Кто хочет идти за Мною…

Верующим хорошо известны евангельские слова: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16,24). Прежде, чем следовать за Христом, надо выполнить два условия. Первое – отвергнуться себя. Следующий евангельский стих конкретизирует что значит отречься от себя: «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее». Сказано «отречься от себя», а не «от своих грехов» или чего-нибудь еще. Там, где Господь говорит «продаждь имение свое…» речь идет о совершенстве, а для крестоношения и следования за Христом надо отречься себя.

Как отрекаться от себя? Сам Господь по Своему человечеству ни за что не держался и не был ни к чему привязан, и к подобию Себе в этом отношении призывает человека.

Путь, который предлагает Церковь, состоит в том, чтобы воспринимать все неприятные, прискорбные, мучительные события как возможность, которую дает Господь для продвижения по пути отречения от своей воли. Эту возможность можно назвать и Божиим даром, за который следует еще и благодарить Господа.

Другой способ самоотречения – это отсечение своей воли через послушание человеку. Образцом послушания и здесь является Сам Господь: «Не ищу Моей воли, но воли пославшаго Мя Отца» (Ин.5,30).  В первые века монашества духовные наставники имели в себе благодать Святого Духа и знали волю Божию о человеке, который был у них в послушании. Позже появились общежительные монастыри, в которых легче было жить не по своей воле, оказывая послушание игумену или старшему брату.

Но в деле послушания очень важно, чтобы сам послушник, желающий исполнить волю Божию, имел бы сердечную предрасположенность, или готовность, услышать другого человека и в точности исполнить повеление или просто совет. «Поистине, если кто направит сердце свое по воле Божией, то Бог просветит и малое дитя сказать ему волю Свою. Если же кто не хочет искренно творить волю Божию, то хотя он и к пророку пойдет, и пророку положит Бог на сердце отвечать ему сообразно с его развращенным сердцем», – учил преподобный Дорофей.

Для выполнения второго условия следования за Христом надо взять крест свой. Крест Христов  в православном понимании имеет двойственное значение. С одной стороны беспредельная концентрация страданий, позора, скорби, ужаса, боли и завершающей смерти, с другой – через Крест уже просвечивает тайна свободы, тайна вечной жизни, тайна будущего века. Именно так мы можем понимать завершающие слова Евангельского чтения: «Не узрят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9,1) Если кому будет такая милость Божия, что на своем пути он встретит человека с сиянием славы Божией на лице, то это и есть человек, который отрекся от себя, взошел на крест и стяжал свободу и жизнь вечную.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *