Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Богородично-Рождественская девичья пустынь

Официальный сайт Калужской епархии



 Поиск 


 События 
Великий Пост
Вечная память
Вси святии, молите Бога о нас!
Знаменательные даты
Повседневная жизнь
Праздники
События в РПЦ
События в России
События в мире
Цветная триодь


 ФОТО 


 Рубрики 


  
Начало раздела > Монастырь

О монастырском уставе

   
Устав, или канон, или правило необходимо присутствует во всяком деле, как некий костяк, на котором укрепляется любое творчество и лепятся самые буйные фантазии. В любой семье, даже безалаберной, обязательно в определенное время просыпаются, умываются, завтракают, обедают, ужинают, смотрят телевизор и т.д. Монастырь - большая семья, здесь тем более нужен стройный распорядок, во избежание хаоса и произвола.

     Монастырский устав ведется от настоятеля Тавениссийской  общежительной обители в Египте, Пахомия Великого, но преподобный не сам его придумал, а ввел по настоянию посланника Божия - ангела. Авва Пахомий, между прочим, не во всем был согласен с небесным вестником и даже спорил: например, ему показалось, что обязательных молитв определено мало. Ангел разъяснил: устав должен годиться для всех, чтобы даже слабые могли его выполнять без отягощения.
     Щадящий, милостивый аспект пронизывал все пункты первого устава: еда предоставлялась каждому по потребности, правда, не в смысле разнообразия вкусов, а количественно. Труды назначались индивидуально, соразмерно с силами и здоровьем насельников; отнюдь не поощрялись тщеславные выходки вроде усиленного поста или перевыполнения рабочей нормы. Таким образом, устав вынуждал нерадивых тянуться за сильными, но не позволял возноситься в подвижническом рвении.
     Вот и теперь, бывает, вступают в монастырь обремененные необъятными мирскими правилами, акафистами, поклонами и ропщут, что исполнять их недостает ни времени, ни сил. Но в том-то и смысл, чтобы следовать не собственному уставу, с которым в монастырь, как известно, не ходят, а, подчиняясь общему распорядку, свершать подвиг самопринуждения, притом так, что он подвигом не выглядит, поскольку исполняется поголовно всеми в дисциплинарном порядке.
     Устав преподобного Пахомия стал образцом для обителей в Египте, Палестине, Сирии; он лег в основу правил Василия Великого, Иоанна Кассиана и Венедикта Нурсийского. В нашем отечестве широкое применение получили уставы преподобных Саввы Освященного (Иерусалимский) и Феодора Студита (Студийский). Византийская эпоха сохранила несметное множество уставов, их составляли игумены, архиереи, императоры, ктиторы, учреждавшие монастыри.
     Если Иерусалимский устав регламентировал главным образом богослужение, то Студийский, написанный, для лучшего усвоения, в стихах, напоминает штатное расписание, подробно описывая обязанности по монастырским должностям и послушаниям. Напротив, устав преподобного Нила Сорского носит  исключительно духовно-нравственный характер, повествуя о грехах, с которыми предстоит бороться насельникам монастыря, и о  добродетелях, к которым им надлежит восходить. Уставы современных наших монастырей обычно содержат и литургический раздел, т.е. распорядок богослужений, и дисциплинарную часть, с описанием обязанностей по послушаниям,  и наставления по духовному совершенствованию.
     Древние уставы предусматривали наказания: за ложь, ропот, лень, гневливость, нерадение о монастырском имуществе и т.п. Виновного могли на какое-то время отлучить от Евхаристии, лишить общения в пище и молитве, посадить на хлеб и воду - в XVII веке к трехдневному сухоядению приговаривали за недовольство погодой! Нынешний послушник к терпению наказания способен мало; собственно, уже и в XIX веке святитель Филарет (Дроздов) предлагал настоятелям, учитывая немощь насельников, ограничиваться епитимиями в виде выговора и поклонов. Но одного правила, кажется, обязательно придерживаются все монастыри от древности до наших дней: вор, блудник и бунтовщик непременно подлежит изгнанию из обители.
     Конечно, уставу не следует приписывать какую-то самостоятельную духовную роль; он не более чем подспорье, форма, ничего не значащая без содержания; соблюдение правил не заменит внутреннюю живую жизнь каждого наедине с Богом. Совершенные не имеют нужды в уставе, сказал ангел преподобному Пахомию; устав дан тем, у которых ум еще не зрел, чтобы они, как непокорные рабы по страху к господину, выполняя общее правило, достигали свободы духа.


Дата: Среда, 16 Январь 2008
Прочитана: 49710 раз

Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • О том, что у нас было, чего уже нет и вряд ли когда-нибудь будет
  • Новая рубрика на нашем сайте
  • Богородично-Рождественская девичья пустынь
  • Хроника строительства в фотографиях
  • Мартиролог
  • Фильм о монашестве и монастыре
  • Инокиня Магдалина (Филатова Мария Степановна) 10.06.1926-19.07.2009 гг.
  • Брошюра о монастыре
  • Матушки, откуда вы деньги берёте? (заметки о монастырской экономике)
  • Господь ведёт своим путём
    Вернуться назад


  •  english 


     Архив событий 
    «« Октябрь 2017 »»
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1
    2 3 4 5 6 7 8
    9 10 11 12 13 14 15
    16 17 18 19 20 21 22
    23 24 25 26 27 28 29
    30 31
    23.10.2017


      



     Контакты 
      приёмная:
      +7 920 881 33 33
      +7 920 883 55 55

      благочинная:
      +7 920 889 57 82

      факс:
      +7 (495) 660 62 77
     
    добавочный 955627

      e-mail:
      baryatino1@yandex.ru


     Информация 
    Адрес
    Расчетный счет
    Пожертвование
    Паломникам


     Эконом на связи 




     Котята В КОНТАКТЕ 
     Страничка про наших котят В Контакте


     Наши ссылки 
    Сайт храма Святых Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове: списки жертв репрессий на Бутовском полигоне НКВД, жизнеописания пострадавших, воспоминания современников, исторические материалы.


     СМИ о нас 
    В. Залотуха "Просьба с объяснениями"
     "Монастырь без секретов""Семь закатов в Барятино"
    А. Ливанская "Деревня Барятино"
      

    Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (7)