Жизнь старца Льва протекала праведно и от обычного монастырского уклада отличалась только опять же чрезмерными трудами в служении ближним. В два часа по полуночи ученики начинали читать утренние молитвы, полунощницу, двенадцать избранных псалмов, канон дневному святому с поучением из Пролога и первый час. После утреннего правила – ранняя обедня, начинавшаяся чтением третьего и шестого часов с изобразительными. Вечернее правило (девятый час и двенадцать избранных псалмов с тремя канонами и акафистом) отправлялось в те же часы, что и в монастыре вечерня. Старец выслушивал его у себя в келье. После вечерней скитской трапезы прочитывалось повечерие, молитвы на сон грядущим, две главы из Апостола и одна глава из Евангелия. Перед отходом ко сну в келье старца собирались скитские братия для откровения помыслов. Днем, если не было посетителей, старец закрывал двери кельи на недолгий послеобеденный отдых. Ночной легкий сон вместе с дневным отдыхом длился не более трех часов, но часто  и он прерывался приходившей к батюшке по крайней надобности братией.    Каждые две недели старец приобщался Святых Христовых Таин в скитской церкви, куда он ходил и после перевода в монастырь, а в последние годы по немощи ездил на телеге.

При деятельной поддержке преподобных Моисея и Антония отец Лев стал основателем старчества в Оптиной пустыни.  Вскоре настоятель поручил его духовному руководству всю оптинскую братию и паломников, и это принесло добрые плоды. Отец Лев хорошо знал, кого пристыдить и как вразумить, чтобы наставление подействовало, понимал, кто сколько может понести, как и чем кого утешить и успокоить. При видимой простоте, и даже некоторой грубоватости, обращение его никого не оскорбляло, в формах подчас резких всегда звучала святая истина, видна была незлобивая и любящая душа и отеческая заботливость о спасении духовных детей. «Бывало, – рассказывал один ученик, – батюшка сделает мне такой строгий и грозный выговор, что едва на ногах устою; но тут же и сам смирится, как дитя, и так утешит, что на душе сделается легко и отрадно;  уйдешь от него спокойный и веселый, как будто батюшка меня хвалил, а не укорял».

Старец желал, чтобы духовное свое расположение к нему ученики доказывали исполнением его наставлений. «Ты на лету хочешь схватить мои слова, – сказал он одному своему духовному сыну, – хочешь мимоходом спастись, наскоро научиться. Потому у тебя и восторги, целование батюшкиного плеча или руки. А я при отце Феодоре был к нему без фанатизма; мысленно же был готов кланяться ему в ноги с сыновним почтением».

Особенно же старец увещевал своих учеников хранить между собой взаимную любовь, мир и единомыслие. Часто он повторял трогательные слова Христа: «О сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою» (Ин.13, 35). И это были его любимые слова к близким своим ученикам.

Мудрые наставления преподобного Льва постепенно изменили весь внутренний строй монастырской жизни. Ничего важного в обители не предпринималось без благословения старца. К его келье ежедневно приходили вместе со скитскими и монастырские братия, каждый спешил покаяться, попросить совета, помощи во внутренней борьбе со страстями и невидимыми врагами нашего спасения.  Старец всех принимал с отеческой любовью, находил слова для  назидания и утешения, таким образом оптинское братство совершенствовалось в нравственном отношении.

Однако в первое время старчество подвергалось кривотолкам, притеснениям и гонениям, из-за этого преподобный покинул Валаам, и за 12 лет пребывания в Оптиной ему пришлось вынести многие скорби: то из-за непонимания архиерея, то из-за зависти и доносов других, бывал и суд над ним (но он был оправдан), перемещали его из скита в обитель, даже архиерей запрещал ему принимать посетителей, но он все равно никого не прогонял из милосердия к страждущим. Недоброжелатели обвиняли святого в самовольном нарушении монашеских правил, в лжеучении, в возмущении монастырской жизни. Старец, исполненный Христовой любви к ближним, говорил:
«Я к себе никого не зову, а кто ко мне приходит, тех гнать от себя не могу. Особенно в простонародии многие погибают от неразумия. Как могу презреть их вопиющие духовные нужды?"

С первых чисел сентября 1841 года старец Лев стал ослабевать, перестал вкушать пищу, только ежедневно причащался Святых Таин. Под конец жизни он предсказал, что России придется перенести много бед и горя. Со словами:
«Ныне со мной милость Божия!" — иеросхимонах Лев скончался 11 октября 1841 года  в день памяти Святых Отцев Семи Вселенских Соборов.

Мощи старца были обретены 27 июня/10 июля 1998 года вместе  с мощами других шести Оптинских старцев и в настоящее время пребывают на солее храма-усыпальницы Владимирской иконы Божией Матери напротив мощей его ученика преподобного старца Макария.



Дата: Пятница, 24 Октябрь 2014
Прочитана: 1618 раз

Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • Преподобный Пафнутий Боровский (Память 1/14 мая)
  • Преподобный Тихон Калужский и Медынский (память 16/29 июня)
  • Преподобный Ферапонт Боровенский, Калужский (память 6/19 июля)
  • Преподобные отцы Оптиной пустыни
    Вернуться назад


  •  english 


     Архив событий 
    «« Декабрь 2017 »»
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
    4 5 6 7 8 9 10
    11 12 13 14 15 16 17
    18 19 20 21 22 23 24
    25 26 27 28 29 30 31
    14.12.2017


      



     Контакты 
      приёмная:
      +7 920 881 33 33
      +7 920 883 55 55

      благочинная:
      +7 920 889 57 82

      факс:
      +7 (495) 660 62 77
     
    добавочный 955627

      e-mail:
      baryatino1@yandex.ru


     Информация 
    Адрес
    Расчетный счет
    Пожертвование
    Паломникам


     Эконом на связи 




     Котята В КОНТАКТЕ 
     Страничка про наших котят В Контакте


     Наши ссылки 
    Сайт храма Святых Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове: списки жертв репрессий на Бутовском полигоне НКВД, жизнеописания пострадавших, воспоминания современников, исторические материалы.


     СМИ о нас 
    В. Залотуха "Просьба с объяснениями"
     "Монастырь без секретов""Семь закатов в Барятино"
    А. Ливанская "Деревня Барятино"
      

    Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (7)