Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Богородично-Рождественская девичья пустынь

Официальный сайт Калужской епархии



 Поиск 


 События 
Великий Пост
Вечная память
Вси святии, молите Бога о нас!
Знаменательные даты
Повседневная жизнь
Праздники
События в РПЦ
События в России
События в мире
Цветная триодь


 ФОТО 


 Рубрики 


  
Начало раздела > Монашество

Militem Christi . Монашеский постриг

     

Чин монашеского пострига, отраженный в Последовании малого образа, еже есть мантия, похож на армейский обряд принесения присяги, ибо монах, по замечанию преподобного Ефрема Сирина, подобен воину, идущему на брань; монах снаряжается перед битвой, получая мантию, именуемую броня правды, клобук – шлем спасения, четки – меч духовный, крест – щит веры от стрел лукавого.

     Надо сказать, армейская терминология укоренилась в лексиконе Церкви с самого начала; Таинства, например, обозначались словом sacramentum – переводится как «присяга»; язычников называли pagani – римские солдаты это словечко презрительно отпускали по адресу штатских, способных дезертировать во время опасности. Предательство Иуды воспринимали как измену на поле боя, а понятие «верующий» совпадало с понятием «верный», т.е. преданный, испытанный, надежный.

     «Благоугождайте Тому, для Кого воинствуете вы, от Кого и получаете содержание; пусть никто из вас не будет перебежчиком; крещение пусть остается с вами как щит, вера как шлем, любовь как копье, терпение как полное вооружение…». Так писал Игнатий Богоносец, священномученик II века, и очевидно, что его пожелания относились ко всем без исключения христианам. Такое было время: за исповедание Христа беспощадно преследовали, и выбрать Его весьма часто означало выбрать тюрьму, истязания и смерть, имея надежду на вечную жизнь с Ним.

    Но в IV веке ситуация изменилась: сами властители стали крещеными, и гонения прекратились. Верующие получили мирное благоденственное житие, возможность не только свободно молиться своему Богу, но и участвовать в созидании христианской империи.

     Однако такая перспектива привлекала не всех. Некоторые, заподозрив, что  мирское благополучие, материальное процветание и удовлетворение плоти может стать для души опаснее Нерона, покидали города, чтобы обрести свободу от сладких земных пут, уподобившись Спасителю: Он, находясь в пустыне, противостал сатане, отвергнув его соблазны.

     Впрочем, мiр в большинстве своем принял диавольские посулы, пожелав беструдной жизни, сытости и богатства любой ценой. Превратить камни в хлебы – не значит ли презреть пот лица и получать дары природы без усилий; броситься с храма в расчете на сверхъестественное вмешательство – не значит ли дерзко уповать на магию, на чудо без Бога, в хищническом стремлении присвоить «тайное знание» и бесстыдно пользоваться им; а поклониться, признав авторитет сатаны – разве не готовность пожертвовать идеалами, убеждениями и собственной душой ради земного преуспеяния.

     Три монашеских обета соответствуют трем искушениям Господа. Отказ от имения означает готовность надеяться лишь на Господа; хранение чистоты возвращает единство разума и чувства – целомудрие; послушание воспитывает отречение от собственной воли в пользу воли Божией. Давая обеты, монах свидетельствует перед Богом свое намерение сражаться на Его стороне против духов злобы поднебесной (Еф. 6, 12).

     Изменение имени берет начало в Евангелии: Господь нарекает Симона Петром (камнем), братьев Зеведеевых сыновьями грома, Савл (желание) преобразуется в Павла (дивный, избранный); ясно, что имя теснейшим образом связано с особенностями личности, и перемена его подразумевает начало новой жизни, преображение. Также и пострижение волос, которое совершается, как и крещение, в знак оставления прежних грехов и заблуждений.

     Особая форма отличает монахов как людей долга, поставленных на служение Богу, подобно форме армейской. Демобилизация не предусмотрена: постриг нельзя зачеркнуть ни женитьбой, ни переменой намерений; отказ от чести монашества означает участь отверженного Исава.



[1] Воин Христов (лат.).


Дата: Суббота, 02 Февраль 2008
Прочитана: 43167 раз

Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • Монашество: священная традиция
  • Контрольная работа
  • О цели монашества
  • Трудна работа Господня. Еще о цели монашества.
  • Между нами, неофитами…
  • О «типах монастырей»
  • Смиряние или смирение?
  • Комментарий игумении
  • Самое острое жало
  • Записки новоначальной послушницы
  • Записки новоначальной – 2
  • Близкие враги
  • Благое иго Христово
  • Записки новоначальной - 3
  • Страсти по монашеству. 1.
  • Страсти по монашеству. 2.
  • Страсти по монашеству. 3.
  • Есть ли у нас будущее?
  • Монашество: традиции и современность. СПЕЦНАЗ ДОЛЖЕН БЫТЬ ОБУЧЕН.
  • Мой первый Новый год
    Вернуться назад


  •  english 


     Архив событий 
    «« Декабрь 2017 »»
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
    4 5 6 7 8 9 10
    11 12 13 14 15 16 17
    18 19 20 21 22 23 24
    25 26 27 28 29 30 31
    12.12.2017


      



     Контакты 
      приёмная:
      +7 920 881 33 33
      +7 920 883 55 55

      благочинная:
      +7 920 889 57 82

      факс:
      +7 (495) 660 62 77
     
    добавочный 955627

      e-mail:
      baryatino1@yandex.ru


     Информация 
    Адрес
    Расчетный счет
    Пожертвование
    Паломникам


     Эконом на связи 




     Котята В КОНТАКТЕ 
     Страничка про наших котят В Контакте


     Наши ссылки 
    Богослов.ру


     СМИ о нас 
    В. Залотуха "Просьба с объяснениями"
     "Монастырь без секретов""Семь закатов в Барятино"
    А. Ливанская "Деревня Барятино"
      

    Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (32)