Икона и образ Божий

Праздник Торжества Православия установлен в честь победы над иконоборческой ересью. В истории Церкви было два периода борьбы с ересью, в IV и VIII-IX веках.

После Седьмого Вселенского Собора 787 года последним иконоборцем был император Феофил, а его супруга Феодора была иконопочитательницей. В предании, которое содержится в Синаксаре на службу Торжества Православия, рассказывается, что император Феофил тяжело заболел, и императрица Феодора молилась о его жизни и чтобы он отступил от погибельной ереси. Молитва её была услышана и уже перед своей кончиной император покаялся в иконоборческой ереси, облобызал иконы и в мире предал дух свой.

Императрица вызвала из ссылки в Константинополь всех ранее гонимых иконопочитателей. Среди возвращенных был и Феодор Начертанный, на лице которого каленым железом были написаны слова, хулящие его как иконопочитателя. В честь претерпевших репрессии и муки за почитание икон в первое воскресенье Великого поста 843 года проведен торжественный крестный ход, который получил название Торжества Православия.

Какая же связь между Великим постом и догматом иконопочитания, кроме исторического совпадения? Икона – это рукотворный образ. Если Церковь установила догмат почитания изображений, созданных людьми, то не больше ли человек, созданный Богом и призванный быть образом и подобием Божиим. Мы  часто забываем, что каждое «я» – образ Божий и каждому «я» нужно непрестанно каяться в этом несоответствии. И «моё» отношение к ближнему, как к Божиему созданию, также нуждается в покаянии. 

Икона, написанная с молитвой и благоговением, освящается при надписании, то есть при наречении имени. Также и человек, получивший имя в честь святого, освящается таинством Святого крещения. Внешним проявлением непочитания образа Божия в человеке являются клички и даже небрежное Сашка, да Машка.

На первой седмице мы читали в каноне Андрея Критского: «Погребох перваго образа доброту, Спасе, страстьми, юже яко иногда драхму взыскав обрящи». Эту доброту, а по-русски красоту, надо реставрировать. Работа эта, как и в иконе, очень тонкая, требует много времени, терпения и искусства. Реставратором человека является в первую очередь сам Господь, Который бесконечно уважает безграничную свободу сотворенного Им человека и действует очень деликатно и тонко.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *