Испытание

Проповедники, да и тексты стихир настаивают, что брашна, т.е. отказ от них – далеко не главное. С этим согласны и отрицающие важность Поста: «что входит в уста, не оскверняет человека», «разве Богу интересно, что я ем» и т.п. Однако еда основная инстинктивная потребность и отказ от нее или даже сокращение трехразового питания до одноразового становится для организма суровой жертвой. Нужно хоть раз попоститься как следует, по Уставу, чтобы понять, как много места занимает в нашей жизни еда и все что с ней связано: когда в расписании отсутствуют завтрак, обед, ужин, сбивается привычный ритм бытия и обнаруживается зияние, пустота и потерянность, а в душе час за часом закипает неосознанное раздражение.

Всем известно, что надо ожидать «великопостных искушений», столкновений, взаимных неудовольствий. Понятно, раздражение, гнев, горечь, тревога, обидчивость накатывают от недоедания, но ведь приходят не с луны, вся эта муть таится в глубине сердца и просто нашла случай всплыть на поверхность. В том и смысл банального утверждения «Пост – время покаяния», и если мы его разделяем, ничего не остается, кроме как радоваться обнаруженным грехам и записывать их для исповеди. Таким образом, в течение Поста можно выяснить, где и с кем пребывает наше сердце, куда стремится и чем успокаивается.  Блаженный Августин говорил, что никакой самый пристрастный допрос самого себя не дает столь плодотворных результатов, как испытание искушением.

     Мы теоретически знаем, что путь христианина узок и тернист; «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14, 22); мы читаем о мучениках, претерпевших страшные пытки, о преподобных, подвиги которых превышали возможности человеческого естества; в сравнении с их опытом Пост лишь краткий опыт небольшого уязвления плоти. Принимая Пост с радостью, мы обнаруживаем, что любим Бога больше, чем Его дары и предпочитаем духовное материальному. Не будем роптать, как евреи в пустыне: ведь каждый из нас хоть раз да испытал утешение Божией благодати, вкусил ее сладость и убедился, что она не сравнима с удовлетворением от самой изысканной пищи.

     «Заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода» (Мк. 4, 19). В число «других пожеланий» несомненно входит еда, о которой современный человек заботится непомерно. Христианство означает отчуждение от мира, оно неразрывно связано с евангельскими предписаниями, церковной дисциплиной, воздержанием, аскетизмом. Пост заставляет вспомнить о подлинном благочестии и вместе с пристрастием к пище исторгнуть из души низменные пожелания, нечистые привязанности, беспечность и легкомыслие. Пост, по Златоусту, успокаивает ярость, усмиряет гнев, унимает бури естества, стимулирует разум, просветляет ум, освобождает от бремени плоть… через пост человек обретает сдержанную манеру поведения, дар красноречия, правильное понимание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *