Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Богородично-Рождественская девичья пустынь

Официальный сайт Калужской епархии



 Поиск 


 События 
Великий Пост
Вечная память
Вси святии, молите Бога о нас!
Знаменательные даты
Повседневная жизнь
Праздники
События в РПЦ
События в России
События в мире
Цветная триодь


 ФОТО 


 Рубрики 


  
Начало раздела > Читаем, смотрим, обсуждаем > Что читают в нашем монастыре

Записки монахини Олимпиады. М., Сибирская Благозвонница. 2007

Записки монахини Олимпиады
У этой книги есть неоспоримое достоинство – искренность автора, рассказавшего о себе, как кажется, без утайки. В то же время откровенность, местами шокирующая, делает «Записки» не самым подходящим чтением для насельниц девичьей пустыни, поэтому у нас две или три сестры книгу полистали, но дочитать до конца интереса не хватило.

Откровенность «Записок» продиктована причинами создания книги, о которых автор сообщает почему-то в последнем абзаце сочинения. Из них первая: «…мне хотелось проследить духовный путь своей жизни, чтобы понять, на каком этапе развития я нахожусь»; вторая: «мне показался интересным путь от театроведа до монахини». Действительно, человеку, профессия которого позволяла тысячными тиражами выносить суждения, граничившие подчас с приговорами, непросто встать на путь стяжания смирения и других монашеских добродетелей. Смелое желание автора обнажить перед читателями душу, собственные духовные и физические немощи, стоит доброго слова, как и признание себя новоначальной монахиней через девять лет после пострига ( книга подписана в печать в октябре 2007 года).

Однако  основная польза «Записок» видится вовсе не в подробном изложении личных переживаний кандидата наук, бакалавра Марины Евгеньевны Константиновой (автор называет мирское имя, ученую степень, труды) на пути к вере. Польза в том, что на свет Божий вынесены весьма распространенные недуги современной церковной жизни, в особенности болезненное пристрастие духовных чад к духовным отцам и  пребывание женщин в мужских монастырях.

Батюшка присутствует почти на каждой странице «Записок», он же – «мой любимый единственный родной отец», к нему она приходит «замирая от счастья», падает на колени посреди храма, всю службу ждет «его возгласов», потом едет на квартиру, где остановился батюшка и где они долго говорят наедине, она о себе рассказывает мало, потому что «он все знал, дал наставления и определил, что читать», «вообще как-то сразу подтянулась духовно после разговора с батюшкой». И это еще не все «батюшки» на  странице, а уж сколько во всей книге… Даже при описании  пострига не забыта довольная улыбка батюшки, «которую он быстро спрятал в усы, когда постриг подходил к концу и я стояла перед ним с крестом и горящей свечой», и в выборе имени ей видится лестный намек на высокие отношения святителя Иоанна Златоуста с диаконисой Олимпиадой.

Автор прямо-таки с мазохистским наслаждением пишет о том, как духовник обижает, унижает, не принимает, знать не хочет, прогоняет, отправляет пожить в женском монастыре (о, жестокая кара!); однажды в январе оставил с вещами посреди Москвы возле станции метро и сказал «приедешь только к Пасхе». Но на самом-то деле «он… прощает,  любит, молится…».

После пострига чадо, как водится, остается в мужском монастыре, при батюшке. Не справившись с мытьем посуды, получает  послушание письмоводителя  и время от времени, по обыкновению, на неделю выезжает в Москву. Получатели долгожданных ответов от духовника получили теперь возможность узнать, что подписывал-то их батюшка, но составляла новоначальная матушка.  

 Как горько, что в наше время это уродливое явление – пребывание в мужских монастырях женщин – никого не удивляет и не возмущает, несмотря на ряд неблаговидных последствий. Его замечают лишь когда какой-нибудь иеромонах внезапно женится на какой-нибудь «послушнице», но никто не интересуется ущербом, который наносится женской душе противоестественным существованием в мужской обители. 

Увы, апостольник не превращает даму, его надевшую, в бесполое существо. Длительное пребывание женщины, тем более постриженной монахини, в мужском монастыре ставит шлагбаум на пути ее духовного возрастания. Можно сожалеть, что мать Олимпиада не нашла себе места в женской обители, лишив себя полноты монашеской жизни; впрочем, она к тому совершенно не стремилась. И вовсе не физическая немощь тому причина: в нашем монастыре, например, престарелых и хворых больше, чем молодых  и здоровых, однако живем, Богу всякие нужны. Причина в незаменимом батюшке, полностью заслонившего и заменившего собой Христа.

К слову о монашеской форме, которую так стремятся надеть стремящиеся отнюдь не к монашеству: беглянки из монастырей не преминут прихватить  если не подрясник, то хотя бы апостольник, который действительно очень украшает, облагораживает любое лицо, создает ореол причастности к тайне, недоступной мирянину, дает кредит доверия, ничем не оправданного.

Недавно наш монастырь посетила некая инокиня в сопровождении мирянки.  Пока гостья в черном ходила мыть руки, ее простодушная спутница восторгалась вниманием, проявляемым к ним  на вокзале, в электричке и как матушка умеет складно ответить на любой вопрос. А спустя месяц сообщила по телефону, что та инокиня с украинским гражданством просит прописать ее в Москве, в квартире, где доверчивая А. живет с больной дочерью.

Тут же вспомнилась ситуация с «афонским»[1] иеромонахом Н., несколько раз посещавшим наш монастырь в качестве гостя штатного священника. Спрашивать документ постеснялись, его «афонство» как бы подтверждала скуфейка особого кроя. Однажды он участвовал в богослужении, и сестрам  показалось, что во время каждения лицо иеромонаха сводила гримаса злобы; в следующий приезд игумения все же попросила показать отпускное свидетельство. Гость явно смутился, ничего не предъявил, не служил и больше не приезжал.

 Потом случайно выяснилось, что этот «афонит» пострижен вовсе не на Афоне, пробыл на Святой Горе не более двух месяцев,  изгнан за не приличествующий монаху проступок и проживает в Москве в квартире одной престарелой монахини, которая по благословению духовника часто выезжает на сельские приходы, помогая как опытный регент. Матушка, пустив «сиромаху», в сущности лишилась жилья, дело дошло до конфликта, чем он завершился – не знаем, потому что адрес монахини сгорел вместе с нашим корпусом 4 мая 2007 года. Упомянутый иеромонах, между прочим, тоже чад имеет, послушников, располагает какими-то средствами, акафисты составляет, книжки издает, несогласные с учением Церкви. Впрочем, вряд ли печальный опыт послужит уроком сердобольной москвичке, как не научили «новоначальную монахиню» синяки и шишки, набитые за годы, проведенные под сводами Алатырского храма.

Еще в «Записках монахини Олимпиады» есть глава под названием «Любите ли вы театр?..», в которой бывший театровед пытается уверить читателей в том, что от ее прежней любви к театру остался один чад и вообще никому не полезно дышать угаром сценических страстей, ни зрителям, ни актерам. Вопрос очень спорный. Театр, по-видимому, все-таки нужен, ибо, как писал в давние годы, пребывая в сане архимандрита, Иоанн Шаховской, далеко не все люди сразу приходят в церковь и многим из них побывать в театре полезнее, чем, например, пиво пить в подворотне или жевать телевизионные сериалы, не говоря уж о том, что хороший спектакль, а такие существуют и теперь, становится источником «разумного, доброго, вечного» и, следовательно, возводит к Богу.

В отношении «Этюдов» и заметок о путешествии в Палестину можно сожалеть, что они не выправлены опытным редактором, изобилуют повторами, не всегда удачными эпитетами, тяжеловесными синтаксическими конструкциями. Но опять же – искренность автора многое искупает.



[1] Хочется, пользуясь случаем,  поблагодарить Станислава Сенькина за сборник «Покаяние Агасфера» и, в частности, за рассказ «Осторожно – «афониты»». Он прочтен много позже того, как мы распрощались с о. Н., но очень точно передает и  наше отношение к этому явлению.


Дата: Суббота, 17 Май 2008
Прочитана: 22129 раз

Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • «Записки старицы, получившей много милостей от Бога». Монахиня Амвросия (Оберучева) Новоспасский монастырь, 2009.
  • «Покаяние Агасфера». Станислав Сенькин. Афонские рассказы. М., Артос- Медиа, 2008.
  • Суд без милости. Архимандрит Рафаил (Карелин). "О вечном и преходящем"
  • Протоиерей Вячеслав Тулупов. История апостольского века. М., Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008
  • Дервас Читти. "Град пустыня"
  • "Русь уходящая" Рассказы митрополита Питирима. составители: Т. Л. Александрова, Т. В. Суздальцева
  • О страхе
  • Алексей Федорович Лосев. М., 2007
  • Георгий Свиридов в воспоминаниях современников. Молодая гвардия, М., 2006
  • Учит ли нас история? Развенчание мифа о героических катакомбах
  • «Блаженны чистые сердцем». Валентина Бриллиантова. Издательство «Фридгельм» в Калуге. 2008 г.
  • Истории, рассказанные Христом. Как понимать евангельские притчи. Свящ. Владимир Хулап. М.: Эксмо, 2008. – 320 с. – (Моя религия. Все, что нужно знать).
  • Приношение монашеству
  • Протоиерей Георгий Митрофанов. Трагедия России. Запретные темы истории ХХ века. СПб., 2009.
  • Протоиерей Георгий Митрофанов. Трагедия России. Запретные темы истории ХХ века. СПб., 2009 2 часть
  • «Вся моя жизнь – чудо…»: Воспоминания и проповеди. Прот. Борис Старк. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2009.
  • «Правда о генерале Власове». – Сборник статей. СПб: Издательский дом «Русский остров», 2009. – 224 с.
  • Прот. Николай Голубцов. «Беседы перед исповедью» Изд-во Московского подворья Св-Троице Сергиевой лавры, М. 2009
  • Священник Дионисий Тацис «Паломничество в монастырь». Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Москва, 2009.
  • «Дон-Кихот русского монашества» сборник статей о жизни игумена Антония (в миру Алексея Поликарповича Бочкова, 1803-1872).
  • С.Н. Дурылин «Колокола» - М. Изд-во журнала «Москва», 2009
  • Косма Этолийский. Слова. – М.: Святая Гора, 2009.
  • Иеромонах Хрисанф, скит Святой Анны, Гора Афон «Сыны Света» Воспоминания о старцах Афона. Сибирская Благозвонница, 2009.
  • Елена Метальникова «Молитвами хранимый». – Калуга: Издательство «Фридгельм», 2010.
  • Прот. Геннадий Фаст, «Кто она для нас?» Изд-во «Никея», 2010
  • Благодарение, молитва, покаяние
  • Вера в эпоху гламура
  • «Кем мы будем – это зависит от нас»
  • Благолюбие
  • Протоиерей Александр Геронимус. Беседы на Великий пост. – М.: Издательство Московской Патриархии, 2010.
    Вернуться назад


  •  english 


     Архив событий 
    «« Октябрь 2018 »»
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5 6 7
    8 9 10 11 12 13 14
    15 16 17 18 19 20 21
    22 23 24 25 26 27 28
    29 30 31
    24.10.2018


      



     Контакты 
      приёмная:
      +7 920 881 33 33
      +7 920 883 55 55

      благочинная:
      +7 920 889 57 82

      факс:
      +7 (495) 660 62 77
     
    добавочный 955627

      e-mail:
      baryatino1@yandex.ru


     Информация 
    Адрес
    Расчетный счет
    Пожертвование
    Паломникам


     Эконом на связи 




     Котята В КОНТАКТЕ 
     Страничка про наших котят В Контакте


     Наши ссылки 
    ЛОГОС - Молодежная православная газета Якутии


     СМИ о нас 
    В. Залотуха "Просьба с объяснениями"
     "Монастырь без секретов""Семь закатов в Барятино"
    А. Ливанская "Деревня Барятино"
      

    Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (14)