Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Богородично-Рождественская девичья пустынь

Официальный сайт Калужской епархии



 Поиск 


 События 
Великий Пост
Вечная память
Вси святии, молите Бога о нас!
Знаменательные даты
Повседневная жизнь
Праздники
События в РПЦ
События в России
События в мире
Цветная триодь


 ФОТО 


 Рубрики 


  
Начало раздела > Паломничество

Осеннее путешествие


Дорога долго тянулась вдоль густых смешанных лесов, когда пасмурным ноябрьским утром по благословению матушки игумении мы ехали в Тарусу, зная об этом маленьком городке на границе с Московской областью только то, что жили здесь известные писатели, художники, поэты. Все они переносили на полотна или воспевали в стихах и прозе этот трогательный русский пейзаж.

Дорога долго тянулась вдоль густых смешанных лесов, когда пасмурным ноябрьским утром по благословению матушки игумении мы ехали в Тарусу, зная об этом маленьком городке на границе с Московской областью только то, что жили здесь известные писатели, художники, поэты. Все они переносили на полотна или воспевали в стихах и прозе этот трогательный русский пейзаж.

Поздней осенью может показаться, что природа не так очаровательна, как летом. Хотя деревья сбросили листву, они оставались ветвистыми и кудрявыми. Тихий город с его одноэтажными постройками лежал, словно в узорах из тонких разноцветных кружев, сплетенных умелой мастерицей.

Таруса стоит на высоких холмах над Окой. Изгибистые улицы то поднимаются вверх на возвышенности, то спускаются к оврагам. У собора Святых апостолов Петра и Павла на городской площади нас ожидали местные жительницы: Анна, неоднократно посещавшая нашу обитель, и Наталия, профессиональный экскурсовод по Тарусе.

Белокаменный Петро-Павловский собор построен в конце ХVIII века архитектором Ивана Ясныгиным на месте деревянной церкви в честь святителя Николая, но это произошло уже при императрице Екатерине II. А издревле тарусские пределы населяли вятичи. Крепость упоминается в летописях ХII века, официально годом основания считается 1246-й. Местность была и удельным княжеством, и в составе Московского Великого княжества, и под властью литовцев. Чем же так привлекателен этот уголок на краю Калужской земли?

В гостях у любимого писателя

Классик русской литературы Константин Паустовский, проживший в Тарусе последние 13 лет своей жизни, писал: «Я не променяю Среднюю Россию на самые прославленные и потрясающие красоты земного шара». У входа в музей Паустовского нас встретила сотрудница Ольга, и мы вошли в аккуратный синий домик за деревянным забором.

Самое сокровенное место – кабинет, где творил писатель. Стол, покрытый голубой бумагой, два плетеных кресла по бокам. У Паустовского было два рабочих места. Писал Константин Георгиевич от руки с одной стороны стола, с другой стороны печатал на машинке. Здесь же сигнальный экземпляр книги на английском языке «Повесть о жизни», которая в 1965 году номинировалась на Нобелевскую премию с фотографией автора на обложке, снимок сделан знаменитым фотографом Филиппом Халсманом. По словам Паустовского, из этой тесной комнаты писатель, когда пишет, говорит со всем миром.

Повсюду его книги, изданные на многих языках мира. На стене кабинета литография «Чехов на Сахалине». Бинокль, штурвал, карты, принадлежавшие Паустовскому еще в юности. Лампы, самодельные абажуры, картины, цветы на окнах – сохранился весь быт в неповторимом запахе старого дерева. Обратили внимание на большой каменный крест в углу. Константин Георгиевич когда-то во время поездок по России подобрал этот крест на дороге. Великий прозаик в советскую эпоху оставался православным христианином. Никогда не вступал в партию, за что и был отклонен от вручения Нобелевской премии.

В гостиной на стене большой портрет Паустовского, написанный художником Борисом Свешниковым. Он жил здесь после лагеря до реабилитации в 1957 году. Писатель сидит в кабинете за столом у окна. На холсте не дописана левая рука, подпирающая голову, потому что, как объяснял художник, «старик устал позировать».
 
Молодые литераторы постоянно окружали мастера, ведь Паустовский вел семинар в Московском Литературном институте. Часто продвигал к изданию книги молодых авторов. Услышали мы и о скандальном альманахе «Тарусские страницы», подготовленном Паустовским и выпущенном в 1961 году Калужским книжным издательством. В сборник вошли произведения многих запрещенных к публикации авторов: стихи Марины Цветаевой, Николая Заболоцкого, проза Юрия Казакова, Булата Окуджавы, очерки вдовы Осипа Мандельштама под псевдонимом Надежда Яковлева, рассказы молодых учеников Паустовского. Хотя в текстах не было критики советской власти, все они не прошли московскую цензуру, директор издательства был уволен, а экземпляры альманаха изъяты из продажи и библиотек.

Еще две скромные небольшие комнаты. В розовых тонах спальня жены, Татьяны Алексеевны, в голубых – сына Алеши. Паустовский жил в проходной комнате, на кровати одеяло из овчины. Строить двухэтажные дома тогда запрещалось, если позволял грунт, делали нижний этаж. В таком тесном цокольном этаже находится кухня. Посуда так же стоит в шкафу под стеклом, как при хозяевах.

Окна кабинета и гостиной выходят в сад. Яблони, туи, ели, кустарники, посаженные более полувека лет назад. Константин Георгиевич и Татьяна Алексеевна очень любили цветы, и всегда поддерживали порядок в саду. На елях и сейчас живут белки, только мы их, к сожалению, не увидели. Здесь же беседка, куда писатель уходил по утрам во время приступов астмы, выпивал чашку чая и начинал работать. Неподалеку деревянное сооружение, чуть больше собачьей будки – это гусятник. Как-то к Рождеству купили двух гусынь, но зарезать не смогли. Сад огорожен забором, а за ним обрыв над рекой. Было слышно, как журчит река, протекая по камням. Воздух в Тарусе удивительно чистый, благоприятный для больных астмой. А для людей, страдающих перепадами давления, наоборот, не подходит.

В семье Паустовских жили кошка Пушуня и кот Толстовский. Кот любил ходить с хозяином на рыбалку, если ему случалось опоздать и Константин Георгиевич уже находился на середине реки, кот нырял в воду и плыл к лодке. Потом Толстовский послушно сидел рядом и ждал свежую рыбу. Дом сторожил верный друг Тобик. На памятнике работы скульптора Вадима Церковникова, установленном в 2012 году в городском сквере, писатель с собакой по кличке Грозный. Этот очень свирепый пес, оправдывавший свое имя, жил впроголодь у соседей. Паустовский во время прогулок его подкармливал. Через какое-то время соседка устроила скандал: вы избаловали пса, он перестал быть злым. Тогда Паустовские забрали Грозного к себе.

В середине ХХ века дороги были в ужасающем состоянии, из Тарусы в Калугу ездили через Серпухов. Воду носили из родника или покупали у водовоза, читали при свечах. Благодаря Константину Георгиевичу выстроили подстанцию и присоединили город к линии электропередачи. Писатель добился строительства дорог и водопровода, его усилиями город получил статус природно-архитектурного заповедника, позднее был внесен в перечень исторических городов России.

Любовь ко всему живому, к миру, как творению Божию, великий мастер слова запечатлел в своих произведениях. Творчество Паустовского и в наше время притягивает огромное количество поклонников. Ольга сказала, что летом группы приезжают непрерывным потоком, а зимой бывает затишье. У нас сталось ощущение, будто побывали в гостях у Константина Георгиевича, но его не застали.

Паустовский скончался 14 июля 1968 года. Горожане заполнили все улицы, чтобы проводить в последний путь любимого писателя и Почетного гражданина Тарусы. Мы проехали на кладбище, чтобы поклониться могиле. Увидели  простой деревянный крест, напротив положен камень, на котором он любил сидеть при жизни.

«Красною кистью рябина зажглась…»

«К осени созревает урожай человеческих дум», - писал Паустовский. Из всех времен года большинство поэтов любили именно осень. В том числе и Марина Цветаева. Поэзия Цветаевой завораживала в юности большинство из нас. Но с возрастом приходит несколько иное понимание многих творений классиков.

Музей семьи Цветаевых открыт для посещения каждый день. Именно здесь Марина Ивановна начала писать свои первые юношеские стихи. В залах выставлена мебель из их московского дома, столы, диваны, самовар. Рояль, на котором музицировали члены семьи. Иван Владимирович Цветаев, основатель Музея изящных искусств в Москве, заботился, чтобы все вещи перевозили с собой, когда уезжали на каникулы в Тарусу. В дальнейшем Цветаева гостила здесь с мужем и детьми. Много картин, фамильных фотографий, рисунки и акварели дочери Ариадны Эфрон, которая училась прикладному искусству в Париже.

Дом, купленный еще дедом Цветаевой А.Д. Мейном, разрушился от времени и полностью реконструирован, но флигель сохранился подлинный. Директор музея Елена Михайловна, будто сама из ХIХ века, маленькая, неопределенного возраста, с открытым светлым лицом, провела нас во флигель. Какое же простодушие и открытость отличают старых работников культуры, их преданность любимому делу вызывает восхищение.

В комнате Марины поразила солидных размеров шляпная коробка. А в комнатке, принадлежавшей сестре Анастасии, в старинном шкафу увидели семейные иконы. Самый изумительный экспонат – в картонную книжную обложку вклеены несколько маленьких образков. Анастасия Ивановна обрела веру в Бога вскоре после Октябрьского переворота. Пережившая 10 лет лагерей, затем ссылку, она сохранила этот крошечный иконостас. У всех иконы и кресты отбирали, а она сберегла его, выдавая за книгу.

Марина Цветаева мечтала быть похороненной в этом уютном месте, о чем гласит надпись на памятном камне. На набережной в парке ко дню рождения поэта в 2006 году открыт памятник, позади которого растет рябина. Ее красные кисти контрастно горят среди серого гранита и бронзы, символизируя трагическую судьбу поэта Серебряного века.

Источник вдохновения – тарусские дали

Паустовский говорил, что Таруса в ХIХ веке сделалась творческой лабораторией и приютом для людей искусства и науки. Усадьба художника-анималиста и ученого-зоолога Василия Ивановича Ватагина, стоящая на окраине города, это своеобразное сочетание разных стилей. Дом построил сам художник в 1914 году, теперь здесь живут потомки, тоже все живописцы. Атмосфера погружает в совершенно другую среду. Печь-камин, расписанная столетие назад, в 1915 году: одной стене изящная мозаика, на другой причудливые синие птицы и цветы. Кругом темные бревна, крутая лестница из нетесаных досок ведет на второй этаж, в мастерскую.

Талант его был разносторонним. Скульптуры изготавливал из дерева, камня, кости, глины, керамики. Высоко под потолком картины, написанные после путешествия по Индии. Русского человека вдохновили сюжеты индийского эпоса. На стене мастерской декоративное панно с фигурками диковинных зверей. Василий Иванович посвятил основную часть жизни изображению животных в природе, а больше всего любил рисовать диких кошек. По его иллюстрациям к книгам Р. Киплинга создан в 1970-х годах прекрасный мультфильм «Маугли». С балкона мансарды открывается вид на тарусские дали. В этот дом мы попали чудесным образом, благодаря знакомству Наталии с родственниками художника.

Многие из художников на каком-то этапе своей жизни начинают писать иконы. Дочь Ватагина, Ирина Васильевна, принимала участие в росписи иконостасов в ходе реставрации тарусского храма Воскресения Христова. Храм, воздвигнутый в ХVII веке, белый, в русско-византийском стиле, сейчас трехпрестольный. Это настоящая жемчужина, затерянная в провинции. Перестраивался много раз, во время гонений был обезглавлен, превращен в хлебопекарню, склад. Возвращен Церкви в 1980-х годах, раньше Петропавловского собора.

Все улицы городка сходятся к реке. С набережной видно место, где река Таруса впадает в Оку. Почти по соседству с К. Паустовским и М. Цветаевой мы встретили монумент Белле Ахмадулиной. Она любила отдыхать в Тарусе, здесь были написаны «Тарусский цикл» и «101 километр». Автором памятника стал муж поэтессы художник Борис Мессерер.

Могила художника Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова на живописном косогоре. Автор надгробного памятника Александр Матвеев, друг художника. Рядом с крестом спящий мальчик из гранита. Среди туристов прижилась легенда, что художник писал здесь, на берегу, и увидел тонущего в реке мальчика. Спас его, а сам простудился и умер в возрасте 35-ти лет. На самом деле образ мальчика – это сам художник, который в детстве упал с лестницы, повредил позвоночник и потом все время болел. За свою столь короткую жизнь он успел создать около 80 великолепных картин, которые находятся в более чем двадцати музеях. Борисов-Мусатов старался отразить мечту о гармонии человека и природы, рисовал нежные загадочные полуреальные женские образы и «дворянские гнезда».

Прощание

В завершении путешествия Наталия пригласила всех к себе домой, где угостила незамысловатым вкусным обедом. Трудно забыть хрустящие огурцы, засоленные по рецепту, который передается уже несколько поколений. А после прозвучала умилительная песня на стихи Николая Заболоцкого, жившего в Тарусе в летние месяцы.
А кому сегодня плакать

В городе Тарусе?

Есть, кому сегодня плакать -

Девушке Марусе.


Да и как же ей не плакать?

В городе Тарусе -

Петухи одни да гуси,

Господи Исусе…

Все тарусские достопримечательности посетить за один день невозможно. По мнению Анны и Наталии сейчас все без исключения жители города – люди творческие, если не поэты, так архитекторы, гончары, музыканты. Кто переезжает жить сюда или поселяется на время, обязательно принимается что-то мастерить, вышивать, рисовать картины, заниматься резьбой по дереву. Работают фабрики художественной вышивки и строительной керамики. Ежегодно проходят Рахманиновские вечера, конкурсы пианистов, фестиваль классической музыки, организованный фондом Святослава Рихтера. «Ни разу не попадала, - с улыбкой вздохнула Анна, - в пятницу или в субботу вечером как раз служба в храме».

Прощались мы возле Воскресенского храма, в котором Анна несет послушание регента. Еще она рассказала о том, что когда-то здесь был монастырь. На месте разоренного татарами села Воскресенское в ХVI веке дьяк Григорий построил мужской монастырь в честь святителя Петра, митрополита Московского. Постепенно обитель с деревянной церковью обветшала, тогда и был сооружен каменный храм на краю оврага, названного Игумновым. В память обо всех, похороненных на некогда обширном кладбище возле церкви, установлен каменный крест работы скульптора Анатолия Камелина.

Эпилог
О чём можно мечтать в монастыре? У нас есть всё: храм, богослужения, прекрасная библиотека, кров, пища, одежда… Но иногда ненасытная душа желает прикоснуться к культурным ценностям как к прообразу вечности. В этот день потребность наша была удовлетворена сполна.



Дата: Воскресенье, 26 Ноябрь 2017
Прочитана: 220 раз

Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • Паломничество в древний Полоцк
  • В КРЫМНАШ К ЛЮБИМОМУ СВЯТОМУ
    Вернуться назад


  •  english 


     Архив событий 
    «« Декабрь 2017 »»
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
    4 5 6 7 8 9 10
    11 12 13 14 15 16 17
    18 19 20 21 22 23 24
    25 26 27 28 29 30 31
    13.12.2017


      



     Контакты 
      приёмная:
      +7 920 881 33 33
      +7 920 883 55 55

      благочинная:
      +7 920 889 57 82

      факс:
      +7 (495) 660 62 77
     
    добавочный 955627

      e-mail:
      baryatino1@yandex.ru


     Информация 
    Адрес
    Расчетный счет
    Пожертвование
    Паломникам


     Эконом на связи 




     Котята В КОНТАКТЕ 
     Страничка про наших котят В Контакте


     Наши ссылки 
    Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви


     СМИ о нас 
    В. Залотуха "Просьба с объяснениями"
     "Монастырь без секретов""Семь закатов в Барятино"
    А. Ливанская "Деревня Барятино"
      

    Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (5)