Уэсселоу Т. Туринская плащаница: Тайна Воскресения. – Екатеринбург: Гонзо, 2014.

Этот 500-страничный труд английского историка и искусствоведа Томаса де Уэсселоу в каком-то смысле интересен и познавателен; автор пересматривает ряд общеизвестных фактов, по-своему толкует библейские тексты и приводит множество любопытной информации с привлечением обширного библиографического материала – список включает 359 пунктов.
Уэсселоу отнюдь не богослов и не толкователь Нового Завета, он позиционирует себя как скептический агностик, но почему-то не дает ему покоя вопрос: на каких событиях и доказательствах основывается главный догмат христианской религии и одновременно одна из великих тайн человеческой истории – вера в чудо Воскресения?

В сущности, пристальное исследование исторического материала началось сразу же, в I веке, и продолжается на протяжении всей истории человечества. Рационалисты утверждали, что Иисус, будучи распят на кресте, просто лишился чувств, а затем в прохладе гробницы очнулся, тайно покинул её и ненадолго воссоединился с апостолами; так что воскресения не было. Явления Христа ученикам они объясняют галлюцинациями под влиянием безутешной скорби по умершему Учителю. Сама идея воскресения заимствована, по мнению Уэсселоу, из древних мифов об умирающих и воскресающих богах. Что же касается исторических свидетельств, которых насчитывается около 230, автор объясняет их «творческим прочтением библейских текстов», т.е., грубо говоря, подтасовкой – известно же, что и Ветхий, и Новый Заветы содержат пророчества о Воскресении Христовом.

Уэсселоу напоминает, что Евангелия не содержат прямого описания момента воскресения; действительно, евангелисты рассказывают лишь о том, что случилось после. «Если подходить к Пасхе как к исторической проблеме, то она совершенно неуловима – отсюда двести лет бесплодного теоретизирования. С другой стороны, видеть в ней божественную тайну – наивная и поверхностная позиция, – отсюда последние две тысячи лет обманутых христианских надежд. Здесь требуется совершенно новый подход, рационально объясняющий таинственность этого события». И вот, в поисках нового подхода он и обращается к артефакту, название которого обозначено в заглавии – Плащаница, хранящаяся в Туринском кафедральном соборе. Оставим на совести автора сравнение великой христианской святыни с такими сенсациями, как «снежный человек» и НЛО, внимание беспристрастного исследователя привлекает сам феномен: мог ли этот удивительный предмет «служить погребальным саваном Иисусу»?

Книга Уэсселоу, разумеется, не первый труд на эту тему. Мы знаем, какие версии по поводу Плащаницы выдвигались в разные времена в жгучем стремлении объяснить божественное чудо с точки зрения здравого смысла; не брезговали выдвигать самые кощунственные предположения: материя изготовлена в 13 веке, отпечаток тела имитирован краской или, может быть, кровью (!), так же нарисованы следы от бича, копья и тернового венца, словом, налицо подделка… Уэсселоу, напротив, горячий сторонник подлинности Плащаницы, чему приводит ряд доказательств: рисунок ткани с характерным саржевым переплетением нитей и соединительный шов совпадают с технологией, обнаруженной на старинных текстильных изделиях, в частности, на клочке одежды из крепости Масада, разрушенной римлянами в 73 г. по Рождестве Христове.

Известно, что подлинный переворот в отношении к Плащанице произошел в 1898 г. когда Секондо Пиа сделал ее первую фотографию и на негативе все увидели отчетливый трехмерный портрет распятого человека. В ХХ веке научные исследования достигли высокой активности; большинство ученых, проанализировав анатомические и археологические данные, пришло к выводу – реликвия подлинная и на самом деле служила саваном Иисусу Христу; изображение на полотне возникло под воздействием некой сверхъестественной энергии, воздействовавшей на Тело в процессе Воскресения. Десятки лет изучали Туринскую Плащаницу, снимали в различных лучах спектра от рентгеновского до инфракрасного излучения. Некоторые сомнения породили противоречивые результаты радиоуглеродного анализа, но, как поясняет Уэсселоу, его авторитетность при ближайшем рассмотрении «трещит по швам»: пользуясь этим методом, две лаборатории в противоположных концах света могут установить «возраст» изучаемого предмета с расхождением в сотни и даже тысячи лет.
Итак, автор убежден в подлинности Плащаницы, которую видел сам в 2010 году: «в толпе людей, рассматривающих образ на полотне, преобладает только откровенное любопытство, но нет ничего специфически религиозного. И все-таки, это неповторимое зрелище, производящее гипнотический эффект. В горизонтальном положении образ на плащанице выглядит потусторонним и призрачным, в вертикальном – внушает страх. Каково бы ни было происхождение пятен крови, они вызывают в уме образ реального распятого тела. Фигура кажется неземной, огромные глаза, похожие скорее на глазные впадины, излучают внутренний свет».

Невозможно объяснить исключительный успех христианства без феномена Воскресения. Если бы воскресшего Христа никто не увидел, как бы Его последователи убедились, что Он их бессмертный Мессия? «Плащаница – подлинный артефакт, в котором содержится ключ к величайшей тайне человеческой истории». Но! Уэсселоу, как ни безумно это звучит, делает ошеломительный вывод: к возникновению христианства привела именно Плащаница – не встречи и беседы учеников с воскресшим Спасителем, а всего лишь изображение на погребальной пелене! Тусклое освещение гробницы, «истрепанные нервы», испуг мироносиц привели к тому, что они приняли кусок ткани за потустороннее существо, «призрачного гостя из царства духов»; таким образом, «ангел у гроба и Воскресший Иисус – всего лишь интерпретация фигуры на плащанице».

Поистине – даже самые очевидные аргументы не способны убедить неверующего. Автор отважно сражается с Евангелием, упрощая его события до низменной пошлости: дескать, женщины, первые вестницы Воскресения, были «феминистками», выступавшими против патриахальных порядков. Он прибегает к обычным вульгарным измышлениям атеистов: явления Христа мироносицам, эпизод в Эммаусе объявляются «позднейшими вставками»; на основании каких-то апокрифов выдумывается конфликт между апостолом Петром и Марией Магдалиной, отражающий «ожесточенную войну полов»! Феномен пустого гроба объясняется вовсе уж примитивно: «поздний вымысел», т.е. ложь с целью утвердить веру в Воскресение.

Замечательно истолкование «явления воскресшего Иисуса более чем пятистам братий в одно время»: они конечно же видели не Господа, а Плащаницу, которую им демонстрировали; опять-таки Плащаница, оказавшаяся в нужный момент в Дамаске, стала поводом к обращению апостола Павла, в связи с которым приводятся и другие, столь же основательные гипотезы: Савл пережил эпилептический припадок; у него сильно болела голова; в него ударила молния.

Святая Плащаница – откровение Божие и зрительное повествование о страданиях Спасителя и Его Воскресении. Она стала живой проповедью и доказывает несомненность Страстей Христовых и Его славного Воскресения. Кровь пролита Иисусом человеком, а светом воссияло Его Божественное Тело. Свидетельство о двух ипостасях Спасителя – не новейшая научная сенсация, это факт, известный христианам более двух тысяч лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *