Монахов правило кротчайшее…

В Евангелии, читаемом в 4 Неделю, Церковь благовествует, что и дух злобы изгоняется из человека только молитвою и постом, и вместе предвозвещает приближающуюся радость воскресения Христова.

Из всего сонма святых Православной Церкви именно Иоанн Лествичник выбран Церковью как пример для подражания. И его учение как руководство к духовной жизни особенно пригодно для чтения в период Великого поста. В богослужебных текстах Иоанн назван «лествицею добродетелей» и человеком, который взошел к высоте боговидения. «Законоположителя обучения, и монахов правило кротчайшее, яко Моисеа тя и Давида воистину, стяжавше отче, ублажаем.» (Песнь 4 канона)

Этот Угодник Божий жил в VI веке, родом сирианин, по своему сочинению названный Лествичником. В 17 лет принял иночество, в 40 удалился в Синайскую пустыню Фола.

Хотя преподобный не уклонялся от пищи, невозбраненной уставом во время поста, дабы тем сокрушить, как сам говорил, рог гордыни; но принимал ее столь мало, что казался более отведывающим, нежели вкушающим; зато от всякой страсти  воздерживался он решительно, повелительно говоря  к ней: молчи, онемей! Покаяние его было соединено с глубоким сокрушением сердца и слезами.

Поставленный игуменом в возрасте 75-ти лет, после сорокалетнего подвижничества в уединении, преподобный начал путь нового восхождения к Богу и большего приближения к Небу. Около четырех лет управлял преподобный Иоанн Лествичник святой обителью Синая, восходя далее по степеням духовных совершенств, и с большею ревностию, нежели до принятия начальства над братией.

Зная о мудрости и духовных дарованиях преподобного, Раифский игумен от лица всех иноков своей обители просил написать для них “истинное руководство для последующих неуклонно, и как бы лествицу утверждену, которая желающих возводит до Небесных врат…” Преподобный Иоанн назвал свое творение – “Лествица”, объясняя название следующим образом: “Соорудил я лествицу восхождения… от земного во святая… во образ тридцати лет Господня совершеннолетия, знаменательно соорудил лествицу из 30 степеней, по которой, достигнув Господня возраста, окажемся праведными и безопасными от падения”. И в 27 слове: «Каждый сам да рассмотрит себя, на какой он стоит степени.

Хотя книга была написана для иноков, любой христианин, живущий в миру, получает в ней надежного путеводителя для восхождения к Богу, и столпы духовной жизни – преподобный Феодор Студит, Сергий Радонежский, Иосиф Волоколамский и другие – ссылались в своих наставлениях на “Лествицу” как на лучшую книгу для спасительного руководства.

Сначала Иоанн описывает первый этап монашеской жизни, который состоит в удалении от мира и от всего, что напоминает мир, «отчуждение» (гл. 1-3, где описывается отречение, разрыв и изгнание). Затем описывается борьба подвижника между добродетелями и пороками, чередующимися друг с другом: печаль, послушание, покаяние, памятование о смерти, очистительный плач, негневливость, памятозлобие, злословие, молчание и прочие (гл. 4-26). Заключительные главы выделяются в особую группу, в них повествуется о совершенстве в любви, безмолвии, внутренней молитве (гл. 27-30).

Содержание одной из степеней “Лествицы” (22-я) раскрывает подвиг истребления тщеславия. Преподобный Иоанн пишет: “Тщеславие высказывается при каждой добродетели. Когда, например, храню пост – тщеславлюсь, и когда, скрывая пост от других, разрешаю на пищу, опять тщеславлюсь – благоразумием. Одевшись в светлую одежду, побеждаюсь любочестием и, переодевшись в худую, тщеславлюсь. Говорить ли стану – попадаю во власть тщеславия. Молчать ли захочу, опять предаюсь ему. Куда ни поверни это терние, оно всё станет спицами кверху. Тщеславный… на взгляд чтит Бога, а на деле более старается угодить людям, чем Богу… Люди высокого духа сносят обиду благодушно и охотно, а слушать похвалы и не ощущать никакой приятности могут только святые и непорочные… Когда услышишь, что ближний или друг твой в глаза или за глаза злословит тебя, похвали и полюби его… Не тот показывает смирение, кто сам себя бранит: как быть несносным самому себе? Но кто, обесчещенный другим, не уменьшает своей любви к нему… Кто превозносится природными дарованиями – счастливым умом, высокой образованностью, чтением, приятным произношением и другими подобными качествами, которые легко приобретаются, тот никогда не приобретает даров сверхъестественных. Ибо кто в малом не верен, тот и во многом будет не верен и тщеславен. Часто случается, что Сам Бог смиряет тщеславных, насылая неожиданное бесчестие… Если молитва не истребит тщеславного помысла, приведем на мысль исход души из этой жизни. Если и это не поможет, устрашим его позором Страшного суда. “Возносяйся смирится” даже здесь, прежде будущего века. Когда хвалители, или лучше – льстецы, начнут хвалить нас, тотчас приведем себе на память все беззакония свои и найдем, что вовсе не стоим мы того, что нам приписывают”.

«Лествица» была широко переведена на все древние языки христианства: латинский, сирийский, армянский, грузинский, арабский, эфиопский и многократно на славянский (из славянских переводов «Лествицы» наиболее известен список, выполненный в 1387 г. св. митрополитом всея Руси Киприаном в Студийском монастыре и в 1390 г. привезенный им же на Русь), а также и на многие новые.

«Лествица» прп. Иоанна стала любимейшим чтением на монастырских трапезах, как видно помимо прочего и из множества рукописей, которые ее содержат. Согласно указаниям типикона она должна читаться в течение Великого Поста — с понедельника по четверг на утрени и на 3, 6 и 9 часах, а по пятницам — на 3 и 9 часе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *