8 марта в преддверии 2 недели Великого поста наши сестры приняли участие в монашеской научно-практической конференции на тему: «Молитвенное делание: традиции исихазма и обожение человека», которая проводилась по благословению Высокопреосвященнейшего Климента, митрополита Калужского и Боровского, в Свято-Георгиевском Мещовском мужском монастыре Калужской епархии.
Со приветственным словом выступил Председатель конференции епископ Тарусский Леонид (Толмачев), викарий Калужской епархии, исполняющий обязанности проректора по научно-богословской работе Калужской духовной семинарии.
На конференции прочитали доклады на следующие темы:
- «Учение свт. Григория Паламы о Божественной сущности и энергии» – игумен Адриан (Пашин), доцент, кандидат физико-математических наук, кандидат богословия, секретарь Ученого совета Московской духовной академии, заведующий аспирантурой Московской духовной академии;
- «Паламитские соборы как догматическая основа молитвенного делания в православии» – протоиерей Димитрий Моисеев, кандидат Богословия, исполняющий обязанности заведующего кафдрой Библейских и Богословских дисциплин Калужской духовной семинарии;
- «Некоторые аспекты учения святителя Григория Паламы об образе Божием в человеке» – архимандрит Георгий (Евдачев), настоятель Свято-Георгиевского Мещовского мужского монастыря;
- «Элементы учения об обожении у свт. Григория Двоеслова» – Трофимов Петр Сергеевич, преподаватель Московской духовной академии.
Приведем кратко некоторые главные мысли, вынесенные нашими сестрами с конференции.
Святые отцы не вырабатывали специально никакого учения дополнительно к учению святых апостолов и их последователей. И история Вселенских соборов говорит нам о том, что, когда пытливый человеческий ум хотел познать Бога своим интеллектом, тогда рождались ереси – отклонения от Священного Писания и Предания. Для борьбы за чистоту Православия Господь наделял своего избранника Божественной благодатью для противостояния еретикам.
Одним из таких избранников в XIV веке был святитель Григорий Палама, который защищал Православное учение от Варлаама и его последователей Акиндина и Григоры. Суть их еретического учения в отрицании православного учения об обожении человека и резкое неприятие различения сущности и энергии в самом Боге-Троице.
Божественная энергия
Святитель Григорий, наставляемый Божией Благодатью, выступил в защиту Православия со следующим утверждением. Божественная энергия (или Божественный/умный Свет) есть движение сущности, при этом она неотделима от сущности. (Например, человек стоит и его стояние неотделимо от него самого, а горение пламени неотделимо от самого пламени). То есть Сущность и энергия Божества различны, но нераздельны, неотделимы. Энергия Божества есть Сам Бог. Проявления же Божественной энергии весьма различны.
Обожение
Сущность Божества непознаваема, но мы, тварный мир, можем познать энергии (Свет, Благодать) Божии. Ту энергию, движение которой направлено к нашему спасению, обычно называют Благодатью. Православие не знает другого спасения, кроме обожения.
Исполнением Евангельских заповедей очищается человеческое сердце. Пост, бдение, воздержание, другие добродетели – это средства, пособия к исполнению заповедей. А в очищенное сердце вселяется Бог своими энергиями, своим Светом. Таким образом соделывает человека причастным своей Божественной сущности, то есть обоживает человека. Но движение это происходит исключительно от Бога, а никак не по усердию подвижника. Человек может воображать о себе что угодно, но только Бог определяет степень чистоты сердечной и его готовность к принятию Благодати а также целесообразность к таковому движению своей Энергии.
Образ Божий в человеке
Сотворенный Богом Адам (вместе с Евой), согрешив, отверг житие по Божию подобию, но все же не лишился жизни по Божию образу. Образ Божий в человеке есть свобода воли, а вместе с ней свобода выбора. Свободная воля, направленная против Бога, ведет человека к погибели. И, напротив, свободная воля является силой души, способной вернуть погибающего человека к Богу.
Человек есть уже погибшее естество и ему ничего не надо делать, чтобы окончательно погибнуть, достаточно оставить все, как есть. Но для спасения ему надо, пользуясь свободной волей своей души, устремиться к Богу делом, словом и помышлением. Мысль – это энергия ума. Она также неотделима от ума человека, как неотделима энергия от Бога. Поэтому очень важно первостепенное внимание уделять нашим мыслям.
Высшая часть души
По учению святых отцов Образ Божий в человеческой природе (сущности) – это присутствие Бога Его энергией(ями). Разные святые отцы разных времен высшую часть души, способную, как в зеркале отразить в себе Бога, называли «умом», «духовным оком», а также «сердцем» как средоточие главного в человеческой природе. Ум, помраченный грехом, помрачает все, чего касается, все видит во тьме собственного помрачения. И наоборот, ум, просвещенный Божественным Светом, имеет более острое «зрение», видение всего и всех. Когда мы говорим «сердце», мы не имеем в виду мышечный орган, качающий кровь, также и ум не есть интеллект.
Хранение ума, делание памяти Божией, трезвение – суть непрестанная молитва. В такой молитве присутствует сам Бог своими энергиями. Цель Иисусовой молитвы привести ум к непрестанной памяти, «держании» в уме Бога.