Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Богородично-Рождественская девичья пустынь

Официальный сайт Калужской епархии



 Поиск 


 События 
Великий Пост
Вечная память
Вси святии, молите Бога о нас!
Знаменательные даты
Повседневная жизнь
Праздники
События в РПЦ
События в России
События в мире
Цветная триодь


 ФОТО 


 Рубрики 


  
Начало раздела > Читаем, смотрим, обсуждаем > Что читают в нашем монастыре

Суд без милости. Архимандрит Рафаил (Карелин). "О вечном и преходящем"

архм. Рафаил (Карелин). О вечном и преходящем. 

Архим. Рафаил означен в предисловии как «известный церковный писатель-полемист», и это еще мягко сказано. Материалы, из которых состоит последняя книга, касаются весьма разных сфер бытия: тут и жития святых, и философия, и история, и культура, и поэзия, и духовность, и церковная «злоба дня». Но, какой бы темы не касался автор, все статьи объединяет нечто общее, единая тональность, простая цветовая гамма: белое и черное; белое относится к временам давно прошедшим, эпохам святых отцов и великих подвижников, а черным изображаются наши и близкие к нашим дни и деяния.



Может быть, это вопрос темперамента, область психологии, а может быть точка зрения зависит от духовного состояния, однако есть люди, которые способны во всем найти хорошее, и есть другие, во всем видящие плохое; например, гонения кончились, констатирует о. Рафаил, зато повсюду осуществляется «сатанинский план»: падение нравственности, секс, кровь, разврат, магия, астрология, «глобально осуществляемая программа, от которой некуда скрыться»; выходит, мир наш управляется не божественной волей, но полностью отдан под власть сатаны.

Эрудиция автора чрезвычайно широка: упоминаются Демокрит, Николай Кузанский, Филон, Платон, Аристотель, Гомер, Эпикур, Будда, Александр Македонский, Птолемей, Ориген, Гегель… впрочем, ничего нового и оригинального не сообщается, но дилетантские вершки излагаются  резко, безапелляционно и вкупе с титулом архимандрита завораживают читателя, привлекая ясностью и определенностью, которой так жаждет современный человек.

Специальная статья посвящена методам дискуссии. Можно только удивляться, насколько досконально (на личном опыте?) изучил автор допускаемые в спорах «ошибки и злоупотребления»; он приписывает оппонентам «синдром скунса», «синдром Иуды», «синдром Геббельса», «синдром «ушиб демона», «синдром прокурора» и т.п.; подбор метафор невольно наводит на мысль о методах самого архим. Рафаила; что скажешь о мироощущении «христианина-полемиста», не остановившегося сравнить уважаемого всем православным миром  профессора-богослова не хочется повторять с кем.

Еще архим. Рафаил любит порассуждать о культуре, которая, конечно же, «зародилась в племени Каина»; сами названия статей говорят сами за себя: «О демонизме в поэзии», «Черная музыка Блока»; с каким-то злорадным странным для христианина удовлетворением автор подводит итог жизненной трагедии многими любимых (именно за это, как сам объясняет, приговоренных им к бичеванию) поэтов: «Блок умер в припадке буйного помешательства», «Бодлер отравил себя наркотиками», «для Есенина и Цветаевой их «черный спутник» приготовил петлю и любезно предложил одеть на шею свое роковое «ожерелье». Досталось Пастернаку, также причисленному к «оккультистам-розенкрейцерам», будто он писал исключительно о демонах и валькириях.

Бедные классики! Даже советская литературная критика, шпынявшая их во имя социалистического реализма, не достигала беспощадной хлесткости критиков православных, тут архим. Рафаил, увы, не одинок. Интеллигенция осуждается вся, полностью и целиком, с применением всех вышеуказанных методов полемики, разработанных автором; абстрактному «современному интеллигенту», живущему, как водится,  в плену страстей, привычных грехов и болтовни, приписывается душевная пустота, мертвящее равнодушие, бесчувствие… впрочем, скоро этот тип вымрет, подобно мамонтам, благодаря компьютеру, убивающему интеллект.     

Все мы живем надеждой единственно на милость Божию, на Его милосердную волю найти в самом распоследнем грешнике хоть маленькую каплю добра, которая станет аргументом к спасению. О том же, скажем,  Александре Блоке молился преподобный Нектарий Оптинский, по просьбе близкой к нему и к Блоку Н. Павлович, и ответ старца был не безнадежен. Предания сообщают умилительные истории о луковке, поданной ангелом в качестве последнего шанса, о чаше предсмертных страданий, которую Ангел Хранитель предъявляет вместо дел той, кого он хранил, о вмененном  в подаяние хлебе, которым злобный лавочник запустил в нищего. Когда читаешь сердитые приговоры архим. Рафаила, например авторитетное утверждение, что «грешник не может любить Бога», хочется возразить словами одной старушки: «полно пугать-то, Господь не такой жестокий, как мы»!

Ополчается о. архимандрит, как же без этого, и на монастыри, которые «хотят превратить в благотворительные учреждения, то есть отключить и отвлечь монахов от самого главного – безмолвия и молитвы». Утверждается, что результаты такой деятельности ничтожны, что высшее заменяется низшим, чем могли бы с успехом заниматься миряне.  Да, нельзя не признать, монастыри вынуждены к социальному служению, да, содержат детские приюты, богадельни, бомжей кормят, гуманитарную помощь раздают. Как правило, этих приключений сами не ищут, благословляет священноначалие, ибо – кого пошлю? – больше поручить некому, миряне обычно сторонятся бомжей и старух и совсем не активно разбирают несчастных детей; надо признать, подвиг сей действительно весьма труден и опасен, а монахи, куда им деваться, станут делать, за послушание. Почему же «результаты ничтожны», кто подсчитал? Почему служение человеку исключает служение Богу? Почему разделять труды и молитву? Почему где помощь ближнему – там непременно и «телевизионная камера», перед которой непременно хотят поставить несчастных монахов?

Неизвестно в каком монастыре проживает о. Рафаил, какой опыт подтолкнул его к подобным заключениям. Но вот не верится, что «монахи чувствуют ложь и свое несоответствие такой жизни» и причитают, что их обманули, вместо сладкой трапезы (Иисусовой молитвы) поставили им «блюда, наполненные песком». Странно было бы, если б в наших монастырях, где подвизаются сплошь новоначальные, с порога вручали четки и посылали на безмолвие. Автору также наверняка известно, что молитва не плод тренировки, а дар благодати Божией, которая действует не по нашим правилам и ожиданиям; но почему  не надеяться обрести ее на путях послушания и смирения. 

К «мелким недостаткам» книги следует  отнести  применение автором местоимения «мы» как к собственной персоне, так и в смысле «мы все»; иногда достигается комический эффект: «мы видим», «нам кажется», «мы не хотим» – и рядом «мы как христиане». Обилие повторов, штампованных речевых оборотов, кочующих из статьи в статью, употребление до пошлости банальных примеров создает впечатление, что книга не подвергалась редактированию, ни даже внимательному просмотру.


Дата: Четверг, 03 Апрель 2008
Прочитана: 37978 раз

Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • «Записки старицы, получившей много милостей от Бога». Монахиня Амвросия (Оберучева) Новоспасский монастырь, 2009.
  • «Покаяние Агасфера». Станислав Сенькин. Афонские рассказы. М., Артос- Медиа, 2008.
  • Записки монахини Олимпиады. М., Сибирская Благозвонница. 2007
  • Протоиерей Вячеслав Тулупов. История апостольского века. М., Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008
  • Дервас Читти. "Град пустыня"
  • "Русь уходящая" Рассказы митрополита Питирима. составители: Т. Л. Александрова, Т. В. Суздальцева
  • О страхе
  • Алексей Федорович Лосев. М., 2007
  • Георгий Свиридов в воспоминаниях современников. Молодая гвардия, М., 2006
  • Учит ли нас история? Развенчание мифа о героических катакомбах
  • «Блаженны чистые сердцем». Валентина Бриллиантова. Издательство «Фридгельм» в Калуге. 2008 г.
  • Истории, рассказанные Христом. Как понимать евангельские притчи. Свящ. Владимир Хулап. М.: Эксмо, 2008. – 320 с. – (Моя религия. Все, что нужно знать).
  • Приношение монашеству
  • Протоиерей Георгий Митрофанов. Трагедия России. Запретные темы истории ХХ века. СПб., 2009.
  • Протоиерей Георгий Митрофанов. Трагедия России. Запретные темы истории ХХ века. СПб., 2009 2 часть
  • «Вся моя жизнь – чудо…»: Воспоминания и проповеди. Прот. Борис Старк. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2009.
  • «Правда о генерале Власове». – Сборник статей. СПб: Издательский дом «Русский остров», 2009. – 224 с.
  • Прот. Николай Голубцов. «Беседы перед исповедью» Изд-во Московского подворья Св-Троице Сергиевой лавры, М. 2009
  • Священник Дионисий Тацис «Паломничество в монастырь». Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Москва, 2009.
  • «Дон-Кихот русского монашества» сборник статей о жизни игумена Антония (в миру Алексея Поликарповича Бочкова, 1803-1872).
  • С.Н. Дурылин «Колокола» - М. Изд-во журнала «Москва», 2009
  • Косма Этолийский. Слова. – М.: Святая Гора, 2009.
  • Иеромонах Хрисанф, скит Святой Анны, Гора Афон «Сыны Света» Воспоминания о старцах Афона. Сибирская Благозвонница, 2009.
  • Елена Метальникова «Молитвами хранимый». – Калуга: Издательство «Фридгельм», 2010.
  • Прот. Геннадий Фаст, «Кто она для нас?» Изд-во «Никея», 2010
  • Благодарение, молитва, покаяние
  • Вера в эпоху гламура
  • «Кем мы будем – это зависит от нас»
  • Благолюбие
  • Протоиерей Александр Геронимус. Беседы на Великий пост. – М.: Издательство Московской Патриархии, 2010.
    Вернуться назад


  •  english 


     Архив событий 
    «« Август 2018 »»
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4 5
    6 7 8 9 10 11 12
    13 14 15 16 17 18 19
    20 21 22 23 24 25 26
    27 28 29 30 31
    22.08.2018


      



     Контакты 
      приёмная:
      +7 920 881 33 33
      +7 920 883 55 55

      благочинная:
      +7 920 889 57 82

      факс:
      +7 (495) 660 62 77
     
    добавочный 955627

      e-mail:
      baryatino1@yandex.ru


     Информация 
    Адрес
    Расчетный счет
    Пожертвование
    Паломникам


     Эконом на связи 




     Котята В КОНТАКТЕ 
     Страничка про наших котят В Контакте


     Наши ссылки 
    Богослов.ру


     СМИ о нас 
    В. Залотуха "Просьба с объяснениями"
     "Монастырь без секретов""Семь закатов в Барятино"
    А. Ливанская "Деревня Барятино"
      

    Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (7)