Монашеская научно-практическая конференция
8 марта в преддверии 2 недели Великого поста наши сестры приняли участие в монашеской научно-практической…
В начале Бог сотворил Небо и Землю
По благословению митрополита Калужского и Боровского Климента (Капалина) и в рамках программы курсов дополнительного образования…
Монашеские обеты
На этой странице:Иночество или монашествоМонашеские одеждыПострижение власСтепени монашестваПослушникРясофорМантийный монахСхимникМонашеские обетыНаречение имениЧин постригаОбетыЦеломудриеПослушаниеНестяжание Иночество или монашество…
Монашеские учебники
На этой странице:Книги святых отцов монаховВажность чтения в деле спасенияПатерикиИзречения святых старцевЛавсаикЛуг духовныйРимский патерикРусские патерикиСвятые…
Монашество в современном мире
- Цель монашества для человека и для мира. Краткая история древнего монашества. География монашества.
- Монашеские учебники: Патерики, «Жизнь пустынных отцов» и др. Святые отцы монахи.
- Степени монашества. Постриг. Монашеские обеты.
- Святая гора Афон. Краткая история и устроение монашеской республики. Русские на Афоне.
- Правила русских монахов. Преподобные Антоний и Феодосий. Эпоха преподобного Сергия и его учеников. Монастыри общежительные и особножительные. Нил Сорский и Иосиф Волоцкий. Раскол в Русской Церкви.
- Синодальный период; «штатные» монастыри. Духовное возрождение в XVIII веке. Паисий Величковский и его воспитанники. Учение преподобного Паисия.
- Оптина пустынь, краткая история. Особенности русского старчества.
- Святитель Игнатий, его значение на все времена. «Приношение современному монашеству».
- Монашеская культура. Устав. Форма. Монастырская экономика.
- Монашество во время гонений. Отшельники Абхазии. Монашеские труды, внешние и внутренние.
- Понятие обмирщения. Его причины и преодоление в разные времена.
- Самый трудный обет. Евангельская свобода и послушание.
- Игуменское служение. Учение игумении Арсении.
- Как спасаться без наставников. Старцы истинные и мнимые. Спецназ должен быть обучен!
- Виды, степени и приемы молитвы.
- Повседневная жизнь монастыря. Потребность единства. Терпеть друг друга.
Патрология. Святые отцы и учители Церкви.
I год обучения
- Предмет и задачи патрологии. Понятие об отцах Церкви. Развитие науки. Периодизация святоотеческой письменности.
- Мужи апостольские. Особенности первохристианского периода: живая традиция, эсхатологические чаяния, харизматичность. «Дидахи» («Учение двенадцати апостолов»).
- Святой Климент Римский, житие и творения. Богословие Первого и Второго Посланий к коринфянам. «Пастырь» Ерма. Структура и стиль повествования. Нравственное и догматическое содержание книги.
- Святой Игнатий Богоносец. Житие и Послания. Учение о спасении. Христология. Церковь. Епископ. Святой Поликарп Смирнский, его учение об иерархии; нравственные взгляды.
- Ранние христианские апологеты. Афинагор, Татиан, Минуций Феликс, святой Мелитон, епископ Сардийский, святой Феофил, епископ Антиохийский, Ермий философ.
- Святой мученик Иустин Философ. Житие и творения. Учение о Логосе, о Пресвятой Деве Марии, о спасении, об ангелах. Значение древней апологетики.
- Борьба Церкви с гностицизмом. Святой Ириней, епископ Лионский. Антропология святителя Ипполита Римского.
- Возникновение научного богословия. Апологетика и догматика Тертуллиана, его аскетические и дисциплинарные сочинения, учение о человеке. Святой Киприан Карфагенский, жизнь и учение; отношение святителя к вопросу о принятии падших и крещении еретиков.
- Христианская наука в Ш веке. Александрийская и Антиохийская школы. Святитель Климент Александрийский, жизнеописание и сочинения. Сочинения Оригена. Учение об искуплении и спасении.
- Святой Дионисий Александрийский против хилиазма. Житие и творения святого Григория Неокесарийского. Первый «Символ веры». Святой Мефодий Патарский о свободе воли. «Пир десяти дев».
- Богословие в IV веке. Святитель Афанасий Великий, житие и творения. Учение о боговоплощении, о Троице, о спасении. «Житие Антония Великого».
- Святитель Кирилл Иерусалимский о Крещении, Церкви и Таинствах.
- Каппадокийские отцы. Святитель Василий Великий, жизнь, подвижничество, пастырское служение. Учение о сотворении мира, о Троице. Монастырский устав.
- Святитель Григорий Богослов, житие и творения. Учение о богопознании. Тайна спасения. Поэзия святителя Григория.
- Святитель Григорий Нисский. Догматические сочинения. Антропология святителя Григория. Путь христианина к совершенству.
- Начало монашества и монашеской литературы. Евагрий Понтийский – родоначальник учений об «умной молитве». Психологические наблюдения Евагрия. Беседы преподобного Макария Египетского. Преподобный о сотрудничестве человека с Богом (синергии).
- Святитель Иоанн Златоуст, учитель нравственности. Его служение и творения. Толкование Св. Писания. Учение о первородном грехе.
- Западные отцы Церкви. Святитель Амвросий Медиоланский. Богословское учение блаженного Августина. «Исповедь».
- Несторианство и христологические споры в конце IV века. Антиохийская школа: Диодор Тарсийский и Феодор Мопсуэстский. Святитель Кирилл Александрийский.
- Блаженный Феодорит Киррский, полемические творения, жития святых, история Церкви. Блаженный Феодорит и Халкидонский собор. Последствия Халкидона.
II год обучения
- Христологические споры в V – VII веках. Последствия Эфесского
и Халкидонского Соборов. Дифизиты и монофизиты. Севир Антиохийский, Тимофей Элур и Филоксен Маббугский. - Оригенизм в VI веке. Леонтий Византийский. Император Юстиниан и его богословские взгляды. Леонтий Иерусалимский. V Вселенский Собор.
- Корпус Ареопагитик. Гипотезы об авторе. Богословские идеи
в трактатах Псевдо-Дионисия. Учение о богопознании, о Христе,
о Церкви. - Полемисты VI – VII вв.: Ефрем Антиохийский, Иоанн Максенций, Анастасий Антиохийский; Софроний Иерусалимский и «Луг духовный», Анастасий Синаит. Сборники богословских преданий.
- Канон православного богослужения; «Типикон». Церковные песнопевцы: преподобные Роман Сладкопевец, Андрей Критский, Косма Маиумский.
- Монашество и аскетическая литература. «Лавсаик», «История монахов», «Апофтегмы». Жизнь и творения преподобного Нила Синайского. Марк Подвижник. Преподобный Исидор Пелусиот.
- Аскетическая литература (продолжение). «Сто глав о духовном совершенстве» Диадоха. Авва Дорофей. Иоанн Лествичник. Исаак Сирин.
- Продолжение христологических споров в VII веке. Исторический аспект. Житие и творения преподобного Максима Исповедника.
- Преподобный Иоанн Дамаскин. Житие и творения. Богословская система. Защита святых икон. Феодор Студит об иконопочитании.
- Византийское богословие X – XII веков. Патриарх Фотий. Сочинения против латинян; борьба с манихейством. Полемика об исхождении Святого Духа. Споры об опресноках.
- Преподобный Симеон Новый Богослов. Личность и творения. Гимны. Проповеди.
- Святитель Григорий Палама и исихастские споры.
- Св. Николай Кавасила. «Жизнь во Христе» и «Объяснение божественной литургии».
- Жизнь и труды Мефодия и Кирилла, учителей Словенских. Блаженный Феофилакт Болгарский.
III год обучения
- Преподобный Симеон Новый Богослов. Личность и творения. Гимны. Проповеди.
- Святитель Григорий Палама и исихастские споры.
- Агиография преподобного Симеона Метафраста. Творения свв. Петра Дамаскина, Григория Синаита, Максима Капсокаливита.
- Св. Николай Кавасила. «Жизнь во Христе» и «Объяснение божественной литургии».
- Блаженный Феофил акт Болгарский. Жизнь и труды Мефодия и Кирилла, учителей Словенских.
- Начало русского богословия. Прп. Нестор Летописец и «Повесть временных лет». Киево-Печерский патерик. Послания преп. Феодосия. Поучение Владимира Мономаха. Митрополит Киевский Иларион. «Повесть о законе и благодати». Сочинения Кирилла Туровского.
- Татарское нашествие и смещение русской культуры к Северу. Возобновление византийского влияния в XIV веке. Преподобный Сергий и его ученики. Появление ересей; «Просветитель» преподобного Иосифа Волоцкого.
- Спор «иосифлян» и «заволжцев». Учение преподобного Нила Сорского. Преподобный Максим Грек.
- Труды митрополита Макария. Стоглав и «Домострой». Переписка Иоанна Грозного с Курбским. Князь Константин Острожский. Борьба с Унией.
- Деятельность митрополита Могилы. Киевская богословская школа в XVII веке. Стефан Яворский, Иоанникий Галятовский, Лазарь Баранович. Творчество Святителя Димитрия Ростовского.
- Русь в XVII веке. Церковный раскол как следствие смуты. Патриарх Никон и протопоп Аввакум. Епифаний Славинецкий, Симеон Полоцкий, Паисий Лигарид, Братья Лихуды.
- XVIII век, Петровская эпоха. Феофан Прокопович и вторжение протестантизма. «Камень веры» митрополита Стефана Яворского. Симон Тодорский.
- Митрополит Платон. Мистика Екатерининского века. Философ Григорий Сковорода. Святитель Тихон Задонский: пастырь, учитель, писатель.
- Преподобный Паисий Величковский и его школа.
- Служение митрополита Филарета Московского. Богословское наследие святителя.
Русское богословие в новейшую эпоху
- Царская власть и обер-прокуроры. Духовные академии в России. Библейская наука в борьбе с обскурантизмом.
- Рождение философской традиции: протоиерей Ф.А. Голубинский (1797-1854) и его школа. Религиозно-моралистическое направление: о. Герасим Павский (1787-1863). Архимандрит Макарий Глухарев (1792-1847), «романтический миссионер».
- Труды по догматическому богословию: архиепископа Димитрия Муретова (1811-1883), митрополита Макария Булгакова (1816-1882), архиепископов Никанора Бровковича (1824-1890), Антония Амфитеатрова (1815-1879).
- Филарет Гумилевский, архиепископ Черниговский (1805-1866), автор первой «Истории Русской Церкви»; его работы в области патрологии («Учение об отцах Церкви»).
- Иннокентий Борисов (1800-1855) архиепископ Херсонский и Таврический. Вклад его в переустройство духовно-учебных заведений. Церковно-исторические сочинения святителя. «Последние дни земной жизни Иисуса Христа».
- Борьба за мысль и культуру в 60-е годы. Религиозный кризис и нигилисты. Архимандрит Феодор (Александр Матвеевич Бухарев (1824– 1871).
- Раскол русской культурной элиты. П.Я. Чаадаев (1794-1856)
- «Славянофильство» и «западничество». Путь Ив. Киреевского (1806 – 1856). Религиозные воззрения Н.В. Гоголя (1809 — 1852).
- А. С. Хомяков (1804–1860). Учение о природе Церкви. Переписка с Пальмером.
- Протоиерей Александр Горский (1812—1875) и Московская Духовная Академия. Церковный историк Е.Е. Голубинский (1834 – 1912).
- Богословские взгляды Ф.М. Достоевского (1821 – 1881).
- Научно-теоретическая и учебно-педагогическая деятельность В.В. Болотова (1854–1900). 27 тезисов о Filioque.
- История изучения канонического права в России. Труды протоиерея И. Скворцова 1795 – 1863). Епископ Иоанн Соколов (1818-1869), канонист и выдающийся проповедник.
II год обучения - Святитель Игнатий Брянчанинов (1807-1867), мыслитель, богослов и духовный писатель.
- Святитель Феофан Затворник (1815—1894): аскетические творения, библеистика и переводы.
- Развитие сравнительного (обличительного) богословия в Х1Х веке. Труды архимандрита Иннокентия (Новгородова(1823 – 1868), протоиерея А. М. Иванцова-Платонова(1835—1894), Л. Г. Епифановича (1886—1918). Сектоведение в Х1Х веке.
- Начало нравственного богословия: от протопресвитера И. Л. Янышева (1826-1910) до проф. М. М. Тареева (1867–1934).
- Историософия и эсхатология К. Леонтьева (1831-1891).
- Смысл философской проповеди В. С. Соловьева (1853-1900).
- Религиозные корни учения Л.Н. Толстого (1828 – 1910).
- Общественно-политические взгляды и пророчества святого праведного Иоанна Кронштадтского (1829-1908). Борьба с влиянием Л. Толстого.
III год обучения - Святитель Игнатий Брянчанинов (1807-1867), мыслитель, богослов и духовный писатель.
- Святитель Феофан Затворник (1815—1894): аскетические творения, библеистика и переводы.
- Развитие сравнительного (обличительного) богословия в Х1Х веке. Труды архимандрита Иннокентия (Новгородова(1823 – 1868), протоиерея А. М. Иванцова-Платонова(1835—1894), Л. Г. Епифановича (1886—1918). Сектоведение в ХIХ веке.
- Начало нравственного богословия: от протопресвитера И. Л. Янышева (1826-1910) до проф. М. М. Тареева (1867–1934).
- Историософия и эсхатология К. Леонтьева (1831-1891).
- Смысл философской проповеди В. С. Соловьева (1853-1900).
- Религиозные корни учения Л.Н. Толстого (1828 – 1910).
- Общественно-политические взгляды и пророчества святого праведного Иоанна Кронштадтского (1829-1908). Борьба с влиянием Л. Толстого.
- Эпоха К.П. Победоносцева (1827–1907) и церковный кризис начала ХХ века.
- Богословское творчество епископа Михаила (Грибановского; 1856-1898).
- Экзегетика Н.Н. Глубоковского (1863–1937). Исследования посланий апостола Павла. Н. Н. Глубоковский о богословском образовании.
- Догмат искупления в русской богословской литературе . Критика «юридической» теории. Взгляды митрополита Антония (Храповицкого; 1863 – 1936).
- Апологетика в ХХ веке: «Диалоги» В. Свенцицкого, Фиолетов, В. Федченков
- Сотериология архиепископа (Патриарха) Сергия Страгородского (1867-1944). «Православное учение о спасении» (1898).
- Морализм в русском богословии. Михаил Михайлович Тареев (1867 – 1964). Тареев и русская литература.
- Опыт антропологического построения богословской системы. Виктор Иванович Несмелов (1863 – 1937). Наука о человеке В. А.. Снегирев (1841-1889)
- Религиозная потребность и соблазны русской интеллигенции. Феномен «нового религиозного сознания»: основные проблемы Мережковский. Вячеслав Иванов. «Религиозно-философские Собрания» 1901-1903 годов.
- Духовная эволюция В.В.Розанова(1856 – 1919). См. Ткачев о нем.
- От марксизма к идеализму: сборник «Вехи».
- Споры вокруг учения об Имени Божием. «Афонская смута» (1912-1913).
- Богословие о. Павла Флоренского. «Столп и утверждение истины».
- «Идея Софии» от Ф. Голубинского до Флор. и Булгакова
- Священномученик Иларион (Троицкий) о свойствах Церкви и ее границах Вехи русской иконологии. От преподобного Иосифа Волоцкого до Л. Успенского.
- Другие представители «Парижского богословия»: Иоанн Шаховской (1902 – 1989), Александр Ельчанинов (1881 – 1934), Павел Евдокимов (1901 – 1970)
- История как предмет богословия. Творчество о. Георгия Флоровского (1893—1979).
- Богословская концепция Вл. Лосского (1903 – 1958). «Спор о Софии» и начало «неопатристического синтеза».
- «Очерк мистического богословия Восточной Церкви» Владимира Лосского
- Догматическое богословие Вл. Лосского
- Протопресвитер Александр Шмеман (1921 – 1983), церковный деятель, миссионер, богослов.
- Прот. Иоанн Мейендорф (1926 -1992) как исследователь мистической традиции Православия.
- «Оптимистическое богословие» от Оригена до о. Александра Меня.
- Алексей Федорович Лосев (1893—1988). Личность и наследие.
- Аскетическое учение о человеке в богословском и философском освещении (по работам С.С.Хоружего).
- Христианская культура — от античности до современности (в трудах С.С. Аверинцева (1937 – 2004).
- Духовный опыт преподобного Силуана Афонского и богословие архимандрита Софрония Сахарова (1896–1993).
- Беседы митрополита Антония Сурожского (1914 – 2003) о вере и Церкви, исповеди и молитве.
- Проблемы христианской этики в книгах прот. Владислава Свешникова.
- Православное богословие за пределами России: Оливье Клеман (1921-1999), Серафим Роуз (1934—1982), Ж.-К. Ларше (1949).
- Преподобный Иустин Попович (1894 – 1979), богослов и философ, обличитель европейского гуманизма.
- Антропологическое богословие Думитру Станилоэ (1903 – 1993) и митрополита Иоанна (Зизиуласа).
- Христос Яннарас о развитии богословской мысли в новейшей истории Греции. «Река огненная» Александра Каломироса.
- Западное богословие в ХХ веке: А. Гарнак (1851–1930), Карл Барт (1886-1968), Дитрих Бонххёфер (1906-1945), Ханс Урс фон Бальтазар (1905 – 1988). Принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию.
- Современное состояние и задачи богословия в России. Творчество профессора А.И. Осипова. Богословские исследования митрополита Илариона Алфеева.
Сравнительное богословие
- Понятие и задачи сравнительного богословия. Церковное отношение Православия к инославным конфессиям. Понятия «раскол» и «ересь». Вопрос о границах Церкви в православной экклезиологии.
- Русское старообрядчество. Реформы патриарха Никона и раскол. История старообрядчества до наших дней. Основные течения: поповство, единоверие, беспоповство.
- Отличительные богослужебно-обрядовые особенности старообрядчества. География старообрядчества. Известные старообрядцы в истории России.
- Основные западные исповедания. Определения Архиерейского Собора РПЦ 2000 г. «Об основных принципах отношения РПЦ к инославию». Три чина воссоединения инославных.
- Спор о природе и благодати в V веке. Пелагианство и блаженный Августин. Православное учение о свободе и благодати.
- Краткая история Римской Церкви. Взаимоотношения с Константинопольской кафедрой. Создание папского государства. События 1054 года и их оценка исторической наукой.
- Основные отклонения Римо-Католической Церкви от вероучения Вселенской Церкви: filioque, папский примат, папская непогрешимость, мариология, чистилище, индульгенции, сатисфакция, «сокровищница заслуг», opus operatum.
- Юридический характер католического учения о спасении. Папство в XIII веке. Крестовые походы. Еретические движения в средневековой Европе. Инквизиция.
- Идейные истоки Протестантизма. Предыстория Реформации. Движение вальденсов. Sola Scriptura. Дж. Виклиф, Ян Гус, Иероним Савонарола, Уильям Оккам. Авиньонское пленение и скандальные разоблачения пап. Великий раскол 1378 – 1431г.г.
- Мартин Лютер. Учение о первородном грехе. Реформация о спасении только верой (sola fide). Аугсбургское исповедание Меланхтона. Главные заблуждения лютеранства.
- Реформатство – Кальвин и Цвингли. Особенности англиканского вероисповедания. Дробление протестантизма.
- Краткая история экуменического движения. Всемирный Совет Церквей. Отношение Русской Православной Церкви к экуменизму.
- Секта. История термина. Классификация сект. Вероучение Анабаптистов и меннонитов. Сектанты в России: меннониты, молокане, духоборы, штундисты.
- Баптизм. Пятидесятники. Адвентисты седьмого дня. Тоталитарные секты.
Нравственное богословие
- Понятие о нравственном законе. Всеобщность нравственной проблематики. Благо как сущность нравственного бытия. Смысл жизни в религиях и философиях мира. Нехристианские системы этики: эвдемонизм, утилитаризм, гуманизм.
- Личность в нравственном богословии. Стадии развития личности. Формирование религиозного и ценностного сознания. Значимость личности в глазах Божиих. Обязанность развития и совершенствования.
- Естественный нравственный закон по учению апостола Павла и отцов Церкви. Теории нравственной санкции. Автономная этика. Естественный нравственный закон и православная этика.
- Эмоционально-потребностная сфера в структуре личности. Виды и функции эмоций. Роль эмоций в нравственной жизни. Христианский взгляд на эмоции. Влечение и потребность.
- Нравственное сознание. Стыд как проявление нравственного сознания и переживания вины. Совесть. Воспитание и освящение совести. Нравственное учение о долге. Метафизический и этический аспекты должного. Интерпретация долга в философии И. Канта. Практическая деонтология Запада и православная этика.
- Обязанность как требование нравственного закона. Понятие ответственности. Ответственность и проблема личной виновности. Универсальное значение ответственности как формы нравственного сознания. Понятие о воздаянии в Священном Писании.
- Богооткровенный закон. Декалог Моисея, связь с христианством. Почему современному человеку трудно читать и понимать Евангелие. Различие закона Моисеева и новозаветной христианской нравственности.
- Заповеди блаженства – фундамент жизни христианина. Как исполнить неисполнимый закон. «Нравственные правила» святителя Василия Великого.
- Тема свободы в учении Церкви. Свобода как основа нравственного становления личности. Виды нравственной свободы. Борьба мотивов в ситуации морального выбора. Детерминизм и индетерминизм. Преодоление греха и достижение совершенной свободы.
- Свобода самоопределения и феноменология зла. Потеря духовной свободы и грех. Взгляд на грех в Священном Писании. Грех как ошибка в духовном самоопределении человека. Притча о блудном сыне: ступени падения и возвращения к Богу. Возрождение и освящение человека. Смысл и содержание покаяния. Препятствия на пути христианина.
- Гордость – фундаментальная страсть. Нечистые, злые, страстные помыслы и грех. Отражение греховности в сфере ума, чувства и воли. Причины греха: мир. плоть и диавол. Последствия греха. Грех и отчуждение личности.
- Свобода человека и воля Божия. Промысл Божий в жизни человека. Искание и исполнение воли Божией. Предопределение Божие и нравственная свобода человека.
- Этические воззрения апостола Павла. Анализ нравственных возможностей человека. Духовность и нравственность по апостолу Павлу.
- Цель жизни христианина. Значение пола. Необходимость и целесообразность аскетики. Юность, зрелость, старость. Духовное бодрствование.
- Личность в системе ценностных ориентаций. «Иметь или быть». Ценность и обреченность человека в духовно не преображенном мире.
- Достоинство и назначение человека. Эмпирическая и метафизическая судьба личности (1 Кор. 3, 14-16).
- Человек перед Богом. Благочестие как путь деятельной и созерцательной жизни. Благочестие внешнее и внутреннее. Любовь к Богу. Благодарность. Благоговение. Молитва.
- Истинный порядок нравственных ценностей. Установления Божии и человеческие. Приоритет внутреннего. Попечение о душе, уме, воле и чувствах. Попечение о теле. Богатство и бедность. Доброе имя и честолюбие. Самоотвержение и готовность.
- Радости и скорби. Страх Божий и радость. Страдание в истории человеческой мысли. Страдание и развитие сердца. Скорбь и святость. Добровольные страдания.
- Человеческие отношения – поле греха и добродетели. Спасение в ближнем. Притча о Страшном Суде. Служение ближнему. Честность и доброжелательность в отношении к человеку. Грехи человеческих отношений.
- Спасение в Церкви. Значение Таинств. Чего ищут в Церкви. Церковь – царство не от мира сего. Свободная воля и благодать Божия. Синергизм. Восприятие благодати.
- Любовь – высшая ценность христианства. Любовь к Богу и ближнему. Искажения и подмены любви. Апостолы Павел и Иоанн о любви.
- Вера и надежда. Вера и верность. Вера и дела. Совершенный человек. Дары и плоды духовные.
- Христианин как член общества. Патриотизм и гражданственность. Этика общественного служения. Труд. Отношение к государству. Мировоззренческая ориентация личности.
- Прикладная этика. Человек и «всякая тварь». Проблемы экологической этики. Биоэтика. Право на жизнь = право на смерть? Этические проблемы генной инженерии, трансплантологии, психиатрии.