Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Богородично-Рождественская девичья пустынь

Официальный сайт Калужской епархии



 Поиск 


 События 
Великий Пост
Вечная память
Вси святии, молите Бога о нас!
Знаменательные даты
Повседневная жизнь
Праздники
События в РПЦ
События в России
События в мире
Цветная триодь


 ФОТО 


 Рубрики 


  
Начало раздела > Читаем, смотрим, обсуждаем

Сестрам, с любовью

Плач третьей  птицы. Обложка 3 издания. Эксмо
Наконец держим в руках книгу настоятельницы нашего монастыря игумении Феофилы «Плач третьей птицы», изданную крупнейшей российской издательской компанией Эксмо. Не дожидаясь получения авторских экземпляров, купили в самом большом книжном магазине Калуги, может быть, последнюю. Радуемся выходу книги прежде всего потому, что теперь её прочтут не только посетители церковных лавок. Это было нашей мечтой – матушкины книги в «Библио-Глобусе» и других книжных магазинах России в миссионерских целях.

Фотографии в альбоме «Все издания книг Игумении Феофилы»

Дерзай, дщерь, обложка 1 изданияДерзай, дщерь. Обложка 2 изданияДерзай, дщерь. Обложка 3 изданияПлач третьей птицы. Обложка 1 изданияПлач третьей птицы. Обложка 2 изданияПлач третьей  птицы. Обложка 3 издания. ЭксмоРифмуется с радостью. Обложка 1 издания.Рифмуется с радостью. Обложка 2 издания

Эксмо – третье издательство, выпустившее книгу, которую уже назвали энциклопедией современного монашества. Первое осуществлено в 2008 году издательством, обозначившим себя «Санкт-Петербург». Стоит вспомнить о том, как  оценивали матушкин труд первые читатели, имевшие доступ к рукописи. Даже друзья не верили, что книга, в которой обнажены острые проблемы современных монастырей, будет опубликована. Однако мрачные прогнозы не сбылись. На обложке стояло Монахиня N., как на первой матушкиной книге «Дерзай, дщерь!», изданной в 2001 году «Даниловским благовестником». Тираж в 7 000 экземпляров оказался мал, делали допечатку.

Книга оказалась востребованной не только монашествующими, потому что в ней главное – любовь ко Христу как состояние души верующего человека, радость о Господе, которая всё животворит. В эпиграфе «Сестрам, с любовью» сформулирован принцип игуменства как начальственной должности. Без любви монашеское общее житие станет холодной коммунальной квартирой – к сожалению, это иногда происходит. Не случайно безымянные герои негативных примеров узнавали себя, даже подходили к матушке с претензиями или просто дулись по углам.

Затем интерес проявило издательство храма св.  мц. Татианы при МГУ. В 2012 году подготовлена в печати «Дерзай, дщерь!» с подлинным именем автора. В 2013 году наступил черед «Плача…»,  аннотацию написал прот. Владимир Вигилянский. Книга вышла тоже без цензурных купюр. Тираж 5 000 оказался мал, сделали допечатку. В 2014 году здесь же издали третью матушкину книгу «Рифмуется с радостью».

Время шло.  «Плач…» не терял актуальности, потому что некоторые обозначенные проблемы обрели статус хронических. Их печальный итог: нынешние исповеди бывших послушниц. Одну выпустило то же издательство ЭКСМО, другие остались личным опытом неудачниц. Кто виноват – послушники(цы) или наставники(цы), обстоятельства или собственная пустота, поди разберись. Нет, жертвам, возможно, хочется, чтобы имена виновных были названы. Но виновные вины за собой не видят, более того, считают себя сподобившимися принять незаслуженное поношение.

Новое издание предваряет предисловие, написанное нашим другом, прекрасным поэтом и прозаиком Олесей Николаевой. Вот его полный текст.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Лет пятнадцать назад в церковной книжной лавке мне попалась небольшая книжка некой монахини N. «Дерзай, дщерь», кратко говоря, о христианском понимании места, назначения и роли женщины в мире. Открыв ее наугад, я уже не могла оторваться, а прочитав целиком, испытала чувство радостного открытия. Такое бывает при встрече с живым, талантливым и осмысленным явлением. И – совершенно беспрецедентный для меня случай – купила сразу этих книг штук семь, а то и десять, чтобы дарить, и, вручая избранницам, неизменно чувствовала, что дарю что-то очень ценное, очень важное для этого человека и предвкушала то духовное наслаждение, которую он испытает при чтении. 


Потом меня пригласили выступить перед сёстрами Богородично-Рождественской Девичьей Пустыни в селе Барятино, недалеко от Калуги, и я вместе с мужем приехала туда. Нас встретили у ворот настоятельница и ее помощница, провели в трапезную, где уже сидели монахини и послушницы. Я читала им стихи и отвечала на вопросы. Кое-что в ходе этой беседы, а именно – некоторые важные пояснения и точные реплики, которые вставляла игуменья, навело меня на смутную догадку, которая потом, когда мы были приглашены на трапезу и разговорились с ней, переросла в уверенность, что передо мной – именно эта таинственная монахиня N., автор столь поразившей меня книги. Я ее узнала по обороту речи, по интонации, по умному взгляду проницательных глаз… Так и оказалось. Это была игуменья Феофила. 


Потом она написала новую книгу, именно эту – «Плач третьей птицы», которую и прислала нам с мужем по электронной почте еще до издания. Сгорая от нетерпения поскорее ее прочитать, мы вывели ее на бумаге и сели с ним рядком, передавая друг другу прочитанные страницы… Образцово выстроенная, написанная великолепным языком, насыщенная смыслами, как обретенными в Священном Писании, святоотеческой литературе и мировой культуре, так и подкрепленными личным духовным опытом, эта книга из тех, с которыми не хочется расставаться: с ней хочется жить, перечитывать, учиться по ней проникать в суть движений собственной души и осмыслять повороты внешних событий. Ибо она дает ключ к пониманию христианской жизни, протекающей здесь и сейчас, в условиях современной России, в определенный исторический момент, причем вписывает ее в контекст евангельской метаистории, задающей масштаб.


Удивителен объем эрудиции автора, который легко и свободно распоряжается ею, органично и компактно ставя ее на службу главной идее спасения человека. Тонкости христианской антропологии, православной догматики, аскетики, патристики, герменевтики, нравственного богословия, духовничества, церковной истории, Писания и Предания, – словом, церковность явлена в этой книге в экзистенциальном свете: высокие умозрения отражаются и преломляются в конкретных проявлениях человеческой жизни, свидетельствуя о своей насущности. Это – «хлеб наш насущный».


Кроме того, впущенные в пространство книги и соседствующие здесь житийные истории, принадлежащие разным векам, сюжеты из текущей современной церковной жизни, а также богословские умозрения, элементы православного вероучения, молитвенной практики, изречения церковных деятелей прошлого и высказывания проповедников нашего времени, поэтические строки литературной классики, взятые в качестве эпиграфов к каждой главе, и даже публицистические отступления, – все это, переплетаясь, создает картину единства христианского мира, вбирающего в себя время и пространство.


Речь здесь идет, прежде всего, о монашестве и монастырях, как таковых, и о монастырях, воссозданных после крушения оплота богоборчества и атеизма советской империи, по преимуществу. Пребывание внутри этого процесса – возрождения монашеской жизни в России – дает игуменье Феофиле не только опыт очевидца, но и власть свидетельства о том, как это происходило: в книге множество конкретных случаев, ситуаций, примеров ошибок, искривлений и срывов новоначальных богомольцев и новопостриженных монахов. Это объясняется прежде всего – и во веки веков – человеческой природой, испорченной грехопадением, но и тем духовным и нравственным ущербом, который нанесло христианскому народу вавилонское пленение советской власти: утрата церковных традиций, угасание веры, искажение понятий о человеке, шаткость нравственных основ, туман заблуждений и суеверий, крайняя малочисленность подлинных наставников благочестия. Порой надо было начинать с выжженного поля человеческой души… 


Однако описывая конкретные прискорбные случаи злоупотреблений духовной властью в монастырях и на церковных приходах, религиозного самозванства, мистической самодеятельности, фарисейства, равно как и невежества тех, кто потянулся в монастыри и храмы, игуменья Феофила вовсе не ставит целью умалить религиозную жажду, открывшуюся в народе. Вовсе не пикантность отдельных эпизодов, порой граничащих с анекдотами, которыми она порой иллюстрирует свои рассуждения, является здесь целью: высота призвания, образец, Образ Божий – вот конечное устремление ее мысли. Недаром в книге не названы имена и фамилии тех, чьи сомнительные поступки и высказывания послужили игуменье Феофиле лишь инструментом для ее апофатического метода. Предметом обличения здесь оказывается не сам человек, а его фальшивые слова или дурные поступки. Как опытный реставратор, она словно снимает с первоосновы и поврежденные слои краски, и те, что грубо наляпали на него неряшливые и неумелые богомазы, дабы обнажить сокрытую ими сокровенную Красоту, сияющую в Православии. 


Хотя «Плач третьей птицы» – книга о монашестве, но по своему духовному кругозору она значительно объемнее, так же, как и монашество, значение и влияние которого не ограничивается стенами монастыря или скита, а простирается на судьбы народов, достигая самых небес. Монашество – это удел стремящихся, как евангельский богатый юноша, к совершенству, к жизни, носящей на себе «отблеск будущего века». И в этом смысле – это самое сердце Православия, «соль земли», молитвенный очаг, возле которого возгорается любовью Христовой охладевшее сердце христианина; источник живой воды, испив от которого, душа оживает и просветляется разум. Тем большее значение для России и для всего Православия имеет то, что происходит с монастырями и в монастырях: духовное неблагополучие, оскудение веры и охлаждение любви, «соль, потерявшая вкус» могут иметь самые дурные последствия для жизни не только всей страны, но и целого мира.


Знаю одну инокиню, которая, попросив у меня рукопись книги, вернула ее в полном молчании, а потом опубликовала в журнале гневную отповедь на нее, главный пафос в которой сводился к тому, чтобы «не выносить сор из избы». Образ этот мне показался ложным и саморазоблачительным, ведь монастыри – это не личная изба, а обитель Святого Духа, «врата небесные», «скиния Бога с человеками», «освященный град», и нет более достойного радения здесь, чем радение о Славе Божьей, и более непримиримого сражения, чем битва с лукавым противником, пытающимся извратить и профанировать это избранное место. 


Недаром вся русская культура вышла из монастырей и явилась той закваской, которая сформировала национальную ментальность, начисто изменить которую, при всем старании, не смогли ни большевики, ни постмодернисты. Огромное значение придает игуменья Феофила православному образованию: воссозданию человека «по Образу Божьему». Христианин, говоря словами Апостолов Петра и Павла, всегда должен быть готов дать вопрошающему ответ о своем уповании, и сам дать за себя отчет Богу. 
Автор книги противопоставляет христианскую просвещенность – невежеству и самочинию ума, всегда либо слепо и бездумно следующего за указкой поводыря и рискующего заблудиться, потеряв оного, либо норовящего уклониться в своевольные горделивые разыскания, чреватые раскольническим потенциалом или сектантским вывертом. Вера «угольщика и старой нянюшки» редко когда без ущерба проходит горнило испытаний.


Духовная просвещенность, питание от евангельских и святоотеческих источников, познания в области Предания и церковной истории, чтение хорошей литературы вслед за опытом церковной молитвы собирают воедино, центруют и формируют личность, спасая ее от расколотости сознания и внутреннего разброда, возвышают и помогают освободиться от власти темных природных инстинктов.


Недаром и в своем монастыре игуменья Феофила частью духовного руководства положила просвещение и образование вверенных ей насельниц: помимо участия в богослужениях и общемонастырских послушаниях: работы в швейных и иконописных мастерских, трудов на поле, скотном дворе и на кухне, – матушка, приглашая монахинь и послушниц в богатую книгами монастырскую библиотеку, отводит часть времени на чтение лекций по самым разным дисциплинам, как церковным, так и гуманитарным.


Удивительно еще и такое свойство этой книги: в ней содержание не противоречит форме, смысл высказывания – его стилю. Прекрасное знание психологии человеческой души подтверждается еще и точностью выражения. Опрятности мысли соответствует словесная прозрачность. А эстетическая убедительность Православия выражается в изяществе, даже художественности, слога, который, тем не менее, остается по-мужски (по-монашески) чётким и твёрдым. Так говорит и пишет лишь человек, который с полной ответственностью свидетельствует о том, что он испытал, прочувствовал, продумал и понял, с помощью Божьей, сам: на собственном опыте, «Богу содействующа…»: «Пролей кровь и получишь Дух».


Словом, у нас есть прекрасная писательница, игуменья, книги которой уже можно причислить к православной классике. Так же, как когда-то я с ощущением первооткрывателя дарила ее «Дерзай, дщерь», так и теперь я испытываю радость, предвосхищая то наслаждение и ту духовную пользу, которую получит читатель от «Плача третьей птицы». Аминь.



Отличием нового издания книги от прежних является  справочный аппарат; составление указателей имен, географических названий, тем – это очень трудоемкая работа. В приложении текст с советами новоначальным паломникам и трудникам, информация о Богородично-Рождественской девичьей пустыни, контактные данные, реквизиты монастыря, что при нашем безденежье очень важно, и фрагмент интервью с игуменией Феофилой.

Благодарим всех сотрудников, участвовавших в издании книги. Хвалить не станем, у  монахов это не принято, но помолимся с надеждой на продолжение деловых отношений.

Дата: Суббота, 19 Август 2017
Прочитана: 444 раза

Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • Плач третьей птицы
  • роман «Иоанн Дамаскин»
  • ЧИТАЙТЕ «ЛОГОС»!
  • О земле Калужской
  • «Православие – это не идеология, это жизнь»
  • Христианская православная газета Севера России «ВЕРА»
  • ВЕЛЕНЬЮ БОЖИЮ, О МУЗА, БУДЬ ПОСЛУШНА…
  • Дерзай, дщерь!
  • Богословие нового поколения
  • «Реквием по душе…»: Дмитрий Доморацкий (1979-2010), Москва, 2011.
  • Рифмуется с радостью. Размышления о старости.
  • Чтоб моя страна была самая-самая…
  • Ослик-шалун
  • «Это тебе не четку в тёплом углу тянуть»…
  • Страдания Оскара Уайльда
  • Поздравляем!
  • Первая ночь поста . Рассказ Рэя Брэдбери
 Переводчик: Е. Доброхотова-Майкова
  • «Русскому репортёру» – многая лета!
  • Новое поступление в библиотеку
  • Пушкин тоже любил кошек!
  • «Олеся». Составители: Г. М. Запальский и Г. А. Анищенко.
  • Монах Власий Святогорец «Невидимые пустынники Афона. Тайна Афонской пустыни», Святая гора Афон, «Символик», Москва, 2017.
  • Подарок от режиссёра
    Вернуться назад


  •  english 


     Архив событий 
    «« Декабрь 2017 »»
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
    4 5 6 7 8 9 10
    11 12 13 14 15 16 17
    18 19 20 21 22 23 24
    25 26 27 28 29 30 31
    13.12.2017


      



     Контакты 
      приёмная:
      +7 920 881 33 33
      +7 920 883 55 55

      благочинная:
      +7 920 889 57 82

      факс:
      +7 (495) 660 62 77
     
    добавочный 955627

      e-mail:
      baryatino1@yandex.ru


     Информация 
    Адрес
    Расчетный счет
    Пожертвование
    Паломникам


     Эконом на связи 




     Котята В КОНТАКТЕ 
     Страничка про наших котят В Контакте


     Наши ссылки 
    Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви


     СМИ о нас 
    В. Залотуха "Просьба с объяснениями"
     "Монастырь без секретов""Семь закатов в Барятино"
    А. Ливанская "Деревня Барятино"
      

    Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (18)