День памяти новомучеников и исповедников Российских

В День памяти новомучеников и исповедников Российских, убиенных в ХХ веке в период страшных гонений на Русскую Православную Церковь, в нашем храме была прочитана проповедь Санкт-Петербургского  протоиерея Георгия Митрофанова, приуроченная к празднику, установленному решением Поместного Собора в 1918 году,  и абсолютно созвучная некоторым проблемам  церковной жизни в наши дни.

На встречах с игуменом Дамаскиным, заместителем Председателя Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви, автором жизнеописаний новомучеников, мы с горечью говорили о том, что у современных  православных нет должного интереса к залитым кровью страницам истории Русской Церкви. За молитвенной поддержкой большинство верующих обращаются чаще к вселенским святым или новопрославленным, с которыми связаны случаи помощи в житейских делах, в болезни, трудовой деятельности;  но имена страдальцев за Христа в России большинству остаются неизвестны.

В каждой епархии созданы свои комиссии по канонизации, но далеко не все, включая и нашу калужскую, работают как должно. По своему печальному опыту и со слов настоятелей некоторых храмов знаем, что материалов в епархию подано немало, но результаты нулевые. Не потому, что наши кандидаты на прославление того недостойны, нет, просто комиссия не работает.

 Проповедь отца Георгия – это сгусток боли за нас, сегодняшних, заслуживших справедливые обвинения. Мы приводим ее в сокращении и надеемся, что слово священника будет услышано  и многие захотят изменить свою жизнь.

Святые мученики, исповедники и праведники российские, молите Бога о нас!

20 января 1918 года члены Поместного Собора Русской Православной Церкви, проводимого после 200-летнего перерыва, ожидали приезда  его почетного Председателя митрополита Киевского Владимира (Богоявленского). Но он не приехал, и вскоре собравшиеся узнали, что митрополит Владимир убит. Убит архиерей, считавшийся по праву одним из самых авторитетных и уважаемых архиереев Русской Церкви, и, самое страшное, убит руками русских же людей. Убийцы святого митрополита Владимира, беспрепятственно вошедшие в Киево-Печерскую Лавру, несколько часов истязали святителя, а потом убили. И никто из многочисленной братии Лавры не попытался защитить своего священноархимандрита, не попытался разделить с ним мученическую смерть. Вот это особенно страшно, потому что убийц было не более десятка, а лаврской братии многие десятки.

Предчувствуя, что многим придется быть не просто убитыми, но еще и преданными своими пасомыми или сослужителями, члены Собора приняли решение о том, что в надвигающихся на Церковь гонениях память мучеников должна праздноваться либо в день убиения митрополита Владимира, либо в ближайшее воскресенье после этого дня.

Многие задавались вопросом, почему это случилось в Святой Руси? Почему стало возможно гонение на Церковь руками ее духовных чад? Ответить до конца на него нельзя даже нам с вами, ибо здесь есть некая тайна Божия. Однако, опираясь на знание истории гонений, многое можно объяснить.

Нам очень свойственно сейчас, говоря о действительно прекрасной духовно-исторической России в канун 1917 года, не видеть ее недостатков. Да, Российская Православная Церковь была крупнейшей Поместной Православной Церковью в мире, духовенство –  самым образованным, богатства несравнимы, количество храмов, монастырей превосходило поместные Церкви православного мира. И находилась она под защитой православной монархической власти. Все казалось незыблемым, построенным на века, но уже тогда в Церкви были те, кто вольно или невольно разрушал ее. Были высокомерные далекие от паствы и духовенства архиереи, не желавшие знать нужд своих епархий, были суетные, корыстные священники, думавшие лишь о собственном земном благоустроении, ленивые и невежественные монахи. И, наконец, были православные миряне, большая часть которых причащалась только один раз в год, вопринимая церковную жизнь как почтенную бытовую традицию.

Именно эти люди, сами того не ведая, постоянно искушая друг друга, теряли веру и убивали веру. Видя недостатки священства, мирян, решали для себя, что Бога нет, что Христос никогда в этот мир не приходил и что религия это действительно «опиум для народа». И вот такие обиженные «праведники», превращавшиеся в гонителей Церкви, часто оказывались ее разрушителями. Самое печальное обстоятельство заключалось в том, что в первую очередь погибали те, кто являл собой идеал Христовой жизни на земле. Церковь гнали из-за худших, а погибали в ней прежде всего лучшие.

Эту трагедию Церковь впервые осознала на Поместном Соборе, члены которого принимали решения, нужные для нашей церковной жизни и по сей день, и молились о том, чтобы Господь сохранил Россию, даже ценой их жизней.

Здесь открывается еще одно очень тяжелое для восприятия этих событий обстоятельство. Когда гонят Церковь, она должна защищаться, но у архиерея, священнослужителя нет иного способа защиты кроме молитвы и пастырского слова. Но не всегда это способно остановить богоборцев. Православные миряне могли силой оружия защитить своих пастырей, но очень немного было тех, кто, жертвуя собой на поле брани, защищал Россию в смутное время.

В 20-е годы Церковь обнаружила, что внутри себя она подвергается не менее страшному разрушению. Очень часто духовные лица и миряне уничтожались по наветам, доносам, по предательству тех, кто еще недавно казался братьями во Христе. Еще более тяжелыми оказались 30-е годы, только за один 1937 год было уничтожено 85 000 священнослужителей. Казалось, что Церкви уже нет места на Русской земле. И хотя скрытые гонения на нее продолжались до 1990 года, случилось чудо – Православная Церковь не перестала существовать в России. 

Однако если в 60-е, 70-е, 80-е годы верующие чувствовали себя изгоями в советском обществе, то вот уже почти 20 лет, как открылись храмы, монастыри, а все ли так хорошо, как когда-то мечталось. Увы, нет. Мы видим, что очень многие люди так и не пришли в Церковь, а некоторые из пришедших уже оставили ее. 

Почему это происходит? Наверное, потому что мы с вами все: и архиереи, и священники, и монахи, и миряне оказываемся недостойными той великой миссии, которую возлагает на нас Господь. Мы за 20 лет умудрились искусить столь многих, что наша Церковь и по сей день остается пристанищем для незначительной части русского народа. Лишь 3-4 процента населения причащаются хотя бы раз в год, а только этих людей можно назвать воцерковленными. Почему мы неспособны исполнять свою христианскую миссию?

Когда лучшие,  погибавшие из-за грехов худших, молили Господа о прощении русской земли, надо думать, Господь ее простил в надежде, что вымоленные молитвами новомучеников придут в храм, будут лучше оставлявших церковный народ в начале века. Однако трезвый взгляд на нас самих открывает горькую истину: мы не только не лучше, мы хуже. Количественно нас еще меньше, в плане нравственного развития мы куда менее совершенны, каинова печать советского человека не стерта с наших душ. Мы более суетны, корыстны, завистливы, озлобленны. Да, тогда была прекрасная богатая страна, а у нас за плечами поколения истерзанных «шариковским» советским бытом и оболваненных коммунистической пропагандой людей. И в плане духовного просвещения мы более необразованны, невежественны, чем христиане начала ХХ века. Так что же ожидает нас? Может быть,  новое гонение?

Ответа нет. Но, возможно, гонения и не будет именно потому, что гнать уже практически некого. Тогда Церковь была достаточно сильна, ибо в ней было еще много очень и очень достойных, которых легче оказалось убить, чем заставить отречься от веры. А сейчас нужно ли гонение, если многие из пришедших в Церковь с легкостью забывают о Христе и предают свою Церковь не хульными речами, а тем, что в своей жизни ничем не отличаются от людей нецерковных, а подчас ведут себя много хуже. Для чего же гнать нас в таком случае?

Только молитвами новомучеников церковная жизнь еще жива. И пока от нас не требуется мученическая смерть, будем следовать их примеру, утверждая Христа достойной одухотворенной возвышенной христианской жизнью, и тогда не придется многим из нас претерпеть те страдания и муки, которые претерпели они.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *