Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Богородично-Рождественская девичья пустынь

Официальный сайт Калужской епархии



 Поиск 


 События 
Великий Пост
Вечная память
Вси святии, молите Бога о нас!
Знаменательные даты
Повседневная жизнь
Праздники
События в РПЦ
События в России
События в мире
Цветная триодь


 ФОТО 


 Рубрики 


  
Начало раздела > Читаем, смотрим, обсуждаем > Что читают в нашем монастыре

Княгиня А. Н. Голицына. Когда с вами Бог. Воспоминания. – М.: Никея, 2017.


В серии «Семейный архив» издательства «Никея» вышла книга воспоминаний княгини Александры Николаевны Голицыной. «Когда берусь за перо, в памяти возникают вперемешку образы людей и происшествий, за которыми трудно угнаться, и не знаешь, с чего начать, а пропустить не хочется, так как это части дорогого прошлого…», - простота и откровенность автора подкупают с первых строк.

Александра Николаевна высказывает мысль, что полезно чаще вспоминать прошлое, чтобы успокоиться, уповая на Бога. В 1930-х годах на берегу Женевского озера в гостях у детей писала княгиня воспоминания и писала, собственно, для своих детей. В первой главе о счастливом детстве Александры, в девичестве Мещерской, мы узнаем подробности быта русского дворянства ХIХ века.

Дети получили очень строгое воспитание. Во время обеда ели молча, позволялось только отвечать на вопросы взрослых. С раннего детства обучались на дому английскому, французскому, немецкому языкам, арифметике, геометрии, изучали словесность. Регулярно занимались гимнастикой. Но свежий воздух не считался необходимым зимой, форточки почти не открывали. Раз в месяц устраивали «баню». Ставили две ванны с нагретой водой, в одной детей мыли, в другой полоскали. После застолья чадам позволялось допивать из рюмок остатки водки, дважды в год давали глистогонные средства. Вещи, книги, игрушки выписывали из Англии. Уже повзрослевшие девочки вместе с матерью почти никогда не сидели без дела, если не были заняты учебой, вышивали разные вещи для церкви.

Александра Николаевна пишет о своих близких: «Наши родители и их друзья были бесконечно добры, глубоко верующие, сострадательные, в них не было эгоизма, они были великодушны и благородны во всем, что делали, ничего мелочного в них не было. А только все возвышенное, их любовь к России была не квасным патриотизмом, а частью их существа. Они были правдивы и прямолинейны, а проявления лжи были им противны». Родители интересовались всем, что происходило на белом свете, встречались с выдающимися людьми, которые проезжали через Москву. Помнит, как приглашали путешественника Пржевальского, он читал лекцию и показывал акварельную панораму Голубой реки в Китае.

Отец служил в Московском учебном округе, где постоянно происходили волнения студентов, находившихся под влиянием нигилистов, готовивших покушения на Царя и министров. Папа совершенно бесстрашно говорил со студентами, старался вразумить, выслушивал жалобы. Вспоминает гибель Государя Александра III, все тогда плакали, родители и дети. В домовой церкви служили панихиду по Государю, папа срочно поехал в Петербург.

Общались в семье с архиереями и старцами. Преосвященный епископ Леонид (Краснопевков) оказал большое влияние на воспитание, мама обращалась к нему за советами. Часто приезжал к ним на дачу в Петровско-Разумовском и принимал у себя дома, за чаем с самоваром.

Родители занимались благотворительностью. Один из дальних родственников, граф Сергей Строганов после кончины молодой жены выстроил над ее могилой часовню, где проводил дни, молясь о ее душе и читая Святое Писание. Два года провел он безвыездно, ночуя в маленьком помещичьем доме. Затем уехал на свои пермские железные заводы,  по-отечески заботился о рабочих, отдавая этому делу всю душу. Он выстроил школы, больницы, клубы и игровые площадки. Ему ставили в вину, что не переоборудовал заводы по новейшей системе.

Огромный рост, ласковый голос, красивое лицо, синяя шелковая русская рубаха навыпуск, подпоясанная кушаком, и высокие блестящие сапоги - таким помнит княгиня историка Александра Николаевича Карамзина, который приходился ей родным дедом. Мещерские всегда тесно поддерживали связь с многочисленной родней, княгиня упоминает сродников, добавляя к фамилиям «дорогие Щербатовы, Толстые», «милые Игнатовы, Оболенские».

Слуги были фактически членами семьи. В имении Дугино, где и прошло детство Александры, были каретная, оружейная, шорная мастерские. В столярной мастерской делали мебель и сами обивали. Кузница, слесарная, длинный ряд помещений для садовников, рабочих и прачек. Всюду кипела работа, слышалось ржание лошадей, мычание коров, медленно двигались телеги, нагруженные снопами. «А теперь все это вымерло. Большой дугинский дом сожжен большевиками, дорогая церковь, в которой нас венчал батюшка Василий и где покоился прах его, наших родителей и предков, осквернена, превращена в кинематограф или амбар».

Мемуары образованных людей высшего сословия – это всегда историческое свидетельство, передающее глубину важнейших событий эпохи и дух времени. Далее страницы посвящены годам, прожитым в любви и счастье с мужем, «которого я была так недостойна и жизнь которому осложняла бессмысленными соображениями. Ведь главное в семье – взаимная любовь, а все остальное Бог пошлет». Александра Николаевна вспоминает свои ошибки с острой болью раскаяния. Мужа Павла Павловича Голицына она потеряла в 1914 году, оставшись с семью детьми.

Все, что свершилось в октябре 1917 года, предвидели еще родители княгини Голицыной. Первые дни революции она встретила с детьми в Царском селе. Аресты начались вскоре после большевистского переворота той же осенью. Частые обыски сопровождались убийствами. Их духовник о. Иоанн Кочуров (первый новомученик) убит. Потом духовником стал молодой священник о. Сергий Червяков. Впоследствии княгиня отдала ему на хранение драгоценные досвадебные письма оптинского старца Макария к бабушке Мещерской и письма к ней Высокопреосвященного Николая Японского.

Семью Голицыных, как и многих дворян, ждали тяжелые испытания. Не гнушаясь ничем, устраивались на работу, но искали варианты, чтобы не служить советской власти. Пережили голод, питались лепешками из картофельной шелухи и кофейной гущи, тертой воблой, крахмалом. Ни молока, ни хлеба, ни овощей нельзя было купить ни за какие деньги или драгоценности. Однажды старший сын Сергей принес верблюжье мясо, на службе ему выдали паек, когда разделили бедных верблюдов из зоосада. Именно в это время она «поняла, как близок Господь и, Сам ведет нас, и приводит к пониманию Его любви».

Первый арест княгиня Голицына пережила в разлуке с детьми, но заключение было недолгим. В тюремной камере не расставалась с Библией, подаренной к свадьбе. Временами схватывало сердце как клещами. Выпустили ее осенью без теплых вещей. Ожидаемая Белая Армия продвигалась с севера, все прислушивались к орудийным выстрелам. Большевистские газеты были полны лжи. Хлеб получали по карточкам. Не прекращались ужасы и бесчинства, творимые красными. Одно из страшных воспоминаний, как повсюду на улицах кричали, что царя больше нет. В храмах по убиенной царской семье служили панихиды. Дядя Борис Васильчиков в Бутырской тюрьме провел Пасху, где служили епископы. Он рассказывал, что это была самая радостная Пасха.

Жить становилось все опаснее, поэтому решили бежать из Совдепии через Финляндию. Побег совпал со Страстной седмицей 1919 года, вспоминали Гефсиманские страдания Спасителя. Их остановили на границе и арестовали, проводник оказался агентом. Снова скорби, болезни, холод и голод. Александра Николаевна «увидела Господа, молящегося в смертельной тоске за нас, грешных. Понимала, что только в молитве наше спасение, ведь попались мы по водительству Божиему… Наша жизнь как головоломка, состоит из кусочков, часто острых и уродливых, а рука Божия складывает их с любовью так, что получается, в конце концов, картина, а кусочки становятся понятными и осмысленными».

55-летнюю княгиню со старшими детьми вели на суд в солнечный день Страстной среды под пение птиц. «Вошло трое с видом разбойников с большой дороги: всклокоченные, обвешанные саблями, пистолетами, ножами, пулеметными лентами. Смотрели на нас со свирепой ненавистью». Приговорили к пожизненной тюрьме и отправили в Новопесковский лагерь в Москве. Женщины-надзиратели демонстрировали пролетарское достоинство и снисходили до них, презренных буржуев. Но и здесь Александре Николаевне удалось сохранить душевное спокойствие, временами выходить в церковь и встречаться с родственниками.

Дочь Мария работала в лазарете, где ее все любили как самую молодую и красивую. Со своим будущим мужем графом Сечени Мария познакомилась в тюрьме. Княгиня Голицына обратила к вере одного студента, который был атеистом и сторонником революции. Побеседовала, потом подарила ему маленькое Евангелие, которое он стал внимательно читать. «Что бы со мной ни случилось, буду искать помощи Бога», - сказал студент через некоторое время и поцеловал ей руку. Вскоре его увели или в другую тюрьму или на расстрел. «Вся в черном и учит про Бога, значит монахиня», - говорили о княгине с уважением заключенные.

Она знала, что оставшиеся в городе младшие дети в руках Божиих и только усиливала свою молитву о них. Хотя заключение было пожизненное, верила, что Господь их не оставит. Освобождение было истинным чудом. Даже стало жаль расставаться с друзьями-сокамерниками, с которыми столько пережито. Отмечает, что и во время этих тяжких невзгод ей попадались только добрые люди.

Александра Николаевна рисует страшную картину разрухи в Москве. «Снег расчищали «буржуи», старики, которым эта работа была не под силу. Мимо проносились в автомобилях упитанные и хорошо одетые в краденые вещи чекисты и комиссары. Во дворе небольшого храма увидела, что ограда спилена на дрова. В сугробе маленькая девочка лет семи сражалась с застрявшими санками, на которые было взвалено огромное полено в сажень длиной. Прохожие остановились, чтобы помочь бедному ребенку. Такое явление было обычным в то время».

Как сильна была вера в эти тяжелейшие годы! «Церкви были переполнены, только там душа могла отдохнуть от поминутных страданий. В молитве была общность, людское братство, любовь к ближнему. Священники произносили особенно проникновенные и сердечные проповеди. В напевах звучали скорбь, вера, надежда и крик о помощи. Затем в 1922 году началось разорение и грабеж церквей под тем предлогом, что на вырученные деньги от продажи ценностей можно кормить голодающих».

Повсюду подстерегали опасности, но Милосердие Божие ограждало и хранило семью княгини. Часто встречались сердечные люди, помогавшие и выручавшие. Друзья не унывали, а встречи с ними будили бодрость и уверенность. Бог вел путями мудрости и любви, как ведут Россию крестным путем к возрождению в Свете Лица Его. В тот период Александра Голицына видела Святейшего Патриарха Тихона.

Тупая боль грызла сердце, когда они навсегда покидали родную землю 14 ноября 1922 года. Только Сергей Голицын остался в России, работал в театре и был расстрелян в 1938 году по обвинению в шпионаже. О трагической гибели своего старшего сына Александра Николаевна так и не узнала. Только ее чистая вера и упование на Господа давали сил прожить еще почти 20 лет в эмиграции.

«Когда вспоминаю свою жизнь, такую счастливую, такую радостную, переполненную любовью тех, кого дал мне Бог от колыбели до старости, душа моя наполняется такой благодарностью, что никакими словами этого не выразить. Передаю вам ту внутреннюю радость и благодарность Богу, которой полна моя душа: радость, потому что Бог обещал прощение. Нет вещи не под силу, когда с вами Бог, а Он всегда около всякого призывающего Его, даже грешного».


Дата: Понедельник, 22 Январь 2018
Прочитана: 440 раз

Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • «Записки старицы, получившей много милостей от Бога». Монахиня Амвросия (Оберучева) Новоспасский монастырь, 2009.
  • «Покаяние Агасфера». Станислав Сенькин. Афонские рассказы. М., Артос- Медиа, 2008.
  • Записки монахини Олимпиады. М., Сибирская Благозвонница. 2007
  • Суд без милости. Архимандрит Рафаил (Карелин). "О вечном и преходящем"
  • Протоиерей Вячеслав Тулупов. История апостольского века. М., Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008
  • Дервас Читти. "Град пустыня"
  • "Русь уходящая" Рассказы митрополита Питирима. составители: Т. Л. Александрова, Т. В. Суздальцева
  • О страхе
  • Алексей Федорович Лосев. М., 2007
  • Георгий Свиридов в воспоминаниях современников. Молодая гвардия, М., 2006
  • Учит ли нас история? Развенчание мифа о героических катакомбах
  • «Блаженны чистые сердцем». Валентина Бриллиантова. Издательство «Фридгельм» в Калуге. 2008 г.
  • Истории, рассказанные Христом. Как понимать евангельские притчи. Свящ. Владимир Хулап. М.: Эксмо, 2008. – 320 с. – (Моя религия. Все, что нужно знать).
  • Приношение монашеству
  • Протоиерей Георгий Митрофанов. Трагедия России. Запретные темы истории ХХ века. СПб., 2009.
  • Протоиерей Георгий Митрофанов. Трагедия России. Запретные темы истории ХХ века. СПб., 2009 2 часть
  • «Вся моя жизнь – чудо…»: Воспоминания и проповеди. Прот. Борис Старк. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2009.
  • «Правда о генерале Власове». – Сборник статей. СПб: Издательский дом «Русский остров», 2009. – 224 с.
  • Прот. Николай Голубцов. «Беседы перед исповедью» Изд-во Московского подворья Св-Троице Сергиевой лавры, М. 2009
  • Священник Дионисий Тацис «Паломничество в монастырь». Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Москва, 2009.
  • «Дон-Кихот русского монашества» сборник статей о жизни игумена Антония (в миру Алексея Поликарповича Бочкова, 1803-1872).
  • С.Н. Дурылин «Колокола» - М. Изд-во журнала «Москва», 2009
  • Косма Этолийский. Слова. – М.: Святая Гора, 2009.
  • Иеромонах Хрисанф, скит Святой Анны, Гора Афон «Сыны Света» Воспоминания о старцах Афона. Сибирская Благозвонница, 2009.
  • Елена Метальникова «Молитвами хранимый». – Калуга: Издательство «Фридгельм», 2010.
  • Прот. Геннадий Фаст, «Кто она для нас?» Изд-во «Никея», 2010
  • Благодарение, молитва, покаяние
  • Вера в эпоху гламура
  • «Кем мы будем – это зависит от нас»
  • Благолюбие
    Вернуться назад


  •  english 


     Архив событий 
    «« Октябрь 2018 »»
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5 6 7
    8 9 10 11 12 13 14
    15 16 17 18 19 20 21
    22 23 24 25 26 27 28
    29 30 31
    24.10.2018


      



     Контакты 
      приёмная:
      +7 920 881 33 33
      +7 920 883 55 55

      благочинная:
      +7 920 889 57 82

      факс:
      +7 (495) 660 62 77
     
    добавочный 955627

      e-mail:
      baryatino1@yandex.ru


     Информация 
    Адрес
    Расчетный счет
    Пожертвование
    Паломникам


     Эконом на связи 




     Котята В КОНТАКТЕ 
     Страничка про наших котят В Контакте


     Наши ссылки 
    Сайт храма Святых Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове: списки жертв репрессий на Бутовском полигоне НКВД, жизнеописания пострадавших, воспоминания современников, исторические материалы.


     СМИ о нас 
    В. Залотуха "Просьба с объяснениями"
     "Монастырь без секретов""Семь закатов в Барятино"
    А. Ливанская "Деревня Барятино"
      

    Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (24)