Сестер, работающих над монастырским сайтом, постигло разочарование: посетители ведут себя в высшей степени бесцеремонно, цепляются к отдельным словам, уличают, обличают, поправляют, наставляют, короче, проповедуют себя (2 Кор. 4, 5), не проявляя никакого внимания к главному, ради чего создается сайт.
Наш сайт предназначен главным образом для тех, кто интересуется монашеством не ради любопытства, а подумывая об избрании иноческого пути для себя. Поэтому мы считаем непременным долгом искренно и честно рассказывать о смысле монашества, о различных сторонах монастырской жизни, пытаемся представить ее во всей полноте, при этом всячески избегая словесного тумана, показного благочестия и сладкого лицемерия. Заметим кстати, что о монашестве пишут на сайте, вопреки «прозорливым» догадкам одной из гостей, отнюдь не девочки-неофитки, а монахини с церковным опытом 20 – 30 лет, пребывающие в постриге 10 – 18 лет.
Мы, как и многие, видим, что часто в монастырь являются люди совершенно неосведомленные, черпающие информацию о монашестве в житиях святых; они ожидают встретить здесь кисельные берега, бархатные взгляды, медовые речи, нежную любовь и тихую молитву. Но монастырь не рай, здесь живут такие же, как в миру, грешники, но только сознающие себя больными и жаждущие исцеления, ради которого необходимо понести великий труд самоотречения, изо дня в день преодолевая греховные привычки, осуждая не других, а лишь себя, без жалости и снисхождения.
«Почто пришел еси?» – вопрошается в чине пострига; ответ: «желая жития постнического». В дополнение к обетам нестяжания, целомудрия и послушания монах при постриге обязуется терпеть всё, вплоть до заплеваний и заушений. Иноческое житие – жестокое житие, потому что жестоко житие Господа нашего Иисуса Христа. Обратной силы обеты не имеют: можно сбросить форму, но перед Богом монах до смерти остается монахом, монахом-изменником.
Тут нет места сахарно-сиропным сентиментальным послаблениям, которых требуют к себе беглые (термин из доклада на Архиерейском Соборе Архиепископа Орехово-Зуевского Алексия; там же рекомендовано во избежание соблазна не общаться с покинувшими обитель). К сведению любителей цитат, преподобный Максим Исповедник, не опасаясь впасть в грех осуждения, называл нарушивших обещания, данные Богу, лжецами и клятвопреступниками. Он говорил также, чтопреступивший свои обеты достоин порицания и бесчестия как поклявшийся Богу и вероломно обманувший его. К слову сказать, у нас есть монахиня с опытом бегства, она рассказывает, какую тоску испытывала, как кляла и ругала себя, как боялась навсегда остаться вне монастырской ограды! Каяться надо, сударыни, а не оправдываться.
Сайт – нечто вроде семейного альбома; его раскрывают перед гостями, чтобы поделиться историей и текущей жизнью семейства, и можно ли вообразить, чтобы гость начал рисовать в альбоме собственные каракули или по-хамски обсуждать портреты родственников: у этой нос длинный, у того уши торчат, а это вообще невозможная рожа! Один батюшка сказал, что данная манера обычна для «интернетовской помойки», но нам такой стиль совершенно не подходит и мы настоятельно просим вольных монахинь и прочих учителей-любителей не утруждаться выпиской тривиальных цитат, а упражнять свое красноречие на форумах, предназначенных специально для полемики.
Сайт же, хвалят его или бранят, пойдет, как тот караван, своей дорогой.