Память Святителя Григория Паламы во вторую неделю Великого поста.

Во второе воскресенье Великого Поста Православная Церковь чествует память святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского. Празднование установлено Византийской православной Церковью в XIV веке как второе Торжество Православия.

Имя святителя Григория Паламы тесно связано с учением о божественных энергиях и исихазме. 

Он воспитывался под покровительством императора и получил высшее философское образование. В возрасте двадцати лет покинул дворец и философские занятия и удалился на Святую Гору, где предался подвижнической жизни и занятиям, тайнозрительным богословием. 

Безмолвие, уединение и молитва  привлекали молодого монаха, но Господь не утаил Своего светильника и поставил «на верху горы». Ему суждено было защищать православие против ученого монаха Варлаама из Калабрии, который чрезмерно доверял языческой философии и  утверждал, что Бог непостижим и что суждения о Боге недоказуемы. Также Варлаам обвинял исихастов в неправильном способе молитвы и опровергал учение о нетварном Фаворском свете. В истории полемика ученых мужей об исихазме получила название «Паламитских споров». Святитель Григорий письменно изложил свои богословские доводы. Так появились «Триады в защиту священнобезмолствующих» (1338 г.).

Через несколько лет противниками Паламы выступили Григорий Акиндин и Никифор Григора, которые в отличие от Варлаама не критиковали психосоматического метода молитвы исихастов. Спор принял богословский характер и касался вопроса Божественных энергий, благодати, нетварного света. 

В 1344 году святителя Григория Паламу отлучили от Церкви как «разжигателя смуты». Однако в силу изменений политической обстановки на соборе 2 февраля 1347 года Григорий Палама был оправдан, а осуждены его противники.

На третьем этапе споров в мае-июне и в июле 1351 года были созваны два собора. На первом из этих соборов было утверждено учение о единстве Божества и различии между сущностью и нетварными энергиями. На втором соборе было принято шесть догматических определений с соответствующими шестью анафемами, которые сразу же после собора были включены в Синодик Православия и провозгласили Паламу «защитником благочестия».

Ревностный проповедник и защитник Православия преставился ко Господу 14 ноября 1359 года (ст.ст.) в возрасте 63 лет в Фессалонике и, по словам святителя Филофея, многие чудеса совершались его предстательством сразу после смерти.

Монахи Афонской Лавры настолько почитали святителя Григория, что уже в 1368 году в его честь была освящена церковь. «Таким образом, – пишет Иоанн Мейендорф, – местное народное почитание, как это почти всегда случалось в Византии, предшествовало официальной канонизации. Последняя тогда принимала форму соборного решения о введении почитания святого в календарь Великой Церкви. Этот акт был принят в 1368 году патриархом Филофеем и его синодом, которые заботливо назначили святителю Григорию избранное место среди поминаемых на литургии святых – второе воскресение Великого поста».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *