Предисловие

Первыми слушателями (читали на трапезе) электронной версии стали, естественно, насельницы вверенной автору обители. И одна сестра, услышав слово «послушание», ехидно заметила: «Размышления о том, чего нет?». Фактически она права: именно горечь от осознания печального факта породила эту небольшую книгу.

Она начинается с краткого обозрения эволюции общественного сознания в последние десятилетия – от эйфории крушения коммунистической идеологии до разочарования в пришедших ей на смену ценностях, подменяющих христианские заповеди. Сегодня даже неверующие догадываются, что отказ от исполнения божественных  заповедей  ведет к краху цивилизации.

В первых главах говорится о послушании в традиционном монашеском понимании. Как пишет святитель Игнатий, «мы приходим из мира в монастырь, чтоб оставить греховные навыки, полученные в мирской жизни и стяжать навыки истинно христианские <…> монастырские занятия называются послушаниями, потому что они соединены с отречением от своей воли и от своих разумений; последствием упражнения в послушаниях бывают истинное смирение и духовный разум»[1]. В монашестве совершается пре-ображение, исцеление от страстей, исковеркавших  душу, но только если  человек  поверил Христу и перестал цепляться за собственное мнение, собственную выгоду и отказался от разрушительного своеволия. Цель послушания в исполнении воли Божией, а не человеческой, а потому послушание есть мера нашей любви ко Христу. Именно послушание, заповеданное нам как способ оживотворить наше мертвенное естество, возвращает нас к Богу.

Главы четвертая и пятая рассматривают особенности подвига послушания в истории русского монашества:  речь идет о месте  послушания среди других монашеских обетов и отражении опыта подвижников прошлого в уставах  монастырей. Нельзя не заметить, что с натиском западной цивилизации, особенно в крайне неблагоприятные для монашества петровское и екатерининское времена, в российский быт все более вторгается светское начало, углубляется разрыв с русской духовной традицией; однако неизменно после упадка аскетической жизни монастыри вновь возрождаются.

Глава шестая. Поскольку послушание является фундаментальной основой монашества, невозможно в книге о нем избежать обращения к болезненным проблемам современных обителей,которые часто подвергаются жесткой критике, особенно со стороны разочарованных, покинувших монастыри.  Учение Христа – это учение об отвержении себя, и уничтожение греховной самости, себялюбия, саможаления есть главная задача всякого христианина. Причина всех недоумений – легкомыслие и, как отмечал святитель Игнатий, «глубокое незнание христианства». Можно надеть форму,  даже принять постриг, но, если перемены не коснулись сокровенной глубины души, человек способен не только покинуть монастырь, но и отречься от веры, а после демонстративно участвовать в языческих радениях, ударяя в шаманский бубен. Если человек руководствуется преимущественно земными мотивами, привержен своему я, он, конечно, не найдет себя в монашестве.

Седьмая глава иллюстрирует последствия своеволия в самых разных явлениях современности. В Cвященном Писании мы находим немало увещаний к повиновению слуг господам, жен мужьям, детей родителям. В наше время мы можем продолжить этот список: рабочий обязан следовать решению инженера, учащийся – внимать преподавателю, все трудящиеся – слушаться начальников, все граждане – доверять избранному президенту, – словом, послушание необходимо не только монаху, не только христианину, но и всякому человеку. Техногенные катастрофы и многочисленные аварии почти всегда оказываются  следствием  самодеятельности и самоуверенности, пренебрежения правилами техники безопасности и требованиями производственной дисциплины.

Главы восьмая, девятая и десятая повествуют  об истоках и следствиях альтернативы послушанию –  пагубном  своеволии, воспринимаемом многими как свобода. Не забудем, что отпадение от Бога началось именно со злоупотребления дарованной Создателем свободой.  После грехопадения бес противоречия борет человека по своему хотению. Духовные люди во все времена предупреждали об этой опасности.

Глава одиннадцатая – плач   об упущенных возможностях нашего государства в воспитании постсоветского человека. Послушание – необходимое условие мира и благоденствия России, столетиями ограждаемой христианской верой, которую усиленно истребляли  в семидесятилетнем плену безбожия. Многие, если не большинство одичавших граждан забыли уважать и слушать старших, покоряться родителям, ценить учащих и, главное, внимать заповедям Божиим. Современный человек, относящий себя к европейской культуре, жаждет не спасения и вечной жизни, но здоровья, сытости и комфорта в земном мире, который превратился в сплошное общество  потребления; запрет христианской проповеди в школах свидетельствует о равнодушии властей к одной из главных своих задач – возращению сознательного, ответственного человека, патриота своего отечества.

Глава двенадцатая касается богословского содержания понятия «послушание». Вера, даруемая Богом, означает ответственность; послушание есть мера нашей любви ко Христу, доверия Ему, готовности следовать Его всегда благой воле.  Святые отцы утверждают, что одна добродетель послушания, укрощая гибельные страсти, порожденные самостью,  может возвести подвижника на небеса. В главе приводятся примеры правильного и ошибочного понимания послушания.

Глава тринадцатая. Подлинное послушание немыслимо без руководителя; глава содержит краткие сведения о старцах и духовниках не столь давней эпохи, об их жизни и подвиге в годы гонений, когда монашество почти превратилось в воспоминание. Все они шли крестным путем, все являли образец смирения, кротости и мудрости, их влияние на духовных чад ощущается еще и в наше время.

Глава четырнадцатая предостерегает от распространенного в наше время соблазна выбирать духовника ради удобства вверить свою волю и жизнь старцу, пусть фальшивому. Ибо в человеке и теперь живет потребность в послушании, жажда ввериться опытному, найти поводыря, слепить из него руководителя и терпеть издевательства.

Глава пятнадцатая. Способность к послушанию зависит от степени любви ко  Христу и соразмерной решимости отвергнуть свою волю. Никакой, даже самый христоподобный духовник не в силах наделить этими качествами ученика. Потому и говорится: нет старцев, потому что нет настоящих послушников. Всякий верующий, любящий духовный отец, на которого, по выражению из патерика, достаточно просто смотреть, – великое благо, неоценимый Божий дар. Однако следует помнить: спасает Господь иногда и без духовника; тень человека, хоть и старца, не должна заслонить от нас образ Христа Спасителя.

Глава шестнадцатая. Оскудение монашеских добродетелей, особенно основополагающей – послушания – влечет за собой, по общему мнению, деградацию монашеского жития, которую принято называть обмирщением. Понятно, беда этого рода объясняется спецификой окружающего мира, из которого являются в монастырь насельники, не имеющие опыта послушания ни в семье, ни в школе, лишенные христианского воспитания. Отсюда печальная необходимость послаблений монастырского быта ради немощных собратий, способных пока, по апостолу, вкушать молоко, а не твердую пищу.

Глава семнадцатая – о страданиях, которые испытывает человек, желающий отречься от своеволия, сознательно предающий себя Божией воле в стремлении исполнять Его заповеди. Тесные врата, предваряющие встречу с Господом, преодолеваются постоянством в молитве и особенно терпением.

Главы восемнадцатая – девятнадцатая. Послушание означает доверие Богу, из которого проистекает доверие ближнему; в противном случае воцаряется хронический беспорядок, вялотекущий (пока) бунт, всеобщее недовольство всем и всеми. Начальствующие в монастырях порой поддаются соблазну насадить послушание своей властью, забывая, что Господь наш отвергал всякие посягательства принуждать и властвовать.

Глава двадцатая говорит о пользе духовного образования, которому отцы наши, например преподобный Нил Сорский,  придавали великое значение, особенно в связи с постижением глубокого смысла добродетели послушания.

Глава двадцать первая исследует возможные перспективы возвращения нашего народа в Церковь и обновления монашества. Разговоры о непреложной ценности национальных традиций останутся бесплодными, если дети не приучатся слушать и слушаться родителей, жены – мужей, младшие – старших.  Будем надеяться на лучшее, ибо история на нас не кончается.

Глава двадцать вторая посвящена преподобному Паисию (Величковскому);  он считал послушание главным монашеским деланием, без которого невозможно достичь ни чистоты сердца, ни подлинной молитвы, ни смирения. Преподобный разумел не покорность начальству, а взаимное подчинение, послушание по горизонтали – между равными, основанное на равенстве и уважении к каждому. Он требовал от учеников точного следования Евангелию, а лучшим средством ко спасению считал самоосуждение.

Книга заканчивается словами о. Георгия Фроловского о расточающем начале своеволия и творческой мощи послушания. Послушание – не только один из монашеских обетов, но и добродетель, без которой немыслимо спасение христианина, поскольку послушанием искореняется эгоизм и стяжевается смирение. Отказ от самопочитания есть кратчайший путь к соединению с Богом и служению Ему.


[1] Святитель Игнатий (Брянчанинов). Приношение современному монашеству. Собр. соч. Т. 5. М.: Паломник, 2003. С. 169.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *