Заново открыть Церковь. Неделя о мытаре и фарисее

Только минули святки, и уже на пороге Великий Пост, в связи с небывало ранней Пасхой, и вот уже грянула Неделя о мытаре и фарисее, когда в первый раз звучит «Покаяния отверзи мне двери».

Пост для христианина должен стать особенным отрезком его духовного пути, поводом к решению какой-то, может быть небольшой, но важной задачи. Конечно, покаяния просим, впрочем не очень понимая, что оно такое. Если речь о грехах, то мы открываем их на исповеди регулярно, молиться – так ведь ежедневно молимся, в чем же необычность Поста?

     Может быть, смысл в том, чтобы заново открыть для себя Церковь, которая выстраивает и регулирует нашу жизнь с единственной целью: сделать ее всю, без пробелов, приготовлением к вечной Пасхе, к радости и полноте Царства Божия. Ведь мы забыли уже и прошлогоднее пасхальное ликование, и непременное сожаление: Пост пролетел, а ничего не сдвинулось, ничего не изменилось во мне. Богослужение во время Поста представляет собой преимущественно плач о бедной душе, отторгнутой от Бога, и имеет целью помочь человеку не просто вспомнить какие-то «повседневные» грехи, но осознать свою ограниченность, свою безнадежную внутреннюю бедность, свое бессилие в жалких потугах «исправиться».

     Евангелие о мытаре и фарисее это всегда актуальная притча о благочестии. Фарисей – чемпион, он все порядки знает, и условия Того, Кому молится, и цену себе, и цену окружающим, в частности, попавшемуся на глаза мытарю. А мытарь, в чем собственно правота его в очах Божиих? Может быть в том, что он сравнил себя не с фарисеем, не с кем-то еще, нет, он увидел  и оценил бездну, отделяющую его от божественной любви, и понял, что самому не спастись, нет таких сил и средств у человека; тогда и воззвал к Богу, к Его милости.

     Но, заметим, других преимуществ у мытаря нет. А ведь в нынешнее время, бывает, кое-кто живет как мытарь, а мыслит как фарисей; хвалится своим невежеством: нас, мол, не учили, мы семинариев не кончали, наша вера детская, простая, зато твердая, «православие или смерть»; удивительно, как быстро мытарь способен трансформироваться в фарисея: годик походил по воскресеньям в храм – и вот уже дерет нос, ну как же, наше дело правое, постимся, каемся, молимся, не то что остальные безобразники; и вот уже фарисействующий мытарь грозно трясет плакатами, протестует, поучает всех вокруг, архиереев в ереси уличает, самого Патриарха критикует.

     Да избавит нас Господь от всякого самодовольства, из которого в каждом из нас способен расти фарисей. Да удостоит нас Своей помощи, чтобы мы, как говорится в Синаксаре, «оставив обычную гнусную привычку», стали способны к духовному подвигу Поста.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *