Святая и Великая Среда

В этот день воспоминаются два события, которые и составляют содержание богослужебных текстов: покаяние блудницы, возлившей миро на ноги Спасителя, и замысел злочестивого Иуды предать своего Учителя. И утренний трипеснец, и стихиры посвящены этим двум образам. «Простре блудница власы Тебе, Владыце, простре Иуда руце беззаконным, — одна, чтобы принять прощение, другой — сребренники.

Грешница подобна разбойнику благоразумному, распятому рядом со Христом. «Блудница приступи к Тебе, миро со слезами изливающи на нозе Твои, Человеколюбче, и смрада зол избавляется повелением Твоим!». Приими моя источники слез <…> приклонися к моим воздыханием сердечным <…> да облобыжу пречистеи Твои нозе и отру сия паки главы моея власы. Этот глубоко назидательный пример покаяния блудницы в других стихирах сопоставляется с иудиным окаянством и ожесточением: «Егда грешная приношаше миро, тогда ученик соглашашеся пребеззаконным. Овая убо радовашеся, истощающи миро многоценное, сей же тщашеся продати Безценнаго. Сия Владыку познаваше, а сей от Владыки разлучашеся. Сия свобождашеся, а Иуда раб бываше врагу.

Иуда, замкнувшийся в своей богопротивной злобе и осуждающий грешную жену — подобен разбойнику, распятому ошуюю. Размышляя о предательстве Иуды, нельзя не прийти в изумление от его черной неблагодарности к Учителю, так точно выраженной в словах церковного песнопения: «Кий тя образ, Иудо, предателя Спасу содела? Еда от лика тя апостольска разлучи? еда дарования исцелений лиши? еда со онеми вечеряв, тебе от трапезы отрину? еда иных ноги умыв, твои же презре? От коликих благ непамятлив был еси! И твой убо неблагодарный обличается нрав, Того же безмерное проповедуется долготерпение, и велия милость».

Святитель Иоанн Златоуст, объясняя, согласно с Евангелием, мрачное душевное состояние Иуды господствовавшею в нем страстью сребролюбия, подчеркивает, что бывший ученик совершает предательство не по неведению, «не быв призван первосвященниками, не быв принужден необходимостью или силою, но сам по себе и от себя он произвел коварство и предпринял такое намерение, не имея никого сообщником этого нечестия». Первосвященники и фарисеи убили Христа не из-за денег, а по причинам религиозным и политическим, но Иуда только «к сребреником устремляшеся». Поэтому справедливо Павел говорил: Корень бо всем злым сребролюбие есть». Поэтому церковные песнопения так настойчиво предостерегают нас от этого греха: «Нрав сребролюбия, и образ твой безумия исполнь несмысленный Иудо: верен бо быв един токмо ковчежцу, всяко не преклонился еси к милосердию, но заключил еси жестокаго твоего сердца утробу, предав Единаго благоутробнаго».

Обратив наше внимание на нравственный смысл Евангельских событий, воспоминаемых в богослужении Великой Среды, святая Церковь, однако, устремляет нас к главному — к приближающейся Пасхе Крестной, за которой следует и Славное Воскресение: «Горница постланая, прият Тя, Создателя, и стаинники, и тамо Пасху скончал еси, и тамо соделал еси таинства…». Воспринять Жертву Христову, за нас ныне приносимую, может только тот, кто очистит свое сердце: «Блажен есть, иже может верно прияти Господа: горницу убо сердце предуготовав, и вечерю благочестие».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *