Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Богородично-Рождественская девичья пустынь

Официальный сайт Калужской епархии



 Поиск 


 События 
Великий Пост
Вечная память
Вси святии, молите Бога о нас!
Знаменательные даты
Повседневная жизнь
Праздники
События в РПЦ
События в России
События в мире
Цветная триодь


 ФОТО 


 Рубрики 


  
Начало раздела > Читаем, смотрим, обсуждаем > Лекции

Она всегда жила с Богом


Жизнь и творчество американской поэтессы ХIХ века Эмили Дикинсон (1830-1886)  – тема  новой лекции преподавателя английского языка и литературы Инны Евгеньевны Фроловой, гостившей в нашей обители  нынешним летом. Мы всегда слушаем её с огромным интересом, так было и в этот раз, тем  более после того, как современница Уолта Уитмена и Германа Мелвилла была поставлена в один ряд с самыми яркими американскими писателями и названа лучшей, первоклассной. Если проводить параллель с нашей поэзией, то её творчество созвучно шедеврам представителей «чистой лирики» Федора Тютчева и Афанасия Фета.


Почему наша гостья выбрала для лекции тему, которая на первый взгляд может показаться не самой уместной в монастыре. Тем более что Дикинсон в какие-то моменты своей жизни прямо утверждала, что она не верит в Бога. Однако стихи её говорят о том, что поэзия – это всегда разговор с Богом. Всё высокое, всё истинное соприкасается с Вечностью. Всё Священное Писание пронизано высочайшей поэзией.

Кстати, Инна Евгеньевна  считает, что никакой женской поэзии нет, как не существует и, так называемой, духовной поэзии. Вся настоящая поэзия духовна, потому что творится Духом Святым. Настоящая поэзия не о чем-то, а «что-то». Существительное. Для поэта верующего, поэзия – это сотворчество. Для того, кто сам не может придти к Богу, это – путь, который может привести к Богу через поэзию.

Дикинсон никогда не держала в руках своих книг, при её жизни было опубликовано всего  8-10 стихотворений. Сборники выходили после ее смерти. В Гарварде в 1955 году собрали все написанное и провели текстологический анализ творчества Дикинсон. Получилось собрание сочинений в 9-ти томах: 3 тома писем, 6 томов стихотворений.

Признание пришло к поэтессе уже в ХХ веке. Письма удалось собрать с большим трудом. У пуритан, жителей новой Англии, такой обычай, после смерти человека эпистолярное наследство должно быть уничтожен. Её письма частично сохранились, но читать их весьма затруднительно. Они нетрадиционные, понятные только адресату. К сожалению, осталось мало сведений о её жизни. На родине Дикинсон в городе Амхерст её очень почитают. В доме на Мейн-стрит сейчас музей, все восстановлено как при жизни Эмили. Даже висит её белое платье.

Эмили Дикинсон прожила неполных 56 лет. Она происходила из старинного рода. Предки прибыли из Англии в США в 1630 году. Отец был юристом, членом Конгресса. «Моя мать не ценит мысль, отец слишком занят своими бумагами. Все мои родственники религиозны», - писала Дикинсон в одном из писем. Она получила прекрасное образование, окончила школу, академию для девочек, в 17 лет поступила в семинарию. Здесь учащиеся разделялись на три категории: исповедующие веру, подающие надежду, безнадежные. Эмили входила в третью. Она открыто бунтовала в семинарии и в своей семье. Но этот бунт был не атеистический. Девушка понимала приобщение к церкви как полный отказ от мира. Через год она оставила семинарию.

Ею владела жажда знаний, и отец покупал Эмили разные книги, в том числе и религиозные. Библия и Шекспир были её любимыми. Не понимала, зачем нужны ещё другие книги? Из художественных она читала Элизабет Браунинг, Джордж Элиот, романы Эмили и Шарлотты Бронте, других английских писательниц и поэтесс. Ответы на свои вопросы о смерти и бессмертии искала в Библии.

Стихи начала писать с 20 лет, но серьезно занялась поэзией много позже. Политикой не интересовалась, есть несколько стихов о войне. Во время Гражданской войны (1865 год) Дикинсон откликалась на человеческие страдания. Непонятно, чью сторону поддерживала поэтесса, она была северянка, считала, что победу может оценить не победивший, а проигравший.

Поэт проверяется по стихам о природе. У Дикинсон они совершенны. Красота и правда – родные сестры. Мысли в строках разбегаются, как бисер. В её стихах необычная пунктуация, нет точек и запятых, только тире. Все её стихи короткие. Другая особенность поэзии, каждое второе слово с большой буквы. Что это? Символ, значение, выявить логику трудно. Поэзия, свободно летящая, стремительная. Все стихи под номерами, без названий.

Можно уметь рифмовать и не стать поэтом. А можно, наоборот, без рифмы, но стихи будут настоящими. Она отказалась от правильных рифм, это рабство, которое уподобляет стихи прозе. Настоящий поэт не укладывается в схему. Кроме того, она зашифровывала стихи. Стихотворения Дикинсон сильно редактировали в ХIХ - начале ХХ века, пока в Гарварде не восстановили всё творчество.

Конечно, есть стихи о любви. В молодости Эмили была обычной девушкой. Участвовала в светской жизни родителей, был близкий друг, который умер в 31 год. При жизни её считали странной, последние 20 лет Эмили не выходила из своей комнаты.
В конце жизни её посетила любовь, которая была взаимной, но замуж она не вышла.

С 1858 года она полностью отстранилась от общения с внешним миром. Ради чего? Совпало ли это с интенсивным написанием стихов? Эмили жила в большом роскошном доме. Конечно, это был не монашеский затвор. Уединение объясняли несчастной любовью  к женатому священнику, который произвёл на неё сильное впечатление. За один год Дикинсон написала 356 стихов.

Она называла себя неверующей, но обращение к Господу постоянно звучит в её стихах. Основные темы – сомнения, вечность, бессмертие. С «молоком матери» она впитала кальвинистскую идею о врожденной греховности человека. Суть её в том, что всё предопределено, и шанс спасения распространяется только на тех, кого Бог «избрал» быть спасенным от геенны, а большинству людей предопределено проклятие, которого они заслуживают. Но  всё равно надо жить на виду у Бога и стараться следовать Его Воле.  Эмили  жила с этими идеями с рождения, но после 25 лет перестала посещать церковь, ещё при жизни отца, насмехалась над чересчур религиозными соседями. Тем не менее её мировоззрение и характер формировались в лоне пуританской традиции. При открыто заявляемой нерелигиозности она всегда жила с Богом.

С другой стороны, в этой же атмосфере родилось либеральное движение против пуританизма, внутри само церкви. Религиозные либералы отвергали авторитет церковнослужителей, обосновывали право каждого человека думать так, как он считает нужным и верить, во что он хочет, и заняли скептическую позицию по отношению к авторитету Священного Писания.

Эти идеи разделял и Эмерсон, основатель трансцендентализма. Он был её кумиром не только как автор философского трактата «Природа» (1836 г.), но и как поэт., который оказал колоссальное влияние на американскую дитературу. Согласно философии Эмерсона  человек выше любой идеи, поскольку сам является сверхдушой, изначально чистой и безгрешной. И это не могло не импонировать Эмили Дикенсон, писавшей: «Прекрасно, что каждый дух сам по себе – как птица». Несмотря на то, что более, чем в 600-х её стихотворениях упоминается Смерть, суть как раз в том, что темой всех этих стихотворений является Бессмертие. Человечество предпочитает не думать о смерти. Но бесстрашие – это свойство настоящего поэта. Есть стихи о конце света, страшные стихи о смерти, об аде. Ад – дыра и небо над дырой. Атмосфера стихотворения напоминает фильмы Бергмана. «Бессмертием или дырой Бог наградит меня?» Эти удивительные стихи переводил Николай Маршен.

Переводы вообще имеют большое значение. В поэзии необходимо добиваться точности и выразительности. Тогда гениальный поэт становится и фактом русской поэзии. Например, Поль Верлен лучший, но для нас нет хороших переводов его текстов.  Классический перевод стихов Дикинсон принадлежит Аркадию Гаврилову. В России самым удачным изданием можно назвать издание её стихов в серии «Литературные памятники» в переводе Гаврилова. Сейчас стихи Дикинсон переводят многие женщины. Становится понятно, почему при жизни она отказалась издавать сборники своих стихов. Ее хрупкий мир не выдержал бы вторжения извне, искажения её строк.

Дикинсон не была равнодушна к славе. Она признавала бесконечность духовного существования. «Если слава принадлежит мне, мне не избежать её», - писала Эмили.

Она по праву является классиком современной мировой литературы и поэзии. В каждом стихотворении чувствуется напряженная работа мысли. Эмили Дикинсон научает нас жить главным, не размениваться. Сомнения всю жизнь сопровождали женщину, хочется верить, что теперь её душа обрела покой. Два слова высечены на её могиле: Саlled back – по русски, «Отозвана». Это говорит о том, что всю жизнь человек жил с Богом.


Читать стихи Эмили Дикинсон на нашем сайте




Дата: Воскресенье, 16 Сентябрь 2018
Прочитана: 105 раз

Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • Что за мастерское создание – человек!
  • Мост между ними – любовь…
  • Найти Бога в своём сердце
  • «Приготовил Господь огромную рыбу…»
    Вернуться назад


  •  english 


     Архив событий 
    «« Октябрь 2018 »»
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5 6 7
    8 9 10 11 12 13 14
    15 16 17 18 19 20 21
    22 23 24 25 26 27 28
    29 30 31
    19.10.2018


      



     Контакты 
      приёмная:
      +7 920 881 33 33
      +7 920 883 55 55

      благочинная:
      +7 920 889 57 82

      факс:
      +7 (495) 660 62 77
     
    добавочный 955627

      e-mail:
      baryatino1@yandex.ru


     Информация 
    Адрес
    Расчетный счет
    Пожертвование
    Паломникам


     Эконом на связи 




     Котята В КОНТАКТЕ 
     Страничка про наших котят В Контакте


     Наши ссылки 
    Сайт храма Святых Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове: списки жертв репрессий на Бутовском полигоне НКВД, жизнеописания пострадавших, воспоминания современников, исторические материалы.


     СМИ о нас 
    В. Залотуха "Просьба с объяснениями"
     "Монастырь без секретов""Семь закатов в Барятино"
    А. Ливанская "Деревня Барятино"
      

    Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (31)