Возсия весна постная

Седмицы приготовления к Великому Посту завершились Прощёным Воскресеньем. Этот день имеет своё литургическое название: Изгнание Адама из рая. Человек был создан для жизни в раю, чтобы знать Бога и общаться с Ним. Грех лишил его этой блаженной жизни, существование на земле стало изгнанием. Христос отворяет двери рая идущим за Ним, и Церковь, показывая красоту Его Царства, превращает жизнь в паломничество к Небесному Отечеству.

В Евангельском чтении на литургии говорилось об условии освобождения от порабощения греху – это пост. Но для того, чтобы он был настоящим,  мы должны «явиться постящимися не перед людьми, но пред Отцем (нашим), Который втайне» (Мф. 6, 18). Другое условие поста: «если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф, 6, 15). Торжество греха, главный признак его владычества в мире – это ссоры, несогласия, разделения, ненависть. Прощение возвращает к единению, согласию, любви. Всепрощение Самого Бога воссияет между мною и моим «врагом», если я его прощу. Прощение – настоящее «вторжение» Царствия небесного в наш грешный падший мир.

Пост начинается с вечерни этого воскресения. В нашем монастыре это одна из самых любимых служб, она возвещает наступающий Пост, а за ним – приближение Пасхи! Звучит великий прокимен – крик скорбящей души, изъязвленной грехом, таинственная смесь отчаяния и надежды, тьмы и света. Человек стоит перед Богом, перед славой и красотой  Его Царства и чувствует свою принадлежность к этому Царству. У него нет другого дома, другой радости, он изнемогает, сознавая, что изгнан из этого Царства во тьму греха. В конце концов понимает, что только Бог может спасти его душу. Покаяние – отчаянная мольба к этой Божественной помощи.

Великий прокимен повторяется пять раз. И вот Пост уже наступил! Светлые облачения заменены на  тёмные, погашен яркий свет. Священник начинает ектению, хор отвечает великопостным напевом. Первый раз читается молитва Ефрема Сирина с земными поклонами.

Начинается традиционный в Русской Церкви чин Прощения. Священник выходит на амвон, к нему подходит матушка игумения и, поклонившись до земли, становится поблизости. К ним одна за другой подходят сестры и  также просят прощения, затем, кланяясь и целуя друг друга по-монашески «в плеча», просят прощения друг у друга. За ними следуют прихожане, тоже кланяясь сестрам и друг другу. Наши любимые старенькие прихожанки, стараются кланяться до земли и обливаются слезами. Все получают  пакетики с сухариками – монастырское благословение на Великий Пост.

Эта трогательная вечерня, полная любви, единения, братства, заканчивается Пасхальными песнопениями. Нам предстоит сорокадневный путь по пустыне Поста, но в конце этого пути уже сияет свет Пасхи, свет Царства Христова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *