Ах, много я на людей смотрела
и знаю странные вещи:
знаю, что душа – младенец,
младенец до последнего часа, всему, всему она верит
и спит в разбойничьем вертепе
О. Седакова
Оптину пустынь в начале ее возрождения (1988) возглавил архимандрит, впоследствии митрополит Владимирский, Евлогий (Смирнов; 1937–2020), постриженник Троице-Сергиевой Лавры (1965), с первого дня строитель Данилова монастыря (1983); по отзыву даниловских братий, человек глубокого благочестия, колоссальной работоспособности, талантливый проповедник, выдающийся организатор. Но явился некий о. Макарий (1932–2001), схиархимандрит с героической биографией, в которой даже преданные его почитатели обнаруживают темные моменты мифологического свойства; он привлек к себе часть монахов и учинил в обители разделение. Удаленный из Оптиной, о. Евлогий возвратился в Нижние Прыски, где окормлял немаленькую женскую общину. На вопрос «как вы могли соблазниться?» один из первонасельников Оптиной, перешедший с о. Евлогием из Данилова, отвечал: сильная рука! Жажда легкой жизни при ногу «старца»: мгновенно все решает, прямо по патерикам: «прыгай в колодец!», «топчи клумбу!», «езжай на Соловки!». Очевидно, в каждом из нас на глубине души живет исконная потребность в послушании, она-то и ищет, к кому бы прибиться; но, если жажда эта на уровне инстинкта, не воспитана, не окультурена и лишена ясной цели, т. е. не ориентирована на Христа, она приводит к ужасным ошибкам. То тут, то там, в каком-нибудь дальнем селе, вдруг возникает «старец», вокруг него, как водится, группируются верующие: кого-то он «отчитал», кого-то исцелил, пошли слухи, активизировались паломнические фирмы, жаждущих встречи с живым старцем становится все больше, епархия не контролирует самопроизвольные сообщества, и вдруг в интернете на каком-нибудь антицерковном сайте публикуется компрометирующая информация, что коллектив носит признаки секты[1]. Открыты храмы, действуют монастыри, однако на просторах нашей необъятной родины за глухими заборами продолжают существовать возглавляемые «старцами» засекреченные общинки со своими уставами и правилами; некоторые, вероятно для пущей таинственности или исключительности, даже живут «по царскому времени», пренебрегая часовыми поясами.
Понятно, велик соблазн, особенно для одиноких женщин, составляющих большинство в любом религиозном сообществе, повиснуть на каком-нибудь вожде или батюшке вроде бывшего разбойника «схиигумена» Сергия. Лидеры с прирожденной харизмой типа скверной памяти провокатора священника Гапона всегда в моде, что бы ни приказывали: отказаться от паспорта и пенсии сатанинского государства, заниматься (в монастыре) акробатикой, танцевать, играть на гармошке и распевать вместе с батюшкой соленые частушки или «выпьем за Родину, выпьем за Сталина…». Ввериться чьей-то власти означает обрести, наконец, уверенность в личной духовной устроенности и безопасности. Один известный в прошлом духовник, умевший очаровать любого, кто к нему приближался, благословил расположенную к монашеству девушку на брак с человеком, которого она фактически не знала. Но авва, склонный беспощадно ломать волю воспитуемых, настоял; она, новоначальная, не посмела противоречить; муж оказался, сейчас бы сказали абьюзером, унижал и бил ее; родился больной ребенок, брак быстро распался, ее положение оказалось очень сложным. Случай далеко не единственный[2].
Есть мнение, против которого решительно возражал святитель Игнатий: будто бы вера послушника компенсирует «недостаточество» старца; в пример приводят преподобного Захарию из «Достопамятных сказаний», который достиг совершенства, несмотря на бездарное руководство отца своего по плоти Кариона, или преподобного Акакия из «Лествицы», которого ленивый и злой «старец» преждевременно загнал в гроб. Но патерики не рассказывают о тех многих, кого влияние самозванных старцев повредило, побудило покинуть Церковь, уйти в раскол и даже потерять веру.
В то время, когда новооткрытые храмы из-за крайнего дефицита кадров комплектовались молодыми необученными священниками, возникло явление, обозначенное на восточный манер как «гуруизм»; сколько звучало тогда предостережений о калечащих души властолюбивых духовниках! «Берегитесь, братья мои священники!» – взывал митрополит Антоний Сурожский (1997), было синодальное постановление (1998), знаменитая речь Патриарха Алексия (2000); теперь те священники уже не молоды, шишек нахватали, набрались опыта, познали свою немощь, так что о «младостарцах» не слышно. Однако за церковной оградой ядовитые грибы продолжают произрастать и отравлять толпы почитателей, которые складывают к их ногам деньги, квартиры, свою семью, судьбу и будущую жизнь. Обладая элементарным здравомыслием, невозможно понять людей, съезжавшихся со всей страны, например, к Виссариону. Бывший гаишник, по паспорту Сергей Тороп, образования не получал, но мечтал стать известным всему миру и обучался у каких-то уфологов методам воздействия на человека. В 1991 году он, отрастив волосы и надев красный хитон, «вышел на проповедь», назначил на 2007 год конец света и основал в Красноярском крае секту, к которой, по сходству «учений», после запрета «Белого братства» примкнули последователи когда-то известной Марины Цвигун (Мария Дэви Христос). Подразделения «Церкви последнего завета», объединяющие около десяти тысяч адептов, среди которых обретались «доценты с кандидатами» из Новосибирского Академгородка, красиво именовались «обитель рассвета», «город солнца». Существовали же они в суровом каторжном режиме: тяжелый физический труд, полное лишение материальных средств, запрет лечиться, «диета» покруче вегетарианской (из рациона исключались не только все продукты животного происхождения, но и хлеб, постное масло, кофе, чай, сахар) – голодными легче управлять. Жалобы членов распавшихся семей, исчезновения людей, самоубийства привлекли, наконец, внимание следственных органов. При обыске, кроме денег и драгоценностей, нашли ампулы с психотропными веществами и склад оружия.
«Я хотел бы создать религию – вот где деньги!», – эти слова при свидетелях сказал Рон Хаббард, на тот момент писатель-фантаст (1911–1986). И он ее создал – дианетику, она же саентология, имеющая массу приверженцев по всему миру[3], среди них есть известные, уважаемые люди, которые вроде не выглядят идиотами, но вот поди ж ты! Методика прививалась на Западе, она затрагивает только земное бытие и состоит из довольно простых, на посторонний взгляд, приемов: нужно настроить себя на преуспевание в разных сферах жизни, особенно в бизнесе, поставить цель очистить сознание от психологических травм, тело от токсинов и мыслить исключительно позитивно[4]. Церковь саентологов открылась в 1955 году; впрочем, голливудские звезды, причастные к ней, готовы считать религией даже запрет на спиртное и наркотики. В 1990-е, когда упал «железный занавес», подобные идеологии стали проникать и к нам. Не оттуда ли растут ноги новых «религий»?
Ведь так просто: называешь себя (прости, Господи!) богом Кузей, составляешь какое-то подобие «программы» – всего и делов. Некоторых даже восхищает наглость, самоуверенность и цинизм этого человека, Андрея Попова, почти слепого от младенчества, сочинившего блистательную автобиографию, в которой он автор сотен (!) книг, поэт,историк, философ, художник, композитор, певец, человек энциклопедических знаний. Особо подчеркивается феноменальная память и дар точного предвидения событий – поди проверь. Какими средствами мог он заставить себе поклоняться? Разве нецензурной бранью и запугиваниями: «Я не дурак! Поняли все? Твари! Сидеть! Я не дурак! Заблуждаетесь, собаки! Я вам никогда не поверю! Я вас насквозь вижу. Рабы проклятые! Проститутки мужского и женского пола! Хватит мне терпеть вас тут, придурков! Теперь будете делать, как я скажу!». Дикая ахинея на тему «богословия», которую он нес, просто невозможна для пересказа. Вот для примера его самооценка: «В восемь раз больше, чем Христос, я уже сделал»; «Я на эту планету пришёл не для того, чтобы просто любить и страдать. Это не вариант Христа. Это мой вариант, намного сильнее и намного круче! Я пришёл судить!». И судил: бил по лицу, порол, оскорблял, измывался.
Что он действительно умел – так это делать деньги на «православных» выставках: его еженедельный заработок составлял от одного до трех миллионов рублей; может быть, именно деньги удерживали при нем двух или четырех «жен». При обыске, пишут, изъяли 240 миллионов рублей и 150 тысяч долларов, поддельные печати реальных религиозных организаций, а также зоопарк с рептилиями, которых он обожал. Какой же должна быть глубина невежества, чтобы свиноподобного развратного хама, строящего подчиненную ему группировку на запретах, унижениях, надругательствах и телесных истязаниях, отождествить с любящим и милующим Богом?! Послушание, конечно, великая добродетель, но ответственность за собственный свободный выбор каждый несет сам.
Кроме псевдорелигиозных сект расплодилось множество других, например последователи Столбуна, якобы целителя, у которого лечились от алкоголизма представители творческой элиты и прочие большие люди вплоть до членов Политбюро[5]. Людей расплывчатых взглядов привлекают «тренинги личностного роста», где используют те же методы: утверждают, что мозг человека используется не более чем на пять процентов, но есть возможность расширить этот предел, применяя перегрузки– много работать, мало спать и терпеть издевательства. Перспектива поумнеть весьма соблазнительна для развитых интеллектуалов, поэтому они безропотно терпят, когда люди в белых халатах орут, оскорбляют, втаптывают в грязь их самолюбие, тем самым подавляя «неправильную» волю. «Врачи» имеют клинику в Москве, лечат от всех болезней, используя овладевший нынче большинством культ здоровья. В соответствии с деградацией общей культуры и образования появились новые, отечественные секты, в частности возродилась мода на «родноверие», «славянское неоязычество»[6]. Это замкнутые сообщества со страшноватой идеологией, отрицающие официальную историю, проповедующие культ силы, расовое превосходство, насаждающие образ врага. Этот исконный враг, разумеется, чужеземный «иудейско-христианский опиум», посредством которого обманули русский народ, украли у него родную веру и насильно крестили. Они носят вышиванки со свастикой, устраивают ночные радения с кострами, не ходят к врачам, поклоняются природе во всех ее проявлениях, практикуют, якобы в согласии с народной традицией, ритуальные жертвоприношения животных и ритуальные же оргии. Понятно, что, объявив себя язычником, человек автоматически отвергает христианскую этику, на которой построены все нормы и запреты, принятые в обществе.
«Все боги язык – бесове» (Пс. 95); адепты «перунова культа», говорят, в большинстве страдают психическими расстройствами, так, может, эти расстройства вовсе не психические? «Блюдите убо, како опасно ходите!» (Еф. 5, 16)
[1] А. Дворкин называет пять признаков секты: культ лидера, контроль сознания, отсутствие критического мышления у адептов, эксплуатация адептов, обман при вербовке и главное – власть и деньги. Бежать без оглядки рекомендуется при наличии хотя бы одного из признаков.
[2] Этот священник с запутанной биографией обладал колоссальным влиянием на своих чад, преимущественно женского пола; в их кельях поражали огромные портреты старца, с яркостью которых не могли соперничать скромные иконные углы.
[3] В России запрещена, однако, говорят, продолжает действовать под псевдонимами.
[4] У нас в свое еще вполне советское время бешеной популярностью пользовался психолог Владимир Леви. Тоже учил контролировать эмоции, использовать скрытые возможности и совершенствовать себя, во многих своих книгах давал рекомендации по личному росту, достижению успехов и раскрытию внутреннего потенциала, учил четкому определению «внутренних врагов» и составлению «я-проекта». От него же узнавали об изобретенном немецким психотерапевтом доктором Шульцем в 1932 году аутотренинге, релаксационной технике, состоящей из упражнений для расслабления и успокоения. В 1970-е годы, когда книжки Леви шли нарасхват, наверно, немало читателей, закрыв глаза, внушали себе всякие полезные мысли, но не слышно было, чтоб кому-то это помогло.
[5] В былые времена там поголовно лечили еще и от шизофрении и воспитывали «строителей коммунизма», с упразднением советской идеи перешли на «христианскую» платформу.
[6] В Советской России еще в 1918 году на полном серьезе рассматривался составленный при участии будущего маршала Тухачевского (1893–1937) «проект уничтожения христианства» путем восстановления древнего язычества как «натуральной религии».