Дервас Читти. «Град пустыня»

Введение в изучение египетского и палестинского монашества в христианской империи. Перевод с английского. Библиополис, СПб, 2007.

Эта книга – подарок всем, кто интересуется историей монашества. Надо заметить, стройная история монашества до сего дня не написана, во всяком случае на русском языке. «Лавсаик», «Достопамятные сказания», «Луг духовный», Патерики, конечно, дают представление об идеалах, подвигах и образе жизни иноков в цветущие времена монашества; однако мы не находим в этих книгах того, чем по преимуществу и замечательна работа Читти – историзма; монашество рассматривается у него в тесной связи с эпохой, в контексте политической борьбы и догматических споров. Особенную ценность представляет приведенная в конце хронологическая таблица, в которой сведены общемировые события и знаменательные явления из истории монастырей Египта и Палестины.
Доктор богословия Дервас Джеймс Читти (1901 – 1971), священник англиканской церкви, в 20-х – 30-х годах прошлого столетия путешествовал по Ближнему Востоку, был в Египте, занимался раскопками в Палестине и, видя печальное запустение на месте древних монастырей, пытался постичь реальность, когда-то наполнявшую эти руины. В странствиях его постоянно сопровождал молодой русский эмигрант, «живой хранитель веры древнего монашества»; Михаил Марков и его мать Надежда Александровна, которым в предисловии выражается благодарность, помогли доктору Читти понять сердечную сущность христианской жизни, которую Православная Церковь сумела сохранить с древних времен.

Автор рассматривает монашество на протяжении примерно пяти поколений: от Антония Великого до VII века; ко времени арабского завоевания монашество предстает сформировавшимся институтом с глубокими традициями и богатой литературой. В последовавшие века тяжелых испытаний, когда христианскому миру, казалось, суждено быть поглощенным исламом, сохранившиеся обители Палестины и Синай продолжали сиять надеждой и связующая нить не прервалась; до сего дня желание следовать за Господом нашим Иисусом Христом приводит искателей духовного совершенства в монастыри.

Приведем из книги не слишком известное поучение преподобного Пахомия Великого. «Помимо целительства телесного существует и целительство духовное. Ибо, ежели человек страдает душевною слепотою и не видит света Божиего в слепом своем поклонении идолам, но впоследствии, будучи ведомым верою в Господа, обретает зрение, приближаясь к единому истинному Богу, то не великое ли это исцеление и спасение?.. Один из братьев как-то попросил меня: «Поведай нам об одном из своих видений». Я же ответствовал ему: «Грешнику подобному мне не пристало просить Господа о даровании видений, ибо сие противно Его воле и может повредить человеку… И все же я поведаю вам об одном дивном видении. Если увидите вы человека чистого и смиренного, то знайте, что Господь сподобил вас великого видения. Что может быть выше подобного видения Невидимого Бога в видимом человеке, Его храме?»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *