Игумен Варсонофий (Верёвкин): «Учение о молитве по «Добротолюбию». – СТСЛ, 2011.

Рукопись была написана в трудные для Церкви 1920-21 годы. Диссертация игумена Варсонофия (Верёвкина), одна из последних перед закрытием Московской Духовной академии, содержит около девятисот ссылок на пятитомное «Добротолюбие», но не имеет ни имени автора, ни оглавления, ни указания цели работы. Название «Учение о молитве по «Добротолюбию» (еп. Феофана)» ничем не выделяется от последующего текста. Поэтому при обыске в доме, где хранили рукопись, она не привлекла внимания, что и послужило её сохранности до нашего времени.
Первое, что приходит на ум при взгляде на заголовок – зачем вообще читать чьё-то изложение Добротолюбия, не лучше ли взять пятитомник и самому обстоятельно всё прочитать, научаясь попутно не только молитве, но и всем тем добродетелям, которым учат святые подвижники от своего опыта.

Сочинение игумена Варсонофия является введением в Добротолюбие. Ему удалось на основе свято-отеческого учения создать программу обучения молитве. Это своего рода лествица, по которой может взойти любой взыскующий Богообщения.

В молитве более всего нас привлекает возможность тайнозрения и блаженство. Но достичь этого сладкого плода удаётся далеко не каждому, лучше сказать, единицам. Духовники обычно не рекомендуют новоначальным, то есть тем, кто недавно крестился и пришёл в церковь, начинать с Добротолюбия. Нежелательно также и воцерковлённым христианам приступать с сему славному делу без духовного руководителя. Так когда же, – спросите вы, – по прошествии какого времени и при каких условиях можно приступать к молитве? Св. Симеону принадлежат следующие слова: «Ни юность нисколько не вредит, ни старость не пользует, когда нет разума и страха Божия… Ни мир и житейские дела не мешают исполнять заповеди Божии, когда имеется ревность и внимание. Ни безмолвие и удаление от мира не пользуют, когда властвуют леность и нерадение». Здесь требуется рассуждение, а также совет духовника.

В молитве, как и в большинстве наук, следует начинать с первой ступени, со знакомства с молитвой, её видами и многообразием: «…Всякая беседа к Богу, всякое размышление о духовном установляется молитвою и нарицается именем молитвы, и под сим именем сводится воедино, – будешь ли разуметь различные чтения, или глас уст в славословии к Богу, или заботливую печаль о Господе, или телесные поклоны, или псалмопение…» (св. Исаак Сирин).

Приступающий к молитвенному подвигу должен приготовить себя покаянием, что является безусловным. А препятствием к молитве является рассеяность помыслов. Она, – считает блаженный Диадох, – происходит, «когда душа возмущается гневом, или отягчается многоядением, или сильною печалью омрачается…».

В дальнейшем сама молитва и внимательное чтение Добротолюбия учат нас многим добродетелям, необходимым для спасения. Автор разъяснил нам, опять же словами преподобных молитвенников, как приучить себя к регулярной вечерней молитве, когда и как следует делателю молитвы переходить к молитве сердечной, например св. Нил, рассуждая о внимании, как необходимом условии для молитвы вообще и для умной в частности, говорит: «Ум человека, занятого даже простыми помышлениями о вещах, без страстных притом движений, – далеко отстоит от Бога. Также далеко отводят ум от Бога различные умозрения, тогда ум философствует, но не молится».

Что касается техники молитвы, то автор «Учения» старательно изучил и подобрал для нас необходимые цитаты отцов относительно того или иного способа молитвы. Преподобный Никита Стифат советует не ограничивать дело молитвы часами, временами или местами, «ибо кроме определённого, пожалуй, как бы по праву станешь проводить время в занятиях суетных». А святитель Григорий Палама и другие отцы главным во всём делании считают сосредоточение ума в самом себе, а различные приёмы не считают чем-то необходимым и существенным. «Они суть лишь обстановка, – пишет епископ Феофан, – приспособление внешнего к внутреннему – не бесполезное, но вместе с тем это не есть главное в подвиге молитвы, не есть существо дела».

Достаточно подробно игумен Варсонофий знакомит нас с умной и благодатной непрестанной молитвой. Главным побуждением к непрестанной молитве является возможность приблизиться к Богу, как учит св. Исаак: «Когда кто сподобится непрестанной молитвы… то это будет означать, что он вошёл на самый верх всех добродетелей и сделался уже жилищем Святого Духа… тогда не престаёт он от молитвы, ибо Сам Дух молится в нём непрестанно».

Какими должны быть мысли и чувства? Этот раздел более всего важен для новоначальных подвижников, чаще других соблазняющихся восторженным, кровяным чувством, как его называл святитель Игнатий (Брянчанинов).

В «Учении» сказано также о плодах молитвы, о любви к ближним, которая является результатом и опорой правильной молитвы, и конечно же о страстях, и искушениях, препятствующих молитвенному деланию.

Святые отцы запрещают искать и просить высших даров Божиих, так как получение их влечёт за собой гордость и связанное с ней падение: «Не ищи прежде времени того, что будет в своё ему время, ибо и доброе не добро, если не добре делается» (святые Каллист и Игнатий). «Не полезно прежде делания первейших дел знать о вторых, ибо знание без дела надмевает, а любовь созидает, потому что всё терпит» (святой Марк Подвижник).

Каким бы ни было прекрасным руководство к деланию молитвы, все отцы единодушны в том, что проходить это делание следует при благословении и руководстве духовника. И последний совет для молящихся – не ограничиваться чтением «Добротолюбия» и «Учением о молитве» игумена Варсонофия, а молиться, и молитва сама всему научит.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *