Как сохранить душу в старости?

На почту нашего монастыря Богородично-Рождественская девичья пустынь пришло письмо с просьбой к игумение Феофиле (Лепешинской) дать интервью сотруднице православного портала “Милосердие.RU”. Матушка выполнила просьбу.

Как сохранить душу в старости? Влияет ли на это вера?

Разумеется, влияет. Вера влияет на всё. Все мы призваны достигать высшей степени веры –  абсолютного доверия Богу. В этом смысле старые не особенно отличаются от молодых; полно людей, которые всю жизнь с детства проводят в жалобах и претензиях, всегда недовольны, вечно чего-то требуют; даже придя в Церковь, они не ставили цели меняться – «каким в колыбельку, таким и в могилку», говорил Достоевский; их не встревожило понятие перемены ума, метанойя, о котором толкуют христианские мыслители. С возрастом эгоизм остается тем же, разве что крепчает, поскольку ослабевает самоконтроль, помогающий скрывать негативные черты личности.

Есть старички, в том числе  и вполне верующие, ходящие в храм, которых поглощают болезни, немощи, жалобы на жизнь и это становится их жизнью, они превращаются в детей, которые требуют забот, утешений и пр. А есть – мудрые, которые сами что-то дают, с которыми поговорить – счастье и облегчение. В чем тут дело? Ведь болезни и немощи одолевают всех старичков.

Болезни и немощи почти всех одолевают, но по-разному, в зависимости от нашего к ним отношения. Известно же: «дние лет наших семьдесят лет, аще же в силах, осьмьдесят лет, и множае их труд и болезнь» (Пс. 89). Старость мало кому нравится, кто-то предпочел бы уйти пораньше, на своих ногах и в здравом уме, но «дни нашей жизни сочтены не нами» (Шекспир); удивляться нечему и роптать бесполезно. Телесные муки зачастую являются следствием многолетних излишеств в пище и питии, а психические изъяны порождены душевным хаосом, не преодоленным в покаянии. Но при всем том Господь всегда на нашей стороне, Он близко, Он слышит наши стенания, когда нам скорбно, плохо. Но Он заботится о спасении нашей души, а не о телесном комфорте, поэтому хорошо бы взять в голову мысль об искуплении грехов и  потерпеть, желательно с благодарностью. Бытует мнение, что благочестивые христиане или совсем не болеют, по примеру Антония Великого, который в 105 лет даже ни одного зуба не потерял, или стареют веселей, чем простые смертные. Но жизнеописания повествуют, как страдали перед смертью оптинские (старец Амвросий мучился всю жизнь), или афонские (святой Паисий перенес несколько тяжелых операций) монахи; мы знаем, что не только гипертония, атеросклероз, артрит, остеопороз, но и паркинсон, деменция и другие неблагообразные недуги, посещают, бывает,  христиан высокой духовной жизни.  Преподобную Синклитикию на восьмидесятом году жизни постигла ужасная хворь, от которой все тело гноилось, издавая зловоние; святая отказывалась от лечения, считая терпение мук борьбой с врагом. Некоторые ревностные подвижники даже просят Бога о болезни, чтобы пострадать из любви к Нему. Говорят, что при отсутствии других  добродетелей серьезная болезнь может быть вменена в подвиг.

Что касается мудрости… Как известно, во многой мудрости много печали; не приведи Бог к ней стремиться, еще начнешь поучать ближних и не заметишь, как скатишься в маразм. Мудростью отличались старцы, сегодня их совсем мало; нажить мудрость значит стяжать чистоту сердца, но «сие не от нас, Божий дар, не от дел, чтоб никто не хвалился» (Еф. 2, 4 – 9).  

Как молитва и вера могут помочь не провалиться в немощь старения?  Может быть, на примере ваших сестер?

Думаю, верующий человек «провалиться» не может: даже если его посещает малодушие и он плачет, жалуется, то жалуется Спасителю, Он не оставит!

Добрая старость с христианской точки зрения – это когда что? Приведите, пожалуйста, примеры.

Добрая старость – это душевный мир, внутренний ненарушимый покой, который Господь дает смиренным. А болезнь терпеливых, а иногда и нетерпеливых, смиряет. Примеры… ну вот старушка-монахиня уже ничего не может выговорить на исповеди, но плачет, плачет – разве не покаяние!

Как подготовиться к старости?

В старости усиливается обидчивость и ослабевает эмпатия – это физиологический факт. Как этому противостоять, контролировать себя?

К старости надо готовиться с первых дней сознательной жизни, вернее, готовиться не к старости, а к смерти, нам ведь никто не обещает, что доживем до преклонных лет и успеем подготовиться к ответу на суде Божием. Конечно, и в монастыре люди разные: одна в шестьдесят отказывается от работы (послушаний), а другая и после восьмидесяти картошку чистит, желая хоть какую-то пользу приносить. Не замечала, чтоб усиливалась обидчивость и ослабевала эмпатия, по крайней мере у монастырских. Чаще все-таки монах в старости сосредоточивается на внутреннем, обиды и прочие мелочи быта проходят мимо, не уязвляя сердца.

Если человек не может ходить в храм по немощи – что поможет найти утешение? Ведь батюшку не будешь же вызывать каждое воскресенье?

В монастыре хоть на коляске, но в храм доставят. А в миру  при наличии телевизора какие проблемы? Включаешь и молишься хоть в Храме Христа Спасителя, хоть в Смольном соборе, иногда и батюшку можно вызвать по телефону.

У нас в храмах немало пожилых и стареньких, а вот с лавочками по прежнему беда, – ваша точка зрения?

Ну да, с лавочками лучше, в монастырях, обязательно стоят скамейки  или стасидии, хорошо бы и в приходских храмах позаботились о стариках.

Милосердие.ру

Также читайте Матушкину книгу “Рифмуется с радостью”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *